Тегеран-17. Кому и зачем нужны атаки в Иране

Теракты подозрительно случились после визита Трампа и блокады Катара
Фото: EPA/UPG

В среду, 7 июня, в иранской столице Тегеран прошли террористические атаки - явление в этой шиитской державе нечастое. Последний такой инцидент произошел в мечети на границе с Пакистаном в 2010 г,, когда погибли 39 чел.

В этот раз теракты были организованы в самом сердце Исламской Республики Иран - столице, а точнее в парламенте, Меджлисе, и на территории мавзолея основателя республики аятоллы Рухоллы Мусави Хомейни на кладбище Бешехте-Захра к югу от Тегерана.

По словам парламентария Элиаса Хазрати, нападавшие прибыли в 10:30 по местному времени - за час до начала заседания. Они при себе имели пистолет и два АК-47, а свою машину оставили во дворе комплекса. Атака на мавзолей началась через 10 мин. Оба нападения сопровождались перестрелкой и взрывами. Причем их устроили смертники или смертницы. Пока точно известно, что в парламенте и мавзолее подорвали себя два человека в женской одежде. Под ней, к слову, еще проще спрятать пояс шахида.

В результате терактов, по последним данным, погибли 12 чел., включая нападавших и сотрудников службы охраны, и были ранены около 39 чел. Местные СМИ сообщают, что в атаке на парламент участвовали четверо человек, трое из которых были застрелены правоохранителями. Четвертый, как известно, был смертником. На мавзолей напали двое - один (одна) подорвался, а второго то ли тоже застрелили, то ли по другой, более распространенной версии, он проглотил цианид.

Но, если верить сообщениям властей, то террористы не собирались ограничиться только парламентом и мавзолеем. Министр разведки Ирана Махмуд Алави утверждает, что террористическая группа готовила всего три атаки, и третью силовики смогли пресечь. "Глава министерства разведки заявил, что члены террористической группы были арестованы в Тегеране в среду, прежде чем полностью реализовать свои планы", - цитирует министра агентство Fars.

Правда или нет, но вся эта история в некотором роде напоминает сюжет фильма "Тегеран-43". Только вот участниками заговора были не немецкие нацисты, а мишени не были так персонализированы, как в картине. Нет, определенно, в среду нападавшие стреляли и подрывали международные и региональные отношения, а не Сталина, Черчилля или Рузвельта.

Ответственность за атаки на себя взяла группировка "Исламское государство", но эти ребята всегда тут как тут, когда где-то что-то взрывается. ИГ давно монополизировало террор, оставляя "Аль-Каиду", "Боко-Харам" и "Талибан" далеко позади. И даже если эти  теракты на самом деле были делом рук игиловцев, то они больше сыграли на руку крупным рыбам в лице государств Ближнего Востока.

Пока есть несколько версий, объясняющих атаки. Ключевая привязывается к блокаде Катара арабскими монархиями под началом Саудовской Аравии за то, что эмират финансирует экстремистов по всему миру и якшается с Ираном. Факт: суннитский Эр-Рияд на дух не переносит шиитский Тегеран, с прокси-силами которого борется в том же Йемене. А тут, пусть и своенравный, но все же условно "свой" Катар еще больше палок в колеса ставит союзу арабских монархий.

Потому допустима теория, что за атаками на парламент и мавзолей стояло именно Королевство Саудовская Аравия. В таком случае мотив легко прочесть - предупреждение  Катару и месть Ирану, и в большей степени попытка вбить между ними клин, напомнив о финансировании эмиратом террористических группировок. Если версия верна, то, судя по всему, задумка удалась. В Тегеране уже сделали выпад в сторону Дохи. Так, экономист Саид Лейлаз, близкий к правительству заявил следующее: "Мы совершили ошибку, решив так скоро добиваться тесных связей с Катаром. Они финансировали суннитские террористические группы, так же, как и саудиты".

Версия вторая. Вбивала клин между Катаром и Ираном Саудовская Аравия не сама, а при молчаливом согласии либо даже при активном содействии администрации США. Примечательно, что теракты и блокада Катара произошли после визита Дональда Трампа в Эр-Рияд, демонстрировавшего сближение с саудитами после огрехов Барака Обамы. Дружба с монархией вписывается в стремление Трампа изменить региональный политический ландшафт. И в рамках этого предположения нельзя было не обратить внимания на небольшой маркер. А именно - цианид, который проглотил смертник(ца). Долгие годы Иран терзала исламско-марксистская организация, оппозиционная "Муджахедин-э Халк", которой, по слухам, помогали Штаты. И в 2009 г. Европа, а в 2012 г. США при содействии республиканцев исключили организацию из списков террористических. Смертники этой оппозиционной группы, если их загоняли в угол, также принимали цианид.

И еще немного больше конспирологии. Третья версия - организация (или даже инсценировка) терактов непосредственно иранцами. Учитывая, что до сих пор остается неясным, как же нападавшие умудрились с калашами пройти несколько рубежей безопасности (впрочем, коррупция в правоохранительных органах ИРИ обеспечивает решение этой проблемы так же, как обеспечивала людям Шамиля Басаева в России). А целью, как ни странно, может быть Катар, против которого уже ополчились монархии и теперь, вероятно, может обидеться и Иран. То есть Доха зажата с двух сторон, что в пессимистичном сценарии приведет к переделу территорий и ресурсов: суша отходит КСА, Бахрейну и ОАЭ, а на общий с эмиратом шельф с углеводородами рассчитывает Иран. На самом деле, почему бы Тегерану не вывести одним махом из игры конкурента на рынке газа и нефти, а заодно и внести серьезный раскол в союз арабских стран Персидского залива.

Четвертая версия такая же конспирологическая и также предполагает причастность к атакам Тегерана, но исключает Катар. Проще говоря, став жертвами нападений ИГ (а то, что именно эта группировка возьмет ответственность, нетрудно предугадать), Иран пошел по стопам Кремля. Тегеран таким же образом решил показать себя жертвой, как это делает Россия, периодически страдающая от терактов ИГ, чтобы Вашингтон и Брюссель хоть немного смягчились. И в то же время атаки помогают консерваторам насолить Хасану Рухани. Он-то во время избирательной кампании в мае хвастался безопасностью в Иране. Как заметил местный аналитик Надер Карими Джони, "сегодня получили доказательства, что мы тоже уязвимы", отметив, что это результат войны с ИГ в Сирии и Ираке. Выходит Рухани, победивший на выборах, опростоволосился, а Иран стал фронтменом борьбы с джихадистами. Но у этой версии есть изъян: учитывая, что ИРИ в общественной жизни все более напоминает поздний СССР с его стандартами двоемыслия (заявляем о приверженности идеалам и вождям, но зачастую имеем их глубоко в виду, особенно молодежь), эффект от терактов может оказаться противоположным ожидаемому. Ввиду этого нельзя совершенно исключить, причастности к ним именно модернизаторов из президентской команды. Впрочем, на данный момент ни одна из версий не имеет подтверждений.