"Такой человек". Как трамписты решили сливать Украину и при чем здесь Маск.
Ультраконсервативная часть Республиканской партии на фоне политического кризиса в Конгрессе продвигает завершение войны на условиях России
Утром 13 февраля Сенат США 70 голосами "за" (29 – против) поддержал альтернативный законопроект о поддержке Украины, Израиля и Тайваня без включения в него финансирования мер безопасности на границе с Мексикой, что было инструментом давления республиканцев на демократов и администрацию Джо Байдена. Документ предусматривает финансирование в размере $95 млрд, из которых 60 млрд планируется направить в помощь Украине.
Сложные дискуссии продолжались всю ночь посредством "филибастера" (процедурного затягивания рассмотрения) в исполнении ультраконсерваторов Майка Ли и противника антироссийских санкций Рэнда Пола. Но в конце концов после 5 утра верхняя палата Конгресса благодаря 17 республиканцам проект закона поддержала и передала эстафету нижней – Палате представителей, где, впрочем, большинство имеет Республиканская партия, а крыло ультраконсерваторов-трампистов – огромное влияние на нее.
Уровень этого влияния демонстрирует позиция спикера Майка Джонсона, ранее вроде бы соглашавшегося с необходимостью поддерживать Украину в ее борьбе с агрессором – Россией. Но нынешний микроклимат в РП способен существенно менять публичную позицию политиков, в том числе и спикера Палаты представителей. Джонсон еще в понедельник дал понять, что не будет выносить законопроект на рассмотрение, потому что в нем отсутствуют положения о финансировании более жестких мер безопасности на границе с Мексикой.
С другой стороны, у демократов и республиканцев, стремящихся покончить с этой многомесячной эпопеей и продолжить поддержку Украины, было несколько инструментов, чтобы добиться вынесения законопроекта на рассмотрение в Палате представителей. Например, фрагментировать проект и голосовать по частям; или добавить его в законопроекты о федеральных расходах, которые будут рассматриваться в начале марта. Однако требование спикера о мерах безопасности на границе оставляет им только один механизм: вынесение на рассмотрение через петицию, для которой требуется 218 подписей. Такой шаг, кстати, выгоден и самому Джонсону, потому что де-факто отстранит его от участия в процедуре вынесения на рассмотрение, а следовательно, нивелируется риск потерять кресло из-за возмущения трампистов.
Тем не менее вопрос пролонгации помощи Украине до сих пор остается открытым. И, к сожалению, это происходит на фоне все более ощутимой нехватки выстрелов для украинской артиллерии, ПВО. Возможно, его удастся решить — и в ближайшее время — с использованием инструмента петиции. Однако стоит учитывать настроения внутри Республиканской партии, где голоса трампистов звучат громче голосов законодателей, поддерживающих оказание помощи Украине.
Подтверждением этому стал разговор с участием предпринимателя-визионера Илона Маска, склонного к максимальному хайпу. В понедельник на платформе X Spaces он принял участие в разговоре о войне РФ против Украины вместе с группой трампистов, выступающих против военной помощи украинцам. Среди них был и вышеупомянутый уже Майк Ли, а также, как ни парадоксально, вицеголова Группы поддержки Украины в Сенате Рон Джонсон. Другие участники посиделок — Джеймс Дэвид Вэнс, причастный к видеохостингу Rumble, предоставляющий площадку для вещания пропагандистского RT, венчурный миллиардер, один из основателей PayPal Питер Тиль (другой основатель – Илон Маск), скандальный предприниматель Вивек Рамасвами и еще один завсегдатай подобных дискуссий Дэвид Сакс.
Сенаторы и предприниматели очень живо дискутировали о российской войне против Украины, и пришли к согласию, что, как сказали Джонсон и Маск, "Путин эту войну не проиграет", а потому Штаты должны прекратить помогать Украине, чтобы конфликт был завершен. Что в таком случае будет с Украиной, экспертов не очень волновало.
Примечательно и то, что разговор происходил на фоне распространения информации о появлении на позициях русских оккупационных войск московских "старлинков". По информации ГУР, россияне покупают их в арабских странах, а личные кабинеты подключают через Польшу.
Маск, конечно, отрицает, что его компания продает "старлинки" россиянам. Им действительно совсем не обязательно покупать их непосредственно у SpaceX. И противодействовать этому Маск вряд ли будет, ввиду его позиции относительно войны РФ с Украиной.
Конечно, взгляды Маска не новость, однако текущая конъюнктура на Капитолийском холме может свидетельствовать о том, что это заявление сделано не только для того, чтобы в очередной раз засвидетельствовать свою позицию или получить порцию хайпа. Скорее речь идет о банальном бизнес-расчете: часть республиканцев и леворадикалов требует от Украины фактически признать право силы и закончить войну, чтобы постепенно возвращаться к business as usual.
Последствия окончания войны на условиях РФ могут быть катастрофическими не только для Украины, но и самой Республиканской партии. Кризис в рядах консерваторов начался еще в каденции Дональда Трампа, когда ему удалось переломить партию через колено и так или иначе взять ее под контроль. Полномасштабная война России в Украине и позиция трампистов по этому вопросу еще больше усугубили кризисную ситуацию как в крайне поляризованной Америке в целом, так и в Республиканской партии в частности. Она больше не так уж консолидирована, сильна, принципиальна в вопросах защиты демократии и национальных интересов Соединенных Штатов.
Иллюстрацией этого кризиса является оценка партии дочерью одного из самых известных президентов США, и в кучу – иконы для республиканцев – Рональда Рейгана, поборника "империи зла". Так, Патти Дэвис в интервью CNN в воскресенье, 11 февраля, констатировала, что ее отец был бы "в ужасе", и это "разбило бы ему сердце", если бы он увидел, какими стали Республиканская партия и Соединенные Штаты, "загрузшие в гневе, насилии, неуважении друг к другу", тогда как Трамп уничтожает конституцию страны.
Справедливость слов дочери Рейгана подтверждает реакция республиканцев: они устроили тотальный мобинг как Патти Дэвис, так и Рональда Рейгана. Причем многие комментаторы, как оказалось, вообще не знают, кем и каким был Рейган как президент.
И это уже достаточно стойкий тренд. Можно быть агрессивным невеждой – и тебе ничего за это не будет. Даже кенсенлинга, потому что в этом деле наилучшие, собственно, самые громкие и самоуверенные. Этикет и нормы морали отходят на второй план, как и традиционные функциональные механизмы взаимодействия по типу банального общения. Как строить коммуникацию, если собеседник может вдруг ляпнуть, что позволил бы России "делать все, что захочет" с его вроде бы другом. "Это кошмар. Но это несерьезно. Он просто такой человек", — отрефлексуют друзья. И в этой атмосфере, проникнутой чрезмерной дерзостью и безответственностью, постепенно исчезает смысл формирования длительных, выгодных, цивилизованных отношений или ведения диалога. Вместо них всплывает что-то непрочное и нестабильное, что может исчезнуть, потому что так захотелось "такому человеку". Или не такому.