Трамп переоделся Путиным. Макрон вздохнул и пошел строить Великую Францию

Старый и Новый свет меняются местами. Империя франкофонии опять оспаривает первенство у метрополии англосаксов
Фото: EPA/UPG

Заявление Дональда Трампа о выходе США из Парижского климатического соглашения - это больше чем декларация намерения. Это средний палец, показанный всему миру. Демонстрация крутизны и безнаказанности. Занятно получилось: делатель опять-великой уподобился сколеновставателю: он становится международным изгоем, хоть и избрал менее конфликтный путь. Но по сути, разница невелика: если всем вокруг показывать факи - рано или поздно, но неминуемо все вокруг покажут фак тебе. Кто какой сможет - и кто как сможет.

Жест Трампу уже вернули в ряде штатов, чьи власти заявили, что все равно будут выполнять условия соглашения. Тактично-витиеватая реплика Берлина - "Тот, кто отказывается от Парижского соглашения, перекрывает путь к экономическому росту и подвергает опасности жизненные основы будущих поколений" - это на самом деле ничто иное как "Допляшешься" в антураже трех этажей неизящной словесности. Тем более что сказанное Ангелой Меркель между саммитами НАТО и Большой семерки (мы, мол, больше не можем полагаться на США) теперь выглядит парафразом реплики "Два уже было!" из известного анекдота.

И пусть вас не смущает серьезный и наукообразный комментарий министра энергетики и охраны окружающей среды Австралии Джош Фрайденберг: "Соглашение по-прежнему сохраняет свое значение, поскольку даже с учетом исключения США распространяется примерно на 70% мировых выбросов в атмосферу парниковых газов". На человеческий язык эта реплика переводится пиратским приветствием из "Гнезд Химер" Макса Фрая: "Куляй Нахур!".

Президент Франции Эмманюэль Макрон оказался еще красноречивее: "Я сожалею об этом решении США выйти из Парижского соглашения, но уважаю его. Я считаю, что он совершает ошибку в отношении не только будущего своей страны и своего народа, но и будущего всей планеты. Изменение климата является одной из самых больших проблем нашего времени. И Франция идет в авангарде борьбы с этим. Не может быть другого плана, так как нет другой планеты. Америка повернулась спиной к миру, но Франция не откажется от борьбы с изменением климата. Мы ни от чего не откажемся. Я хочу сказать США, что Франция верит в вас, мир верит в вас. Я знаю, что вы великий народ, но Франция продолжит свою борьбу за будущее планеты. Для всех ученых, инженеров, предпринимателей, всех ответственных граждан, огорченных решением президента США (Дональда Трампа), я хочу сказать, что во Франции вы найдете свой второй дом. Приезжайте и работайте с нами над решением конкретных проблем климата и окружающей среды".

Этот пассаж и толковать не приходится: если Америка от нас отвернулась - что ж, горе Америке, пусть еще только нагнется чуть-чуть. И мы ей покажем то, о чем не догадывалась кузькина мать (ее российская родня, кстати, готова поучиться - судя по тому, что Владимир Путин заявил, что Москва таки ратифицирует климатическое соглашение).

Вульгарно? Не без того - но зато доходчиво. Потому что то, о чем говорил французский президент, - это как раз оно. Лишение величия самым что ни на есть неестественным для мировоззрения Трампа способом.

Фактически это обещание второго с начала века раскола между Вашингтоном и Парижем, хотя первый едва успел затянуться. Тогда, помнится, патриотичные, но глупые американцы от обиды на нежелание воевать с Саддамом даже картошку фри - French fries - в картошку свободы переименовывали. А теперь-то обида покруче будет.

Потому что речь не о войне с диктатором богатой нефтью страны. Потому что речь о войне между нефтяниками и "зелеными". Не теми нефтяниками, разумеется, которые бурят скважины - и не теми "зелеными", которые им бурить мешает. Это война мировоззрений и экономических моделей, которые на оных мировоззрениях строятся.

Дональд Трамп по сути своей - архетипичный мистер Скрудж - причем диснеевский, а не диккенсовский. Он знает, как делать деньги на материальном. Даже если это деньги из воздуха и деньги, в воздух обращающиеся, подобная алхимия все равно крутится вокруг осязаемых вещей - будь то углеводороды или небоскребы. Трампов - и немалого числа его избирателей, к слову, - событийный горизонт вполне описывается строчкой из древнего пугачевского шлягера "Бог с ним, с завтра, но сегодня я его поцеловала..."

Пребывая в такой системе координат, проще поверить, что абстракции вроде глобального потепления или постиндустриального общества - это разводка для лохов, чем отказаться от привычной картины мира, в которой у каждого есть вполне конкретное и понятное место. Тем более, что, справедливости ради отметим, подозрения в кидалове не вполне безосновательны - как минимум ввиду скандального наследия Альберта Гора и пузыря доткомов, лопнувшего в двухтысячном.

Что делает солидный и основательный человек - коим Трамп, вне сомнения, себя считает - в подобных условиях? Категорически требует "Бросьте эти глупости!". А уж если "эти глупости" угрожают привычному миру... Как вчера точно, хоть и по совсем иному поводу сказал Путин, "монополии - это плохо, но монополисты всегда за них борются". Английские луддиты, громившие машины молотками, на них же изготовленными, российские вожди, по кусочкам клеющие "один народ" и французские аристократы, не понимавшие, с чего вдруг третье сословие решило качать права, а теперь и Трамп - все они выглядят аватарами лишенного фантазии божества застоя.

Это тем забавнее, что Америка долгие годы была как раз двигателем цивилизации. И, в частности, экологизма, включая альтернативную энергетику, культ здорового образа жизни и - куда ж без них - маркетинговых фишек. Собственно, и сама "раскрутка" темы глобального потепления - как и ее "закрутка" - одна из таких фишек. На политическом уровне - так точно.

И тем пикантнее, что Макрон этот статус (пока лишь на уровне идей и смыслов) у Америки отобрал. Факел Статуи Свободы метафорически возвращается во Францию. Думается, нынешний хозяин Елисейского дворца, некогда бывший ассистентом гениального Поля Рикера, иронию оценил: Старый и Новый свет меняются местами. Империя франкофонии опять оспаривает первенство у метрополии англосаксов - при полной поддержке всех остальных. Добро пожаловать в многополярный мир.