• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Навальный страшнее, чем его малюют. Почему Путин больше не верит россиянам

Нарастание протестной волны, а главное - ее беспрецедентный географический охват заставляют вспомнить о латиноамериканских сценариях
Реклама на dsnews.ua

С точки зрения тактики, и если говорить только о протестах в Москве, а также их лидере Алексее Навальном, то победителем в этой схватке оказался действующий российский правитель Владимир Путин. Навальному не дали даже выйти из дома, оппозиционеров запутали "разрешением" и "запрещением" митингов между вариантами "на проспекте Сахарова" и "гулянием на Тверской". В конце концов, их оперативно похватали и ни одна организация в Москве не осмелилась даже предоставить Навальному аппаратуру. Комично, но его канал в YouTube - чтобы подчеркнуть уязвимость этого нового и любимого детища лидера российской оппозиции - был лишен электричества синхронно с задержанием.

Многочисленные избиения - кстати, некоторые во главе со сбежавшим из Украины государственным преступником Кусюком, бывшим командиром киевского "Беркута" - и провокации - это рутина российской так называемой политической жизни, разве что можно сказать о рекордном масштабе арестов. В Москве на протестной акции 12 июня задержали 866 чел. Такие цифры, по сведениям на утро 13 июня, приводит "ОВД-Инфо". Как сообщается, задержанных доставили в 42 московских отдела полиции, после чего большинство из них отпустили. При этом как минимум 32 чел. были оставлены на ночь в 11 отделах. Естественно, их подвергли пыткам - ведь даже недавняя Бирма, до падения военного режима, могла бы сегодня послужить для России образцом защиты прав человека. Также накануне из ОВД "Косино" в Москве был транспортирован человек без сознания, которого задержали на антикоррупционном митинге. Полиция в Петербурге сообщила о 500 задержанных на "несанкционированной" и весьма агрессивной акции, в конце концов оборотившихся против бронированных прислужников путинского режима.

В то же время следует отметить, что ни один полицейский не пострадал, хотя впервые в своей истории, в Москве - забитое российское население прорвало неохраняемый сегмент заграждения. По иронии судьбы вместе с демонстрантами в Москве были избиты и актеры фестиваля реконструкторов, изображавшие неких персонажей феодальных времен, просто за компанию. Поэтому все выступление 12 июня было наполнено тягучим символизмом. Тем более что недруги стараются ассоциировать мобилизационную деятельность Алексея Навального с поступками запомнившегося своим наивным провокаторством священника Георгия Гапона в 1905 г., но контекст и обстоятельства этих событий все же очень сильно разнятся.

Во-первых, в лице Николая II имела место быть легитимная власть, в то время как никакой даже приблизительно легитимной власти в России нет с декабря 2011 г., и режим Путина держится лишь на полицейских дубинках, пропаганде, и финансировании этих двух инструментов. Во-вторых, манифестация Гапона привела к масштабному кровопролитию, а Путин предпочитает точечный террор. Похоже, он прав - зачем тратить боеприпасы на тех, кто столь мало угрожает его власти, и для кого митинг превращается в самоцель, в форму времяпровождения в условиях затухания местной экономики и перепроизводства кадров? В-третьих, за событиями 1905 г. стоит мощная традиция русского политического терроризма, в то время как мы видим, что за последние пять с половиной лет, если брать политический развод Путина и либералов, в России не произошло ни единого политического теракта совершенного оппозицией против чиновника того или иного уровня. Поэтому любые аналогии хромают.

Другое дело, что объективное нарастание протестной волны, а главное - ее беспрецедентный географический охват (12 июня люди вышли на улицы даже в самых далеких медвежьих углах, а также в курортных городках) напоминают ранний период революционного процесса в нынешней Венесуэле. А также в других латиноамериканских государствах, где в единой точке сходились объективные вызовы, а главным субъективным вызовом было дегенеративное упрямство закосневшей и изолированной от реальности силовой элиты. Так что к самому процессу "президентской" кампании Навального (в кавычках потому что шансов на регистрацию у него пока нет) стоит отнестись весьма серьезно. На улицу и в самом деле вышло новое поколение, которое мало боится полицейских - их скорее боятся его родители.

Далее, Навальный в очередной раз подтвердил (или закрепил) свой статус в качестве единственного общенационального лидера антипутинской оппозиции, у которого существуют реальные человеческие и информационные ресурсы, а власть между тем лишь накачивает этот статус репрессиями и перманентной травлей в СМИ (да и частью в тех СМИ, которые привлекают внимание лишь пожилых людей). Но, ясное дело, всему этому движению сегодня - даже если оставить за скобками репрессивность (при коррумпированности) путинского режима - не хватает кое-чего важного.

Коррупция, сама по себе - это хороший повод, но не достаточная цель для того, чтобы идти до конца в противостоянии с властью. Необходим настоящий героизм, а он сопряжен с реальными человеческими жертвами, гибелью оппозиционеров и сатрапов режима, причем гибелью как можно более публичной. Нужно ясное и понятное военное поражение и жестко демонстрируемая изоляция со стороны других стран мира.

Реклама на dsnews.ua

С третьим и вторым дело вроде бы налаживается. Потому что и весьма искренние, а этим и шокирующие откровения советника президента Трампа Джулиани, и ситуация в Сирии, внезапный удар по Катару, и безвизовый режим для Украины, который автоматически приводит к переходу дискуссии в плоскость визового режима между Украиной и Россией, все перечисленное является свидетельством усиливающегося внешнего давления. Но достаточно ли будет этого всего, чтобы усилить позиции оппозиции в самой России? И если достаточно, то когда?

Считается, что следующее обострение настанет осенью. Достигнут своего воплощения процессы "реновации", то есть выселения москвичей с дорогой земли в центральных районах, а также начнется "президентская кампания" самого Путина (если он не задумает всех удивить), для которой первым замглавы АП Сергеем Кириенко поставлена четкая задача 70-70-70 (70% при явке в 70% в 70% регионов). Правда, зачем Путину очередной срок - неизвестно, разве что ради самосохранения.

В любом случае достойный противник у него сегодня есть - именно этим объясняется экзистенциональный страх хозяина Кремля перед Навальным, причем достигающий такого уровня, что Путин не решается посадить Навального надолго. Памятуя о неизбывной русской традиции массового сострадания к сидящим. Да и нового Ходорковского как агента влияния Путина на Западе из Навального уже точно не выйдет. Слишком высоко он поднял ставки. И слишком обширное, классическое национал-демократическое движение сегодня образовалось вокруг него. Люди и дальше будут выходить по его призыву, но нужны ли теперь эти призывы? Ведь смотр сил произведен. Если судить по 12 июня, мобилизационный ресурс сегодня достигает примерно полумиллиона активистов, до пятидесяти-ста тысяч таких, с которыми "можно идти в разведку", то есть не попутчиков и зевак. А несколько тысяч ждут уже совсем других приказов, но вряд ли услышат их от тефлонового Навального.

С таким фактором приходится считаться, как Чавес и Мадуро считались с Энрике Каприлесом (хотя он явно не слишком влияет на тот хаос, который сегодня творится в Венесуэле, но как и в России, шанс для мирной передачи власти в Венесуэле давно упущен). Конечно, очень важный вопрос, которым всегда манипулируют российские пропагандисты, - это вопрос о большинстве.

Большинство, мол, поддерживает Путина. Но 12 июня, как и ранее, на улицу не вышло и сотни сторонников Путина, чтобы оппонировать Навальному, не считая полиции и конферансье нелепых празднований ставшего анекдотическим Дня России. Огромную популярность завоевывает ролик, на котором полиция выхватывает буквально из живой дискуссии с демонстрантами сторонника НОД, этого скандального пропутинского движения, построенного на конспирологической идее о том, что "президент ничего не знает". Такие случаи происходили и на весенних митингах. Они говорят о том, что Кремлю все эти движения без особой надобности ("это не мы" - вот и вся польза) - он рассчитывает лишь на полицию, спецслужбы и аппарат пропаганды.

А вот реальных сторонников, как у Эрдогана или Орбана, которые массово выйдут на улицы (в Турции - против армии!) у Путина давно нет, даже в 2011 г. что-то такое все же было, не всех именно, что свезли на Поклонную гору, были и те, кто пришел сам. Теперь этого ничего нет, а "Серега с пивом у телевизора" - это не сторонник, а зритель, потребитель телевизионного политического мыла и больше ничего. В РФ произошел распад общества, поэтому даже "демографически" небольшая социальная группа благодаря внутренней консолидации может взять власть, если сломает системы координации силового аппарата и аппарата пропаганды.

А ситуация с управляемостью в целом ухудшается - осенью, кроме прочего, грядут муниципальные выборы, а затем в следующем году и мэрские выборы в Москве, и более умеренная часть оппозиции выстроила огромную и современную систему использования институциональных ниш режима, чтобы обернуть выборы себе на пользу. Мобилизация движения Навального будет, в свою очередь, нарастать. Резервный фонд исчерпан. Катастрофические для режима тенденции начали стремиться к точке встречи. Но вот станет ли она точкой бифуркации и чем потенциальный взрыв может закончиться для всех остальных - предсказать пока невозможно.

    Реклама на dsnews.ua