Призрак Будапешта. Как нам разыграть ядерную карту

То, что мы видим сегодня в вопросе ЯО - это провал. Вакуум, который заполняют неумные дилетанты
Фото: behance.net

Тема "сданного" Украиной ядерного оружия стала уже постоянным рефреном в нашем информационном пространстве. Тема эта не то чтобы неактуальная, вовсе нет. Но, скажем так, подаваемая украинскими СМИ в крайне невыгодном для страны ключе. 

Очень нужный призрак

Несомненно, призрак Будапештского меморандума — как вечный упрек всем сторонам-гарантам, крайне выгоден Киеву. Постоянно присутствуя в качестве фигуры умолчания на всех переговорах с участием бывших гарантов бывшего меморандума (причем на слове "бывший" здесь уместен особый акцент и упор), этот призрак мог бы демонстрировать сразу несколько важных для нас вещей.

Во-первых, недоговороспособность России. А если Москва не способна соблюдать уже заключенные договоры, то о каких договоренностях с ней может вообще идти речь? Здесь есть тонкая грань: Украине в равной степени не выгодно и вести прямые переговоры с РФ о полюбовном урегулировании конфликта, и вовсе исключить ее из переговоров. Украине была бы выгодна серединная позиция: Россия — агрессор, но договариваться с ней наша страна не может, поскольку Москва заведомо не способна держать слово. Именно на этой основе и можно строить переговоры о получении летального оружия, а в перспективе — об уходе под силовой зонтик какой-либо противостоящей России силы. Какой именно — разговор отдельный, но тезис о невозможности и бессмысленности любых сделок с Москвой, настойчиво внедряемый в международное поле смыслов и стереотипов, — важнейшая основа для любых переговоров такого рода.

Во-вторых, призрак почившего в бозе Будапештского меморандума мог бы своим красноречивым молчанием раз за разом демонстрировать сугубую деликатность Украины, которая не тычет носом США и Великобританию в их собственную неспособность обеспечить выполнение данных ими международных обязательств. Призрак мог бы вежливо молчать, но при этом скептически ухмыляться в ответ на любые обещания, раздающиеся с Запада, демонстрируя своим издевательским видом отсутствие реальных шагов и разоблачая политическую клоунаду, которой западные политики пытаются подменить реальное давление на Кремль.

В-третьих, он мог бы, сдержанно рыдая, демонстрировать жертвенность Украины, поступившейся собственной безопасностью ради безопасности всего мира. Ибо, будем говорить прямо, обеспечить надежную сохранность ядерных материалов Киев на момент заключения меморандума не мог. И поскольку все это понимают, то лучше уж признать этот неприятный факт самостоятельно, поручив это призраку, ибо какой с него спрос. А уж о том, что Украина фактически сдавала воздух, поскольку ни технологически, ни финансово не смогла бы поддерживать свой ядерный арсенал в работоспособном состоянии, вообще не стоит упоминать. А вот держать это в голове — стоит. Хотя бы для того, чтобы не комплексовать на тему "нас обманули". Обманули, конечно. Но обман был обоюдным: мы им — просроченное ЯО, они нам —лживые гарантии.

Иными словами, тема украинского ЯО и отказа от него может и должна подаваться так, чтобы Украина могла получить от этого ощутимые выгоды, потрясая своими обидами и своей безупречной моральной позицией. Это нормально. Ядерное оружие сегодня — в чистом виде инструмент информационной войны. Им надо пользоваться, но именно в этом качестве.

Разумеется, такого рода манипуляции требуют определенного искусства. Но Украина — воюющее государство. Она противостоит агрессору. Она не может позволить себе держать на зарплате чиновников МИДа, спичрайтеров официальных лиц и иных пропагандистов, не способных вызывать нужных ей призраков и управляться с ними. В свете последнего повышения минимальных зарплат этот вопрос стоит особенно остро. Если бойцы информационного и дипломатического фронта нынешнего набора не могут управляться с необходимыми Украине виртуальными сущностями, их следует уволить как профнепригодных и набрать новых. Тех, кто сможет это делать.

Давайте ударим по Москве!

Что мы наблюдаем сегодня в реале? Безответственные рассуждения о том, что неплохо бы Киеву снова заполучить свое ЯО, раз уж Будапештский меморандум приказал долго жить. К счастью, такие рассуждения не звучат пока из уст чиновников, однако и того, что звучит со стороны журналистов и экспертного сообщества, вполне достаточно для нанесения Украине серьезного вреда.

Начнем с того, что разговоры о восстановлении ЯО с практической точки зрения разговорами и останутся. Во всяком случае в обозримом будущем. У Украины нет полного цикла ядерного производства — просто примите это как данность. Нет также ни денег, ни специалистов, ни, что самое важное, стран либо каких-то влиятельных игроков, готовых явно или тайно продать, подарить или передать Киеву все необходимые для этого компоненты, произвести которые он самостоятельно не в состоянии. И не ожидается. Во всяком случае в обозримом будущем ближайших 20-30 лет.

И если Украина, уже три года ведя войну, не в состоянии организовать собственное производство патронов и артиллерийских снарядов и продолжает целиком зависеть от зарубежных поставок, то рассуждать о восстановлении ЯО просто смешно. Собственно говоря, смехотворность этих претензий и спасает Украину, снижая ее репутационные потери от публичного озвучивания таких планов до мало-мальски приемлемого уровня. Но все равно это очень неприятно.

Пойдем дальше. Допустим, что технологические и финансовые препятствия удалось преодолеть. Страшно даже подумать, какие усилия и затраты для этого потребуются, но, допустим. Нужно ли Украине сегодня ядерное оружие — реальное, готовое к действию? Иными словами, готова ли Украина его применить практически? Нанеся, к примеру, удар по ростовской группировке агрессора. Или по его городам-миллионникам. Или по базам в Крыму. Да или нет? И какие выгоды она могла бы получить от такого решительного шага?

Не будем рассматривать варианты возможного ядерного ответа России. Его, к слову, может и не быть вовсе. Поскольку, во-первых, далеко не факт, что РФ располагает работоспособными ядерными устройствами. А во-вторых, не факт, что даже располагая ими, она их применит в ответ. Так как Москва ведет игру на общую дестабилизацию мира, а не на победу в локальной ядерной войне. Локальный конфликт для нее — тактическая ситуация, не более. Так что, вполне возможно, что Россия сочла бы выгодным для себя предстать в роли жертвы, с последующей трансформацией агрессии против Украины в очередной вариант народной войны.

Но хорошо — оставим в стороне и этот аспект. Допустим на минуту, что Украине удалось-таки собрать, пусть даже не один, а с десяток, работоспособных ядерных зарядов, и дотащить их (кстати, как?) до точки применения. Но куда? Где эта точка?

В самом деле, куда прикажете наносить удары? По группировкам войск? Глупого мяса на убой и ржавой техники в России достаточно, во всяком случае достаточно для Украины. И все это мясо с железом рассредоточено по всей РФ. Попросту говоря, бурятов-защитников "русского мира", которым нечего терять, и советских танков в России пока хватает, и уничтожить их не удастся. Потери будут легко восполнены. Города-миллионники? Кремлю плевать на своих подданных, они для него мусор и хлам. Зато российские СМИ по всему миру будут показывать страдания мирного населения. Это было бы столь выигрышно для России, что, пожалуй, именно Москва и могла бы посодействовать Украине в возобновлении ЯО. Возможно, она и пошла бы на это через цепочку посредников, если бы была хоть малейшая надежда довести этот план до действующего образца и добиться его применения по России.

Иными словами, Россия — это малочувствительный к потерям и безмозглый Протей, легко отращивающий отсеченные конечности. В РФ отсутствует понятие ценности человеческой жизни. По причине преобладания низких технологий у нее нет мозговых центров, удары по которым были бы для нее фатальны. Россия будет просто гнать на убой миллионы своих биороботов. И даже если Путин сгорит в ядерном огне, этого, возможно, тоже никто не узнает, в конце концов, ему могут подыскать двойника. Либо, как вариант, харизматичный преемник, играющий на сакраментальном "дадим отпор агрессору".

Все дело в том, что Россия — давно уже фикция. Россия — это силовой инструмент международной криминальной группировки. Причем основные активы этой группировки давно уже выведены за пределы этой территории

Теперь подумаем, а как реагировали бы на столь решительные шаги, ну, не то чтобы союзники Украины, а скажем так, страны, заинтересованные в некотором ограничении российских амбиций. Те, на чью поддержку Киев при правильном поведении может до некоторой степени рассчитывать, притом что по большому счету на Украину им наплевать? Полагаю, очень скверно для Украины они бы на это реагировали. Потому, что Россия для них — не главная цель. И вообще не цель.

Главная цель этих стран — сохранение в мире относительной стабильности и эволюционное преобразование мира в желаемом для них направлении. Постепенное. Без войны, тем более — ядерной. В войне и в тотальной дестабилизации заинтересована именно РФ, точнее, группировка, управляющая Россией. Это ей нужен хаос и остановка всякого развития на самый долгий, насколько это возможно, срок, потому что ее время уходит и технологическое развитие мира оставляет ей все меньше ниш для обитания. Ядерный удар по России — самый роскошный, невероятный, поистине  царский подарок Путину, который только может сделать ему Украина.

К счастью, ничего этого не будет. Украина, как уже было сказано, не создаст ЯО вкупе со средствами доставки. И даже создав, не решится его применить. Но в странах, заинтересованных в мировой стабильности и в силу этого, а вовсе не из любви к Украине, противостоящих российской экспансии, эти темы воспринимают серьезно. Так что даже досужие разговоры о возврате ЯО для таких стран — очень веский повод обеспокоиться и присмотреться к Украине уже без тени доброжелательности.

Кроме того, вернув себе ЯО, Украина выйдет из Будапештского меморандума. Сам меморандум, понятое дело, давно мертв, но его призрак, как уже было сказано, может быть вызван и использован. Но только в том случае, если Украина остается безъядерной. А при появлении у нее ЯО призрак работать уже не будет. Киев сам вышел из меморандума — и все, вопрос закрыт, обязательства сняты. Решайте сами ваши проблемы с Москвой.

У нас ядерного оружия нет, но если надо, мы готовы его применить...

Авторы этой чудесной формулировки — израильские дипломаты. Притом что возможности Израиля по созданию ЯО во всех смыслах — в политическом, технологическом, финансовом — были несоизмеримы с сегодняшними возможностями Украины. С отрывом на два порядка.

По сути, ЯО может быть применено сегодня тремя концептуальными способами, причем ни один из них не предусматривает ядерного удара как такового.

Первый вариант — позиция США: мы, великая держава, номер один в мире, у нас достаточно оружия, чтобы сдуть любого противника как пыль... Но даже США едва ли решатся на применение ЯО на практике. К США примыкают их союзники. Примерно такую же позицию занимает Китай.

Далее следует позиция крысы, загнанной в угол и грозящей ядерными зубами. Это — Россия и Северная Корея. Позиция сугубо оборонительная, так как и в Москве, и в Пхеньяне понимают: стоит им рискнуть и все-таки выпустить ядерного джина — ответ будет беспощадным.

И наконец, позиция Израиля, у которого вроде бы и нет ЯО, ну, по официальной версии. Но говорят, что есть. Ходят такие слухи — вполне обоснованные и благодаря ряду утечек и скандалов убедительные. В принципе, если кому-то очень хочется, то можно это и проверить на практике. Но желающих пока нет.

К черту миротворчество!

Я категорически против слюнявых разговоров о том, что "мир достижим в переговорах". Мир достижим одним способом — страхом и экономическими санкциями, примененными по отношению к агрессору, и нанесением ему максимально возможного ущерба всеми доступными способами.

Но как доказали Израиль Ауманн и Томас Шеллинг (за что и получили Нобелевскую премию), именно прямолинейное миротворчество и может привести к войне 

А гонка вооружений, достоверная угроза войны и взаимное гарантированное уничтожение могут надежно предотвратить войну

И ядерное, и радиологическое оружие — о "грязной" бомбе говорят как о приемлемой альтернативе полноценного ЯО для Украины —  это в первую очередь торговля страхом. Но тот, кого запугивают, должен допускать хотя бы 10%-ную вероятность его применения. К примеру, ситуацию, когда руководство страны загнано в угол. А второе — его применение должно быть страшно для того, кому им угрожают. Так, применение ЯО по территории США было бы катастрофой для любого американского президента. Не так из-за жертв, как из-за того, что он стал бы в глазах своих избирателей политическим трупом, тем человеком, который оказался настолько бездарен, что допустил нечто подобное.

Речь, как легко понять, идет о политической катастрофе, а не о последствиях ядерной бомбардировки, которые, между нами говоря, сильно преувеличены и раскошмарены. Но применение что ЯО , что "грязной" бомбы по России такого эффекта, как сказано выше, не даст. Кремлю наплевать на население, но кремлевская верхушка боится за собственную шкуру.

Бесспорно, Украине не нужно отказываться от планов по восстановлению ядерного статуса. Однако приоритеты в этих планах должны быть выстроены совсем иначе, нежели сегодня. Основных принципов просматривается три.

Первое и главное — Украина любит и чтит Будапештский меморандум. И призывает к этому все страны, подписавшие его, а кто этого не делает, тот недоговороспособен, и говорить с ним Украине не о чем. Он все равно обманет.

Второе. Украина может и хочет развивать мирный атом. АЭС, АЭС и еще раз АЭС. Разумеется, ни о каком оружии нет и речи, и на всех этапах Украина выступает за строжайший контроль. Международный. Но Украине нужны профильные специалисты, нужна структура по утилизации отработанных материалов и многое еще... и в этой структуре могут быть некоторые щели. Нет, конечно, никакой "грязной" бомбы у Украины нет и не может быть. А если кто-то в Москве или в посольстве за рубежом нечаянно выпил чайку с... с чем, говорите, он его выпил? То Украина тут уж точно ни при чем. Скорее всего. То есть практически наверняка. Или в Лондоне — это тоже мы?

Разумеется, организовать такое давление очень непросто и затратно. Но это в разы проще и дешевле, чем возобновить производство ядерных бомб. И, что самое важное, — это способно дать позитивный эффект. Украина должна стать держателем (а не экспортером) специалистов и знаний в ядерной отрасли, и это будет гораздо эффективнее, чем любая демонстрация ядерных испытаний. Правда, на фоне уже упомянутой неспособности организовать производство автоматных патронов возникают некоторые сомнения, что такой план реализуем... Но это уже другая тема.

Именно так и только так Украина может начать восстанавливать свой ядерный потенциал. Во-первых, опираясь на Будапештский меморандум, без которого шагу ступить не могли, во-вторых, декларируя сугубо мирную направленность своей ядерной отрасли, и, в-третьих, прибегая к тактике конкретных, точечных и адресных, но невысказанных угроз. Подчеркивая публично, что разумеется, Украина могла бы это сделать... теоретически. Но никогда не пойдет на такой шаг. Скорее всего, не пойдет. Ну разве что при крайней необходимости... да и то едва ли.

А то, что мы видим сегодня в вопросе ЯО — это, к сожалению, провал. Это даже не неудачный план. Это отсутствие всякого плана и наличие вакуума, который заполняют неумные дилетанты. Политика — не место для демонстрации своих уязвленных комплексов и обид.