Меркель и Трамп в ступоре. Чему Вашингтон научился у Киева
Не состоявшееся в пятницу рукопожатие Дональда Трампа с Ангелой Меркель во время протокольной съемки в Белом доме стало едва ли не ключевым итогом визита германского канцлера в Вашингтон. Трамп не внял ни просьбам фотографов, ни поощряющему вопросу Меркель. Вопиющее и нелепое нарушение этикета нуждалось в объяснении, и пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер это объяснение дал журналу Der Spiegel: "Не думаю, что он расслышал вопрос".
Несвободная торговля
Что ж, вполне возможно. Американские ленты новостей полны комментариев психологов и специалистов по языку тела, которые, в общем, сводятся к одному: Трампу было очень некомфортно. Кое-кто добавляет "в обществе настоящего лидера свободного мира". Меркель тоже была явно не в восторге, но это отнюдь не она сидела, зажав ладони между ног и уставившись в одну точку.
Можно, конечно, предположить, что Трамп инкапсулировался из-за разногласий с главным союзником в континентальной Европе. Скажем, по вопросу свободной торговли — судьба Трансатлантического торгового соглашения как раз и стала одной из тем визита. Тем более что после двух дней совещаний участникам недавнего финансового саммита G20 пришлось впервые за десятилетия выбросить из финального коммюнике упоминание о развитии свободной торговли из-за позиции США. Но разговор, судя по всему, окончился ничем. Тем более показательно, что открывая в воскресенье ежегодную ганноверскую выставку технологий CeBIT, Меркель выступила с пламенной речью в поддержку свободы рынка, то же, к слову, сделал и ее гость, японский премьер Синзо Абэ. И хотя ни она, ни он ни разу не упомянули США, шпильки в адрес Белого дома, ударившегося в протекционизм, были слишком уж явными.
Меркель ни при чем?
Впрочем, впадать в кататонический ступор из-за разногласий по поводу ЗСТ — это как-то слишком. И тем не менее кое-что в ходе встречи с Меркель указывает на вероятную причину состояния Трампа. Напомню его шутку, прозвучавшую на совместной пресс-конференции. Дескать, между нами есть кое-что общее — обоих прослушивал Обама. Это притом что днем раньше сенатский комитет по разведке заявил: "нет признаков", что предыдущая администрация вела запись разговоров нынешнего президента. Собственно, тема прослушки стала не только фоном для общения Трампа с Меркель, но, вполне вероятно, подспудно задавала ему тон. Иными словами, хозяину Овального кабинета могло быть просто не до визитеров. Особенно если учесть, что большинство фотокоров представляли те самые "фейковые новости", которые пишут, что Трамп все выдумал. Однако тот же Спайсер уверяет: президент по-прежнему настаивает на своей версии.
Откуда она взялась? Разумеется, из криво сшитой публикации ресурса Breibart, до сих пор неформально курируемого Стивом Бэнноном, главным стратегом Белого дома (это официальная должность, созданная Трампом специально для него). В этом издании вышла громогласная статья "Обращение Марка Левина к Конгрессу: требую расследовать "негласный заговор" Обамы против Трампа". Апеллируя к ней, 5 марта Шон Спайсер заявил, что "репортажи относительно политически мотивированных расследований перед выборами 2016 года вызывают очень большое беспокойство".
Паранойя как метод
Cтатья в Breitbart, однако, основана не на собственном расследовании, а на информации из другого СМИ. Комментируя твиты Трампа, Белый дом сослался, "среди прочих", на четыре ленты в качестве источников знаний о прослушке: ВВС, Heat Street, New York Times, Fox News. Нас здесь интересует Heat Street, еще одно правое издание. Статья, на которую ссылается Breitbart, написана склонной к конспирологии Луизой Менш, бывшим членом британского парламента от партии тори, а сейчас, как водится, независимого журналиста.
Менш утверждает, что два независимых источника (как удобно), близких к контрразведывательным службам, сообщили ей, что ФБР потребовало и получило судебный ордер в рамках FISA (закона о наблюдении за иностранной разведкой) в октябре, чтобы проверить американских граждан в кампании Трампа на предмет их связей с Россией. По словам Менш, ордер относился к расследованию ФБР возможного наличия секретных каналов связей по электронной почте между кампанией Трампа и двумя российскими банками — СВБ Банком и Альфа-Банком. И это расследование, утверждает Менш, очевидно, зашло в никуда.
Следует уточнить, что статья в Breitbart рассказывает о том, что в июне 2016 г. администрация Обамы подала запрос в специальный суд на основании FISA с просьбой установить наблюдение за некоторыми коммуникациями между Трампом и его помощниками. Запрос был отклонен. Тогда в октябре 2016 г. администрация Обамы подала новый запрос, более детальный, касающийся серверов в башне Трампа и их связи с российскими банками. Что из этого правда, а что нет и насколько законными были (если были) действия Белого дома, сразу сказать непросто. Тем более когда источники и ссылки, сомнительные и не очень, перепутаны не менее лихо, чем система активов российского премьера Медведева, которого вскрыл "Фонд по борьбе с коррупцией".
Но дальше Breitbart пишет, что "никаких доказательств не найдено, однако наблюдение продолжается". ВВС сообщает, что 15 октября запрос был удовлетворен, но ни Дональд Трамп, ни его помощники в ордере названы не были, так как юрисдикция FISA распространяется только на иностранных лиц, и в данном случае это были российские банки. По данным ВВС, расследование касалось некоего незаконного перевода денег из России в США и проводилось по наводке разведки одного из балтийских государств.
Украина в пример
И вот здесь начинается явная политтехнологическая манипуляция: президент в ярости, пишет гневные твиты, и что делать дальше, совершенно непонятно.
Потому что, во-первых, официальный представитель Барака Обамы (все тот же Джош Эрнест) назвал эти обвинения "просто-напросто лживыми". Что, хоть и в другой форме, фактически повторил сенатский комитет по разведке.
Во-вторых, бывший глава Национальной разведки Джеймс Клэппер, возглавлявший ведомство при Обаме, заявил, что, если бы судебный ордер FISA существовал, он бы об этом знал. Да и зачем подслушивать башню Трампа, если серверы его штаба обслуживает компания, которая находится в Филадельфии.
Попутно, как назло, разражается северокорейский ракетный кризис. Вашингтон же демонстрирует явную растерянность, о чем свидетельствуют и очень осторожный визит в Китай госсекретаря Рекса Тиллерсона, и очередная волна Трамповых твитов о "плохих парнях". Короче говоря, сложно было придумать менее подходящее время для визита Ангелы Меркель.
Белому дому пришлось действовать в лучших украинских традициях — то есть прятать внешнеполитические косяки за обвинениями против "папередников". Тем более что ввиду продолжающегося расследования связей команды Трампа с Кремлем это позволяет продемонстрировать: замазаны все — причем демократы доказуемо больше.
Клинтон — "агент Кремля"
Так Fox News "вдруг" вспомнил, что в период нахождения Хиллари Клинтон на должности госсекретаря Билл Клинтон в 2010 г. посетил Москву с лекцией, за которую получил $500 тыс., что, как отмечается, значительно выше его обычного гонорара. Лекцию оплатил банк "Ренессанс Капитал", который, как утверждает автор публикации, имеет связь с российской разведкой. Кстати, в этом контексте можно обратить внимание и на возможные проблемы для украинского бизнеса, который нередко привлекал экс-президента США к участию в своих PR-проектах, и на политическую линию хозяев этого бизнеса (между прочим, у фирм, имеющих отношение к Виктору Пинчуку, начались серьезные проблемы в РФ, в частности, речь идет о недавнем разгроме страховой компании "Россия"). Впрочем, во всем, что касается поддержки влиятельными украинцами Клинтон, хуже нам уже явно не станет. А вот "детища" многострадальной перезагрузки теперь заинтересовали жаждущих мести республиканцев.
Ведь обнародованы факты взносов в Фонд семьи Клинтонов и от Виктора Вексельберга через его компанию "Ренова", и от Андрея Вавилова из Сколково, одиозной супруги Юрия Лужкова Елены Батуриной через ее "Интеко". Всплыла старая история с покупкой "Росатомом" компании "Ураниум 1" в 2010 г., владеющей 20% американского урана. Эта сделка требовала разрешений от ряда ведомств, в том числе и Госдепартамента, которым руководила Хиллари Клинтон. По "странному совпадению" девять акционеров этой компании сделали взнос в Фонд семьи Клинтон в размере $145 млн. Этот сюжет команды кандидатов-консерваторов (не только штаб Трампа) поднимали в ходе избирательной гонки, чем и заводили своих сторонников против Клинтон. Другое дело, что невозможно указать на связь между данными событиями и российской политикой Госдепартамента, — стоит вспомнить, что обострение по всему европейскому фронту началось после жесткого высказывания Клинтон против создания Москвой Евразийского союза.
В общем, в воспаленном сознании американского (да и украинского) потребителя политических новостей это может показаться "сенсационными преступлениями".
Но, во-первых, Обама искренне желал изменить отношения с Россией-СССР, как и все президенты до него, начиная, пожалуй, с Рейгана. Поэтому в качестве противника она не рассматривалась до 2014 г. Любопытно, что в деталях повторяется даже цикл — Билл Клинтон охладел к России в 1998–2000 гг., в период секретарства Мадлен Олбрайт.
Во-вторых, международный лоббизм в Вашингтоне — обычное дело, и тот же Подеста преуспел в нем никак не лучше Пола Манафорта.
Наконец, в-третьих, если изучить структуру жертвователей и инвесторов из России, то их следует отнести скорее к лагерю сторонников западного вектора развития РФ, а не к путинским ястребам из "внутреннего КГБ".
Мишень — директор ФБР?
Однако в плоскости политической борьбы все эти побитые молью сюжеты можно, разумеется, вывернуть в нужном ракурсе. И здесь ключевыми становятся следующие обстоятельства.
Первое — традиция президентской власти в США, которая исключает преследование "папередников". Готов ли Трамп ее полностью презреть?
Второе — роль и позиция ФБР. Директор ФБР Джеймс Коми с возмущением отреагировал на вброс о прослушивании Трампа и потребовал от минюста опровергнуть эту информацию, "так как она создает впечатление, что Бюро действовало незаконно".
И вот что любопытно. С одной стороны, Коми сыграл одну из важнейших ролей в приходе Дональда Трампа к власти: за считанные дни до выборов его ведомство заговорило о возобновлении расследования против Хиллари Клинтон. С другой — в последние недели из окружения Трампа вновь звучат призывы к чистке "старых кадров", которые сливают информацию во "враждебные" (так избирательно враждебные!) СМИ. И главное подозрение падает как раз на ФБР — вдруг и отыгравшего свою роль Джеймса Коми решили убрать под сурдинку всех этих атакующих оппозицию скандалов?
Вот только формальный срок полномочий директора ФБР — 10 лет или "два с половиной президента". Поэтому просто по взмаху президентской руки руководителя Бюро уволить невозможно — такие порядки заведены еще отцом-основателем службы Эдгаром Гувером. В общем, есть от чего впасть в ступор. Даже если Меркель предлагает пожать руки.