Тотальная слежка. Как запретить Amazon контролировать каждый шаг своих работников
Крупные корпорации в последние годы регулярно нарушают право своих сотрудников на неприкосновенность частной жизни
Региональный секретарь профсоюза UNI Europatrade Оливер Ротиг и глава политического отдела неправительственной организации European Digital Rights (EDRi) Диего Наранхо в статье для EUobserver, опубликованной 7 октября, обратили внимание на практику слежки Amazon за своими работниками и призвали лишить компании такой возможности.
За последнее время была опубликована уйма разоблачений: корпорация, которой владеет богатейший в мире человек, следит за своими низкоплачиваемыми работниками в ЕС.
Так, Amazon подловили на слежке за закрытыми Facebook-группами курьеров. В итоге выяснилось также, что компания проявляла интерес к имеилам своих технических работников.
Мало того, Amazon наращивает свой шпионский потенциал.
В своих недавних объявлениях о наборе специалистов по анализу данных, свободно владеющих европейскими языками, она искала тех, у кого есть опыт работы в "разведке, вооруженных силах и правоохранительных органах", с целью нейтрализовать "угрозу профсоюзов".
После этого, компания взяла в совет директоров бывшего командующего киберкомандования США — того самого человека, который, по некоторым данным, отвечал за слежку за канцлером Германии Ангелой Меркель.
И все это в течение одного месяца.
Вот почему коалиция европейских профсоюзов, объединяющая более 12 млн работников, обратилась к комиссарам ЕС Николя Шмиту (Труд и социальные права) и Тьерри Бретону (Внутренний рынок) с призывом к Еврокомиссии срочно провести расследование.
Оно должно помочь разобраться в причине все большего количества обвинений в нарушении прав работников на неприкосновенность частной жизни и свободу объединений.
И хотя Amazon можно отнести к самым что ни есть паршивым овцам, компания — такая не одна. Крупные корпорации все чаще используют методы цифрового наблюдения, чтобы не позволить работникам сообща добиваться улучшения трудовых условий.
В качестве иллюстрации данной тенденции можно привести расследование организации Public Citizen, работающей в сфере защиты гражданских прав, которая сообщила о практике "повсеместного наблюдения [за сотрудниками] на работе"; а также о том, что по меньшей мере 32 работадателя, в том числе Amazon, используют технологии отслеживания состояния здоровья в связи с пандемией Covid-19, чтобы "маркировать" порядка 340 тыс. работников в США.
Сегодня мы наблюдаем за таким явлением как "датафиксация", когда компании автоматизируют отбор потенциальных соискателей и собеседования, отслеживают их переписку и перемещения посредством гаджетов, которые они носят с собой.
Такие методы закладывают основы для формирования алгоритмического управления, которым стирается прозрачность, подотчетность и которое, как оказалось, являет собой и структурную дискриминацию работников в процессе принятия ими решений.
Мы считаем, что Amazon и другие корпорации злоупотребляют имеющимися в их распоряжении данными, следя за сотрудниками с целью найти "возмутителей спокойствия". Объемы и детализация наборов данных, которые корпорации формируют, к которым получают доступ и затем обрабатывают, растут по экспоненте.
Причем что к некоторым из таких данных, включая собранные с нарушением цифровых прав человека, компании вообще не должным иметь доступа. Работники и общественность должны иметь право на большую прозрачность и подотчетность.
Пример же Amazon показал, что информация — это сила. И для устранения дисбаланса между персоналом и компанией, возникшего благодаря контролю последних над личными данными, крайне необходима интенсификация диалога коллектива с руководством.
Предоставление работникам возможности вести такие переговоры на равных с руководством, в том числе относительно персональных данных, будет иметь огромное значение для борьбы с несправедливостью, которую вскармливают компании, подобные Amazon. Крайне важно, чтобы блага, которые дарит цифровизация, были широко доступны.
А применение технологий распознавания лиц и других биометрических технологий на работе и вне — это еще одно препятствие для работников самоорганизоваться.
Специальный докладчик ООН по вопросам о праве на свободу собраний и ассоциаций Клеман Вуль в своем докладе за 2019 г. заявил, что "использование инструментов мониторинга для неизбирательного и нецелевого слежения за теми, кто реализует свое право на мирные собрания и ассоциации, как физически, так и в цифровом пространстве должно быть под запретом".
Что касается данных, собранных этими и другими способами, которые нарушают права людей на неприкосновенность частной жизни, то корпорации (или любой другой субъект) не должны иметь к ним доступа. И пусть право на неприкосновенность частной жизни есть и действует, но в этом новом контексте, в частности и на работе, следует ужесточить регуляторные меры.
В своем GDPR, Общем регламенте по защите данных, ЕС четко показал свою приверженность борьбе со сбором данных, методами, нарушающими право человека на неприкосновенность частной жизни.
Общеевропейская неправительственная организация по защите данных "Европейские цифровые права" (EDRi) в свою очередь сейчас проводит компанию в поддержку более строгого Регламента электронной конфиденциальности, чтобы на его основании затем запретить использование для слежки технологий распознавания лиц и биометрии.
Движения работников и группы по защите цифровых прав выступают за сотрудничество с Европейской комиссией в работе над внедрением столь важных изменений.