Тонкий троллинг. Кого и почему Байден назначил послом в ЕС
Ключевой фигурой в европейской политике США является дипломатический представитель в Брюсселе. Но этот пост был вакантным полтора года. Теперь его занял Марк Гитенстайн
Неспешная дипломатия Джо Байдена, погруженного в противостояние внутренним проблемам вроде очередной волны пандемии и расследования заговора 6 января, добралась, наконец, до назначения посла США в Европейском Союзе.
Распад Европы
Усугубивший в последнее время отношения с Китаем – то ли желая показаться круче Трампа, то ли расходясь с националистическим руководством КПК в трактовке задач левого движения – Байден теперь должен полностью положиться на европейских союзников, в жертву которым было принесено даже сдерживание трубопроводной экспансии России.
В конце концов, особого выбора нет – Великобритания ослаблена, ей предстоит бороться с шотландским сепаратизмом и экономическими трудностями, Путин отверг руку дружбы и продолжает терзать американское киберпространство, а на собственном заднем дворе США царит хаос, о чем ярко свидетельствует эпизод с российской взяткой президенту Гватемалы. Турция увлеклась строительством собственной зоны влияния, стоящей на тезисе о многих государствах одного народа, так что с Реджепом Тайипом Эрдоганом у Джозефа Байдена "химия" не получается. Наконец, Израиль пребывает в поиске новой политической линии и крайне сдержан в ожиданиях от действующего президента США – после "славной эпохи" тотально произраильского правления Дональда Трампа.
Впрочем, интерпретация нынешним Белым Домом американского лидерства, возможно, не самая традиционная – скажем, тот же Эммануэль Макрон де-факто распустил французскую постколниальную империю в Африке и теперь жалуется на Путина в провинциальный "Воскресный журнал", видимо, надеясь привлечь внимание зоозащитников.
На те или иные интерпретации может указывать и окончательный вывод американских войск из Ирака, что, во многом, оставляет Багдад наедине с Тегераном, с которым Вашингтон рассчитывает вернуться к обсуждению ядерной сделки.
Тем не менее, той же Франции, обласканной нынешним главой Госдепа, практически соотечественником Энтони Блинкеном, а также Германии, корысти которой ради Америка пошла на немалые репутационные издержки, все-таки придется встраиваться в общую трансатлантическую политику. Если, конечно, Макрон не хочет, чтобы в будущем его сменил новый член правления российской "Зарубежнефти" Франсуа Фийон, которому помощь Путина может позволить разыграть из себя невинную жертву "глобалистского" правосудия, уличившего экс-премьера в коррупции.
В то же время, трансатлантическое единство сегодня невозможно без солидарности стран Центральной и Восточной Европы с западными соседями, а здесь у Белого Дома намечаются проблемы.
Так, с одной стороны большинство посткоммунистических государств крайне раздражены американским потаканием германо-российскому междусобойчику, а с другой стороны, Венгрия и Польша продолжают, пусть и за спиной, размахивать флажком с лозунгами Дональда Трампа, вокруг которого сжимается хватка американской юстиции.
Специфическую позицию занимает и нашпигованная российскими агентами влияния (и, по сути, привязанная к беглому украинскому магнату Дмитрию Фирташу) Австрия, куда Джо Байден назначил послом вторую жену покойного сенатора от Массачусетса Теда Кеннеди. Как-то нужно разрешать и вопросы юного члена НАТО Черногории, в которой пусть и не слишком этичный, но жесткий вестернизатор Мило Джуканович оказался зажат между боевиками РПЦ и китайскими долгами.
Иными словами, Европа превратилась в непростой субконтинент и, прежде чем брать ее в поход против Китая ли, России ли (очевидно, перебежавшей на сторону своего главного кредитора), необходимо уврачевать ее раны. А поскольку римский понтифик Франциск больше занят Латинской Америкой, то осуществить эту миссию придется Джо Байдену – больше некому.
Ключевой игрок
Здесь следует сказать, что ключевой фигурой в европейской политике США, координирующей деятельность послов как в странах-членах ЕС, так и не входящих в Союз, является именно дипломатический представитель США в Брюсселе (но не в Бельгии). НАТО, в свою очередь – это епархия Пентагона, Совета по национальной безопасности, иными словами, параллельного контура.
Судьба должности посла США в ЕС в последнее время была несчастливой. Эти обязанности выполнял экс-посол в Бельгии, бизнесмен Ричард Гидвиц, давно и прочно побивший горшки с демократами, поскольку имел несчастье заниматься строительством в Чикаго, где напоролся на критику со стороны начинавшего свой карьерный взлет Барака Обамы.
Неудивительно, что в 2016 году он выступил спонсором кампании Дональда Трампа в штате Иллинойс, за что и получил назначение в Бельгию. Так бы и уехал Гидвиц на пенсию в январе нынешнего года, кабы не заминка с назначениями Байдена – причем отнюдь не техническая. Ведь ему пришлось исполнять обязанности посла США в ЕС по той причине, что в феврале прошлого года с этой должности был уволен Гордон Сондленд, фигурант украинского скандала и процесса по импичменту Трампа.
Уже несколько лет все дороги во внутренней американской политике ведут в Киев, и как бы ни хотелось Джо Байдену избежать этого маршрута – ничего (как вскоре станет ясно) у него не получится. Сондленд, получивший должность представителя при ЕС по той же схеме, что и Гидвиц (он был крупным спонсором инаугурации Трампа, но при этом не был партийным бойцом и никакого опыта политической деятельности не имел) неожиданно подложил президенту крупную свинью, быстро расколовшись, затем запутавшись в показаниях и расколовшись еще раз.
Таким образом, будь у демократов крупное большинство в Сенате, свидетельств одного Сондленда хватило бы для позорного изгнания Трампа, который, честно расплатившись с инвестором должностью, такого не ожидал. Отягчающим обстоятельством было то, что Сондленду не удалось выполнить установку президента на развал связей с Евросоюзом, поскольку в целом он оказался вполне адекватным человеком, что подразумевало случайность его попадания в команду Трампа.
Как бы то ни было, полноценного представительства США при ЕС не было уже полтора года, из чего следует, что личность только что назначенного президентом Байденом новым послом США в ЕС Марка Гитенстайна имеет немалое значение.
Гитенстайну – 74 года, что выдает в нем понятного и близкого президенту человека, причем именно так и есть – в 80-е годы он был главным юридическим советником комитета Сената по вопросам правосудия, которым руководил сенатор Байден. До этого, в 70-е, на той же должности Гитенстайн служил и в комитете Сената по разведке.
Что важно – дед и бабка Гитенстайна в конце XIX века эмигрировали в США из румынского города Ботошаны, родины Михая Эминеску, находящегося ровно посередине между румынскими границами с украинской Черновицкой областью и Республикой Молдова. Примечательно, что предки нового посла США в ЕС не были беженцами времен Второй мировой, а сам он, судя по частной школе, а затем университету Дюка – происходит из семейства небедного. Впоследствии Гитенстайн закончил и Джорджтаун – кузницу кадров американской госслужбы.
Он считается одним из лучших американских юристов, но при этом – и крупных лоббистов, в частности связанных с торговой палатой США, что в свое время не позволило Гитенстайну получить департамент в Министерстве юстиции в первой администрации Барака Обамы. В промежутках между должностями Гитенстайн делал карьеру в корпоративной юрфирме Мейер-Браун, где, в конце концов, стал партнером.
В курсе дел
В апреле 2009 года президент Обама назначил Марка Гитенстайна послом США в Румынии – стране, выдвинутой на передний край НАТО, в то время проходившей жесткую трансформацию при президенте Бэсеску, буквально за уши тащившего соотечественников в ЕС и очищавшего Румынию от коррупции.
Гитенстайн, благодаря как происхождению, так и энергии (он даже посещал румынский контингент в Афганистане) стал популярной фигурой в Бухаресте и остается таковой до сих пор, впоследствии постоянно посещая регион и участвуя в разных инициативах.
Назначение бывшего посла в Румынии в Брюссель – очередной пример тонкого троллинга со стороны Джозефа Байдена, являющегося, по-видимому, большим еврооптимистом, нежели нынешние члены Еврокомиссии. Кроме того, на фоне фактической остановки расширения ЕС на юг и восток, которое ничем, кроме распространенности во французском (в первую очередь) истеблишменте расистских предрассудков, объяснить уже невозможно, этот шаг напоминает Европе о том, чего ждут от нее в Америке.
Конечно, большая часть республиканской партии – ныне в тотальной оппозиции – не ждет уже ничего, а воюет, шантажируя Госдеп голосом в назначениях, один сенатор Тед Круз. Но у демократов должны оставаться какие-то идеи. Собственно, на фоне других дипломатических назначений, позволивших американской прессе обвинить Белый Дом в партийном непотизме (впрочем, тем же занимался и Трамп), направление в Брюссель юриста, партийного политика (Гитенстайн также сотрудник института Брукингс) и опытного дипломата можно считать удачным.
С точки зрения украинских интересов – это тоже неплохо, так как новый посол, покинувший Бухарест всего за год до украинских событий, должен быть в курсе "соседских сюжетов". Москву ему любить не за что. Конечно, определяющим в этой связке будет назначение постоянного представителя, собственно, в Киев – по слухам, Белый Дом колеблется между нынешними послами в Сербии и Узбекистане (первое решение было бы весьма логично, второе – любопытно).
В любом случае, посол США в ЕС в треугольнике с профильным заместителем госсекретаря и профильным чиновником Совбеза США находится "на земле". И, как выяснилось из истории с Гордоном Сондлендом, решает широкий круг вопросов на континенте. А вопросов этих будет становиться только больше – сам ЕС сотрясают тектонические сдвиги, а постсоветское пространство быстро разбирают на части региональные державы и объединения. Так что при всех милых сторонах жизни в Брюсселе, пенсия послу Гитенстайну в ближайшие годы не грозит.