The National Interest: Возможна ли ядерная война между Россией и Америкой?
На вопрос, насколько РФ и США подошли к военному столкновению, заданный журналом The National Interest, ответил бывший заместитель Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе генерал сэр Ричард Ширрефф. ДС предлагает перевод этого текста.
В ходе Холодной войны установился военный баланс между НАТО и Варшавским договором, который позволил обеспечить некоторую стабильность в мире. Более того, в этот период США с партнерами по НАТО и советское руководство сумели наладить коммуникацию.
Этого никак не скажешь о нынешнем режиме в Кремле, который во многих смыслах куда более изменчив. Поэтому в Восточной Европе существует опасность вооруженных инцидентов между НАТО и Россией, причем очень вероятно, что подобный конфликт быстро перерастет в глобальную ядерную войну.
Возвращение ли это к холодной войне? Бывший заместитель Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе генерал сэр Ричард Ширрефф (Richard Shirreff) ответил предельно четко: "Я думаю, что это более чем вероятно".
Слабость Запада
Ширрефф считает, что, несмотря на относительное экономическое благополучие стран Западной Европы, в военном и политическом отношении они слабы. Эта слабость служит для Москвы искушением проверить на прочность решимость Запада и раздвинуть границы дозволенного. Так, война России против Грузии в 2008 году показала Владимиру Путину, что ему сойдет с рук агрессия в ближнем зарубежье. "Россия уважает силу и презирает слабость и будет продолжать искать предел слабости оппонента", - уверен Ширрефф.
Россияне стремятся не только использовать слабости, но и посеять разногласия внутри Запада. В особенности, Путин хочет посеять зерно раздора между США и их союзниками в Европе. Так что, Москва может попытаться проверить решимость и сплоченность Запада, в первую очередь, в уязвимых странах Балтии, что может привести к ядерной войне, поскольку будет запущена Статья 5 устава НАТО. "Если Россия пошлет хотя бы одного солдата через границы стран Балтии, это будет означать состояние войны для Америки, - сказал Ширрефф. - А это, как я уже говорил ранее, также и потенциальная ядерная война".
Генерал признал, что, если размышлять рационально, трудно предположить вторжение России в Балтию. В то же время, история показала, что стратегические решения очень часто зависят от человеческого фактора и человеческих слабостей. "Люди не всегда бывают рациональными, - сказал Ширрефф. - Поэтому, мы должны быть готовы к худшему сценарию".
Дорога к новой холодной войне
Несмотря на то, что Ширрефф с одобрением воспринял интеграцию стран Балтии в НАТО и в западное сообщество, по его мнению, обещание такого же пути Украине и Грузии в 2008 году было не лучшей идеей. Это обещание, полагает генерал, в немалой степени стало причиной агрессивного поведения Москвы. Тем не менее, НАТО должен сдерживать все более воинственную политику России убедительной оборонительной мощью.
На самом деле, считает сэр Ричард Ширрефф, Россия уже давно уверена, что пребывает в состоянии войны с Соединенными Штатами и НАТО. В подтверждение этого он упомянул взлом российскими хакерами правительственных интернет-ресурсов США, а также попытки вмешаться и повлиять на избирательный процесс в рамках президентской кампании. "Взлом электронной переписки Демократической партии с целью дестабилизации и подрыва честности выборов, потенциально направленный против государства, может быть истолкован как акт войны 21-го века".
Вернуть русского медведя в берлогу
В то же время, еще не поздно поставить Кремль на место. И ключевым решением в этом случае будет сила как фактор сдерживания - россияне должны знать, что Запад будет защищать себя и своих союзников. В частности, НАТО должен усилить свое присутствие в странах Балтии. Причем не только в формате четырех отдельных многонациональных батальонов, которые в настоящее время планируются к развертыванию, но и виде мощной интегрированной бригады при поддержке с воздуха и моря.
Эти силы также должны быть интегрированы с местными армиями, и готовы к совместному боевому применению. В идеале, НАТО нужно иметь в регионе еще больше войск. Увы, с политической точки зрения такой шаг практически нереален. "Поэтому альянс должен продемонстрировать, что у него есть убедительный и реалистичный план обороны, способный выдержать испытание боем", - отметил генерал.
НАТО также придется создать силы очень быстрого реагирования для поддержки размещенных в Прибалтике войск. Однако Ширрефф не уточнил, каким образом столь большая группировка будет доставляться в страны Балтии для усиления и поддержки находящихся там сил. Это отнюдь не простая логистическая проблема ввиду возможностей России блокировать или осложнить доступ в регион.
Одним из возможных вариантов была бы попытка снабжения через море, но пребывающие в регионе (имеется в виду Калининградский анклав) российские войска способны перекрыть большинство водных путей своими противокорабельными ракетами берегового базирования Бастион-П.
Другой возможный вариант усиления группировки в Балтии - танковый прорыв через Калининградскую область России. Однако этот путь однозначно ведет к усилению конфронтации, так как Москва может использовать свое тактическое ядерное оружие в момент, когда войска НАТО выйдут к границам российской территории. При этом Ширрефф отметил, что частым завершением масштабных учений, которые проводят россияне, является "ядерная деэскалация".
В то же время, генерал призвал европейских членов НАТО увеличить оборонные ассигнования. США годами несли растущее бремя обороны альянса - и это вызвало недовольство как правительства, так и широких слоев населения страны. Однако Ширрефф отметил: маловероятно, что европейские страны увеличат военные бюджеты, пока их население не начнет всерьез опасаться России. Но в ближайшей перспективе шансы на это стремятся к нулю. Между тем, обещаний довести свои траты на оборону до 2% ВВП в течение десяти лет недостаточны. "Это никого не обманет", - заявляет генерал.
Курс на сдерживание
В конечном счете, чтобы предотвратить эскалацию ситуации в Европе до открытых военных действий, НАТО должен разработать надежные инструменты сдерживания. Должна быть проведена "жирная красная линия", и Москва должна быть ясно предупреждена, что нарушение границы альянса означает неизбежную войну. "Речь о сигнале. Сильном настолько, насколько возможно: до сюда - наверное, может быть. Дальше - ни-ни, - сказал Ширрефф. - Мы будем защищать территорию НАТО, так что даже не думайте".