Торговый шантаж. Старая Европа срывает на Канаде свое раздражение США
На 25 октября намечено подписание СЕТА - всеобъемлющего соглашения о зоне свободной торговли между Канадой и ЕС, но атмосфера этого действа становится все более нервной. На это есть несколько серьезных причин. Прежде всего, техническая - Оттава сталкивается с тем же фактором дефицита доверия к европейской процедуре, что и Киев. Речь идет об алгоритме ратификации соглашения парламентами стран-членов. Дело в том, что определенные круги в Старой Европе настроены в разной степени скептически по отношению к США и пытаются превратить договор с Канадой в некий аргумент в продолжающихся торгах с Вашингтоном вокруг Трансатлантической зоны свободной торговли (ТТІР). Иначе объяснить молниеносное оживление переговоров с Канадой и выход их на финишную прямую после пяти лет довольно вялых переговоров, мягко говоря, трудно. Особенно на фоне почти удавшейся попытки поставить на паузу аналогичные переговоры с Вашингтоном. И - претензий, что ряд положений СЕТА совпадает с правилами, записанными в ТТІP, а стало быть, соглашение с Канадой, это "троянский конь" для Европы
Здесь следует пояснить, что зашедший было в тупик процесс согласования исторически масштабного Трансатлантического соглашения внезапно оживился в результате фронды группы европейских стран ЕС. Напомним, что южные и северные государства-члены Союза, страны Балтии и примкнувшая к ним Чехия потребовали от Брюсселя скорейшего подписания рамочного соглашения с Америкой на ранее оговоренных условиях. В определенной степени это бунт против берлинско-парижского тандема, чьи игры, направленные на обособление Европы в сфере безопасности и тайные "шашни" с российскими газовиками всем давно осточертели.
Но придание европейским проблемам трансатлантического масштаба показывает, насколько сложно теперь обстоят дела в Европе. Грубо говоря, запутавшиеся в своем стремлении угодить всем, европейские тяжеловесы довели ситуацию до точки, в которой Париж и Берлин, вошедшие в предвыборный сезон, с огромным облегчением вообще воздерживались бы от принятия решений. Причем будь это торговое соглашение с Америкой, усиление НАТО, европейская миграционная (не говоря уже об оборонной) политика, Брекзит, украинский вопрос или антироссийские санкции.
В заметной степени кризис воли в двух главных европейских столицах проецируется и на Брюссель (откровенно не знающий, например, что делать с капитулянтским поведением Нидерландов как в украинском вопросе, так и в деле расследования МН17, в котором пора назвать имя Владимира Путина в качестве главного обвиняемого).
Отсюда, в основном, и проистекает явно опереточное противопоставление отнюдь не противоречащих друг другу торговых соглашений. Похоже, европейцы просто коротают время в ожидании исхода американской президентской гонки, не упуская случая по-мелкому отомстить уходящему Обаме. Ведь, чего греха таить - Обама сначала расслабил Европу, играя роль более мягкой версии Билла Клинтона, а затем внезапно напряг европейцев (так это видится из континентальных столиц) Сирией, Украиной, Ираком и Россией.
Причем претензий в излишне агрессивном поведении, которые предъявляли европейцы его предшественнику Бушу-младшему, выдвинуть в адрес Обамы-миротворца оказалось совершенно невозможным. Поэтому под удар континентального интриганства вдруг попала Канада. Стоит, впрочем, надеяться, что эта дурнопахнущая оперетка все же закончится в октябре без трагических последствий для мировой торговли - при этом растущая непредсказуемость ЕС не позволяет теперь утверждать даже это со 100-процентной уверенностью.