• USD 41.4
  • EUR 43.5
  • GBP 52.1
Спецпроекты

"Пока что я не добился ничего". Чего Трамп хочет от товарища Си

Реклама на dsnews.ua
"Пока что я не добился ничего", — как бы в шутку заявил президент США журналистам

Как оказалось, у изгнания до недавнего главного политического советника президента Стивена Бэннона из постоянного состава Национального совета по обороне (NSC) может быть и другая причина, кроме медийной одиозности, невзирая на отношения самого президента с прессой. А также – требований нового советника по национальной безопасности Г.Р. Макмастера. Дело в том, что зять Трампа Джаред Кушнер стал наводить в Белом доме свои порядки и избавляться от "старых товарищей" тестя, которые мешают бизнесу. А ключевой вопрос внешней торговли Америки – это Китай.

Формально вместе с Бэнноном из числа постоянных членов исключили и советника по внутренней безопасности, чтобы придать этому маневру рутинность реструктуризации. Но в Пекине, кажется, намек поняли – предшествовавшая непосредственно визиту риторика была смягчена. Более того, как чертик из табакерки, выскочила филиппинская тема. Недавно бросавшийся в объятия Пекина президент Дутерте заявил о том, что посылает войска для занятия спорных островов, на которые претендует Китай. Такой поворот позволяет США выступить миротворцем в менее сложном вопросе, нежели корейский.

Вряд ли это какая-то намеренная американская операция. Теперь, в силу того, как развиваются события в Сирии, ясно, что, с одной стороны, Трамп действует эмоционально, а с другой, что со специалистами у него туго, но, возможно, этому как раз и мешали политические советники, которых теперь начали выносить? Первое скорее хорошо для международного дела свободы, что касается второго, то в середине первого дня переговоров в Мар-а-Лаго Трамп как бы в шутку заявил журналистам, что "пока что я не добился ничего".

Пока что президент США в рамках правил этикета принимает председателя Си в другой части своей резиденции, нежели та, в которой он встречался с премьером Японии Синдзо Абэ, и вместо гамбургера предложил ему стейк, возможно, с намеком, что вегетарианско-хипстерские времена Обамы позади. Не имея каких-либо серьезных методов давления на мировую фабрику, заваливающую весь мир своей продукцией, кроме откровенно разрушительных, Трамп намерен обаять китайского лидера. Но это легко только на словах.

Произведенный в ходе бэнноновской (теперь будет удобно все на него сваливать) "революции" разгром Госдепартамента оставил президента без масштабной экспертизы и опыта в сфере американо-китайских отношений. Фактически сегодня занят единственный релевантный офис – старшего директора азиатского направления в NSC, на этой должности находится бывший журналист и воевавший в Ираке добровольцем морпех Мэтью Поттингер. Но, во-первых, уровень президентского саммита для такого функционала не досягаем, а во-вторых, Поттингера привел в NSC Майкл Флинн, а значит, его надо проверять.

Кроме того, довольно очевидно, что производители высокотехнической продукции, нажившиеся на огромной разнице в цене рабочей силы между США и Китаем, а также разворачивавшие в Поднебесной все более развитые производства, инвестировавшие там в образование, далеко не сразу определятся с лояльностью. Без производства не существует сбыт и наоборот. А значит, придется как-то договариваться, и Трамп к этому готов – в частности, он, похоже, отказался от идеи дискриминационных тарифов на китайскую продукцию.

Однако в команду американских переговорщиков, кроме Трампа и его родственников (хотя Джаред Кушнер вызывает у экспертного сообщества осторожный оптимизм), входят только госсекретарь Тиллерсон, которому вскоре предстоит поездка в Москву, и "незаменимый" Генри Киссинджер. Последний в свою бытность госсекретарем потратил на Китай немало времени и усилий, но при этом следует знать, что он служит абстрактной идее мирового баланса сил, поэтому вполне способен использовать американо-китайскую встречу для навязывания Трампу и Тиллерсону этой выгодной главным образом Москве идеи. В любом случае ясно, что в случае с Сирией она не сработала, а каков потенциал баланса сил и строительства системы зон влияния по отношению к обострению на Корейском полуострове, сказать довольно сложно.

Реклама на dsnews.ua

В то же время в команду Си Цзиньпина входит старший советник трех подряд китайских лидеров, руководитель центрального управления политических исследований и член политбюро Вань Хуньинь, автор политической стратегии Ху Цзинь Тао под названием "Научный взгляд на развитие". А с ним – свита специалистов по всем вопросам американо-китайского сосуществования.

В период междуцарствия в Вашингтоне и дальнейших попыток политических активистов штаба Трампа взять процессы в американской системе власти под свой контроль, на которое отчасти припал и последний форум в Давосе, влиятельный китайский функционер (и часто - публичное лицо) Ли Кэцян заявлял, что "если надо", КНР возьмет на себя функции лидера глобализации.

Но, похоже, что Трамп начинает остепеняться, отстраняться от своих заявлений в период избирательной кампании и задвигать за пыльный шкаф людей, с которыми они ассоциируются. Точно так же в свое время, просто более изящно и тише, делал и Барак Обама.

Если бы не вызов со стороны КНДР и относительно внезапно возникший вопрос Филиппин, переговоры могли бы пройти даже где-то благостно, поскольку Белый дом, осознав масштабность других международных и внутренних проблем, в которые он неизбежно втянут, отнюдь не настроен на торговую войну с Китаем. Американские власти намерены что-то выторговать, так, чтобы показать избирателю-шахтеру в какой-нибудь Западной Виргинии, что еще следуют той программе, которую он поддержал. Но ведь такую демонстрацию можно делать по-разному, к примеру, интерпретируя любой итог встречи с китайским лидером как победу и объявив, что "детали впоследствии подкорректируют эксперты", то есть чиновники и лоббисты. Большой сделки по торговле тоже не будет, но, согласно общему мнению в республиканском Вашингтоне, Трамп намерен донести до сведения китайского лидера, как именно он видит справедливую двустороннюю торговлю, а также возможную роль Китая в корейском конфликте.

В любом случае по результатам этой притирки станет ясно, как именно воспринимает себя сам Китай и как видит его американское руководство – как халявщика или как партнера по управлению миром.

    Реклама на dsnews.ua