The Guardian: Кремль отбирает церкви у россиян, бежавших от большевистского переворота
Москва уже смогла забрать у эмигрантов собор в Ницце, на очереди еще одна церковь
Корреспондент The Guardian Ким Уиллшер в своем материале рассказывает об "агрессивной" войне Кремля с русскими эмигрантами за право собственности на храмы во Франции.
Кремль обвиняют в проведении "агрессивной" кампании по возвращению права собственности на вторую русскую православную церковь в Ницце.
Прихожане церкви Святых Николая и Александры, расположенной на юге Франции, боятся, что их уже во второй раз выгонят из церкви после того, как Российская Федерация в минувшую среду обратилась во французский суд с просьбой признать ее законным владельцем церкви.
Местные жители, потомки эмигрантов, бежавших от революции 1917 г., говорят, что уже лишились возможности посещать местный собор Святого Николая, когда судья девять лет назад признал Россию его собственницей.
Церковь Святых Николая и Александры считается первым русским православным религиозным сооружением, построенным в Западной Европе.
В 2014 г. Российская Федерация потребовала во французском суде лишить права собственности местное Православное русское культурное объединение (Acor). Acor назвал эти действия "агрессивной стратегией российского государства, направленной на захват любыми средствами православных церквей, построенных за пределами России до большевистской революции".
В 2010 г. суд Ниццы передал Acor собор Святого Николая, построенный в 1912 г. и являющийся крупнейшим православным храмом в Западной Европе. Через год это решение отменил апелляционный суд, постановивший: даже если российское государство не использовало здание в течение почти столетия, срока давности для предъявления претензий на возвращение контроля над своей собственностью нет.
По словам Алексиса Оболенского, вице-президента Acor и профессора на пенсии, семья которого прибыла во Францию из России в 1921 г., после того, как приход потерял этот собор, он переехал в церковь Святых Николая и Александры, открытую в 1859 г. Но ее он теперь тоже может лишиться.
Москва в суде добилась возвращения не только здания собора Святого Николая, но и окровавленной белой льняной рубашки и синего шерстяного форменного мундира с вышивкой золотой нитью, который, по некоторым данным, принадлежал царю Александру. II. В этой одежде царь был убит в Санкт-Петербурге в 1881 г.
Семья императора начиная с 1850-х гг. часто гостила в городе на Лазурном берегу, тем самым популяризировав этот курорт среди русской знати. Acor и Российская Федерация, между тем, воюют и за право собственности на городское "русское кладбище".
В 2014 г. Москва заплатила 20 млн евро за реконструкцию собора, которая продлилась два года.
Как рассказал в интервью Le Monde Оболенский, потомки русских эмигрантов по всему миру, в том числе в Аргентине и Южной Корее, сегодня борются за сохранение контроля над религиозными сооружениями.
Однако не все члены русской православной общины Ниццы поддерживают Acor. Пьер де Фермо, который основал организацию-конкурента "Друзья Русского православного собора", считает, что "у Москвы есть право вернуть себе местное наследие".
"Я думаю, совершенно логично, что собор дОлжно вернуть России, поскольку именно она его построила. Коммунизм закончился, Россия вернулась", — утверждает он.
В прошлом году Андрей Елисеев, протоиерей ныне находящегося под управлением Москвы Свято-Николаевского собора, заявил, что спор не имеет ничего общего с религией. "Лично для меня, это в большей степени спор вокруг собственности. Хотя многое объясняется также психологической травмой, нанесенной эмигрантам событиями в России", — сказал он.
"Многие из этих людей во время революции потеряли свое имущество, поэтому они так категоричны в отношении здания здесь. Но мы говорим об изгнанниках в четвертом поколении; это, похоже, своего рода генетическая травма".