Трамперы, потребители "лапши", "мстители", "слоны" со стажем. Кто они, избиратели Трампа

Республиканец взял верх благодаря мобилизации разнообразных избирателей. От верных себе "идолопоклонников" и любителей простых решений до протестного электората, отомстившего демократам за свои обиды

Еще долго политологи и аналитики будут спорить о причинах поражения Камалы Харрис. Об ошибочной ставке демократов на вице-президента, которая до выдвижения находилась в тени Джо Байдена и не считалась самостоятельной фигурой. О том, что демократы вторично неудачно вошли в реку с женщиной-кандидатом против политического мачо Трампа. О неправильности привлечения к избирательной кампании Барака Обамы и людей из его окружения. К экс-президенту в американском обществе неоднозначное отношение, многие считают его символом политического левачества, воукизма. Этими, как представляется, серьезными ошибками и ограничимся, внимательнее же посмотрим на лицо избирателя Трампа.

Трамперы и любители обманчивых обещаний

Первая, но не самая большая по численности часть его избирателей — трамперы. Трампизм как общественно-политический феномен возник в процессе восхождения Дональда Трампа на вершину мировой политики. Идеология трампизма — мешанина национал-популизма, правого популизма, антимигрантских нарративов, торгового протекционизма и изоляционизма. К этому приобщены разнообразные теории заговора, где обязательно присутствуют "поганцы" — преимущественно левые либералы, сторонники мультикультурализма, политкорректности, пропагандисты гендерного равенства, финансовые спекулянты из Уолт-стрит, "белые воротнички" и т.д. Исследователи этого феномена даже склоняются к мнению, что трампизм — не идеология, а эмоция, подогреваемая СМИ, соцсетями, проводниками конспирологических теорий на любой вкус — от "темного просвещения" для интеллектуалов до QAnon и приверженцев концепции заговора конца времен, которые при этом могут быть глубоко верующими христианами. Именно эмоция сформировала в сознании американцев разных социальных групп образ Трампа как харизматичного идола, способного сломать существующую систему.

Трамперы составили костяк избирателей 47-го президента США, но только их для победы было бы мало. Свою кампанию Трамп построил на большом вранье по всем ключевым темам. Его лозунг MAGA ("Сделаем Америку великой снова") – большой обман, ведь в глобальном мире изолироваться и строить экономический рай в отдельно взятом государстве Соединенные Штаты просто не смогут. Так же большой ложью является обещание огородиться высокими заборами от мигрантов. Этим намерениям противоречит глобальная экономика с ее свободным рынком рабочей силы.

Очень много лжи из уст Трампа слышали и об Украине. О миллионах погибших, золотых куполах церквей в руинах, о якобы способности остановить войну в Украине простым решением — посадить за стол переговоров Путина и Зеленского, об ударе по "чертовой Москве", если Путин не отстанет от Украины. Даже в своей первой речи после выборов Трамп заявил, что при его правлении больше не будет войн.

Публичная ложь стала визитной карточкой этого политика давно. В январе 2020 года The Washington Post со ссылкой на свой фактчекинговый сервис указывал, что в течение первого президентского срока Трамп сделал более 16 200 лживых или вводящих в заблуждение заявлений. В среднем он публично врал или вводил в заблуждение по 14,8 раза в день. Подсчитывали количество лживых заявлений политика и во время нынешней кампании. Так, согласно анализу CNN, в ходе дебатов с Камалой Харрис он соврал более 30 раз: о якобы большей помощи Украине от США, чем от стран Европы, о том, что при нем не было инфляции, что уголовные дела против него возбуждены бездоказательно, что Харрис встречалась с Путиным за несколько дней до полномасштабного вторжения России в Украину. А самая громкая ложь — что мигранты "едят домашних животных" в Спрингфилде, штат Огайо. Она даже стала мемом в социальных сетях.

Во время резонансного интервью Илону Маску Трамп соврал не менее 20 раз. В частности, что во времена Байдена "более 20 миллионов человек приехали в США, и большинство из них прибыли из тюрем, из психиатрических заведений, и более того, они безумны". А Харрис будто бы хочет освободить всех заключенных "плохих парней". Хотя аналитики и призывали американцев критически воспринимать эти и другие заявления, опровергали их, ссылаясь на статистические данные, однако страшилки Трампа достигли своего. В значительной степени благодаря лояльным к нему СМИ, таким как Fox news. Медиа ретранслировали слова политика без предубеждений, без других точек зрения. В то время как симпатизирующие демократам СМИ этого себе не позволяли. Самая известная история — с газетой Washington Post, традиционно считающейся политически лояльной демократам. Ее редакция готовила материал в поддержку Харриса, однако читатели его так и не увидели, поскольку владелец издания миллиардер Джефф Безос решил, что его газета больше не будет поддерживать ни одного из кандидатов в президенты. После этого от нее отписалось более 200 тыс. читателей, а Безоса критики обвинили в трусости.

Итак, демократы играли с Трампом в шашки, а против них играли в "чапаева". Харрис надеялась победить, апеллируя к критическому мышлению американцев, а оппонент пытался вызвать у избирателей водоворот эмоций. Отсюда и наглый стиль поведения, грубость, обзывание соперницы и демократов в целом, использование примитивной, но действенной технологии "простых решений" в стиле "окончу войну за три дня". Так что к сознательным трамперам большой ложью удалось приобщить значительную группу избирателей, поверивших в обещания Трампа.

Республиканцы с деда-прадеда и обиженные на демократов

Третья группа избирателей — граждане, традиционно голосующие за республиканцев. В США давно сложилась политическая традиция голосовать за какую-то партию и ее кандидата в президенты. Каким бы он ни был сукиным сыном, но это наш сукин сын. Проголосовать за представителя другой политсилы — позор и предательство. Прежде всего для себя и семьи. Кстати, большинство избирателей из украинской диаспоры в США традиционно предпочитают республиканцев. По статистике, больше всего украинцев проживает в Пенсильвании, штате Нью-Йорк, Нью-Джерси, Калифорнии, Иллинойсе и штате Вашингтон. Везде, кроме Пенсильвании (в этом штате в июле на Трампа было совершено покушение и сюда в сентябре на боеприпасный завод приезжал Владимир Зеленский), первенство получила Харрис. Не беремся утверждать, что местные украинцы способствовали Трампу своими голосами. Впрочем, нашего цвета в Пенсильвании более 10 тыс. В "шатком" штате, где кандидаты шли ноздря в ноздрю, даже половина из этих избирателей могла подсобить победе кого-то из претендентов на Овальный кабинет.

Наконец, четвертая группа — те, кого по разным причинам не устраивали действия Белого дома. Эти люди решили просто изменить политическую пластинку с демократической на республиканскую, надеясь на лучшее. Президентство Байдена пришлось на трудные времена – пандемия коронавируса и связанный с ней экономический спад, война в Украине, эскалация конфликта между Израилем и Палестиной. Частично голосование на выборах было протестным: эта категория могла мотивироваться логикой мести демократам за свои проблемы и неурядицы.

Итак, общий портрет избирателя Трампа можно составить из четырех пазлов. Два из них — кого мобилизовали враньем, иллюзиями простых решений и оскорбленные на власть — всегда были, есть и будут. Обычно они быстро разочаровываются в своем выборе. И это разочарование Трамп почувствует уже довольно скоро.