Тальятелле с ароматом российского газа. О чем Байден решил не договариваться с Меркель
Президент США не дал гостье желаемого — не согласился снять все ограничения с "Северного потока-2"
15 июля Ангела Меркель прибыла в Вашингтон — скорее всего, уже с последним визитом в качестве канцлера Германии. Ее встретила и приветила вице-президент Камала Харрис. Вместе они позавтракали в Военно-морской обсерватории. На территории ее комплекса, заложенного в 1842 г., расположена также резиденция вице-президентов США.
Харрис, которую считают вероятной преемницей Байдена, как сообщают в Белом доме, обсудила с гостьей "внутренние и международные вопросы, включая текущие проблемы, историю отношений между двумя странами".
Что до президента США Джо Байдена, то по случаю прибытия давней приятельницы и ее супруга Иоахима Зауэра, он закатил "пирушку" в Белом доме.
Компанию им составили несколько конгрессменов, бывших и нынешних чиновников, например, госсекретарь Энтони Блинкен, его предшественники Хиллари Клинтон и Колин Пауэлл; а также лидеры республиканцев в обеих палатах Конгресса — Митч МакКоннелл и Кевин Маккарти.
Потчевали гостей хрустящими тальятелле с соусом из морского окуня. Так завершился вечер того дня. Получилось действительно ламповое, сентиментальное прощание с уходящей на пенсию этой осенью многолетней главой немецкого правительства.
И, в принципе, этой нотой была пронизана весь визит Меркель в Вашингтон.
Нет, конечно, она прибыла в столицу Соединенных Штатов в надежде утрясти некоторые вопросы в отношениях с администрацией Байдена, а возможно, и Харрис, для своего преемника.
Но Байден решил не расставлять точки над "i" по спорным моментам. Их встреча прошла под лозунгом "За все хорошее и против всего плохого". О чем свидетельствуют подписанные соглашения и заявления, озвученные во время совместного брифинга, состоявшегося до ужина.
Так, Байден и Меркель подписали "Вашингтонскую декларацию", которая предусматривает создание межправительственной площадки с красивым и пафосным названием "Немецко-американский форум будущего".
По словам президента США, этот документ подтверждает "нашу приверженность твердым демократическим принципам, которые лежат в основе обеих наших стран, а также то, как мы будем их применять, чтобы отвечать на наиболее значимые вызовы сегодняшнего и завтрашнего дня".
Фактически соглашение закрепляет идеологическую установку Байдена "Демократии против автократий". И, соответственно, главным элементом продвижения этой парадигмы в контексте обеспечения безопасности Европы является Организация Североатлантического договора (НАТО).
Кроме того, лидеры подписали документ о партнерстве в области энергетики и защиты климата, который декларирует приверженность стран борьбе с изменением климата, развитию "зеленой энергетики" и поддержания энергобезопасности.
Два камня преткновения — Китай и СП-2
Китай. Взгляды Меркель и Байдена на то, какими должны быть отношения с Китаем, значительно отличаются.
Если 46-й президент, как и его предшественник, небезосновательно считает КНР главным соперником США и готов выстраивать многоуровневую систему сдерживания Поднебесной, то Ангела Меркель придерживается иного мнения.
Да, она понимает, что в Китае нарушаются права человека, что Пекин использует вакцинную дипломатию для распространения влияния, но канцлер также выступает за более гибкую политику с важным торговым партнером Германии.
Байден, по данным американских СМИ, прямо заявил Меркель, что с Китаем нужно вести себя жестче. Глава правительства ФРГ же настаивает на том, что с Китаем нужно сотрудничать по ряду вопросов: например, по борьбе с изменением климате и пандемией Covid-19.
Но категорически отвергать диалог с Соединенными Штатами по китайскому вопросу она также не собирается, надеясь, что в будущем отношения Вашингтона и Пекина все же стабилизируются.
"Северный поток-2". Вот здесь у Байдена и Меркель куда больше проблем.
Хозяин Овального кабинета сделал шаг навстречу канцлеру под давлением советников, считающих, что противодействие СП-2 навредит возобновлению нормального диалога с Берлином.
Он отменил введение санкций в отношении оператора трубопровода Nord Stream AG, оставив в силе ограничительные меры, направленные против судов и компаний, занятых в строительстве газопровода.
В то же время, Меркель, как главный лоббист проекта, рассчитывала, что ей удастся убедить американского президента еще больше ослабить хватку.
Ее надеждам не было суждено сбыться. Хотя Джо Байден публично жестко не критиковал Берлин за поддержку российской трубы, ограничившись "обеспокоенностью", но и не дал Меркель никаких намеков на готовность дать СП-2 зеленый свет.
То есть вероятность того, что Штаты не отменят санкции против страховиков, что не позволит трубопроводу запуститься, по-прежнему очень высока. Вместо этого канцлеру пришлось удовлетвориться предложением президента США попросить их советников сообща поразмыслить над тем, какие "практические меры" можно предпринять, чтобы не возникла угроза энергетической безопасности Европы и Украины со стороны России.
И не сказать бы, что советники смогут определить и согласовать действительно эффективные меры "дрессуры" режима Путина, если тот вдруг полностью прекратит транзит голубого топлива через территорию Украины. Тем более, что "Газпром" уже начал сокращать объемы газа, который идет в Европу по украинской ГТС. Меркель оставалось лишь неубедительно заверять американских партнеров в том, что СП-2 не заменит ГТС Украины, а "дополнит" ее.
Так что идея Байдена спустить вопрос до уровня обсуждения его советниками является скорее попыткой затянуть процесс обсуждения, ввиду того, что нынешнее правительство Германии упорствует. А президент США не желает ставить под угрозу свой проект по возрождению трансатлантического партнерства и сотрудничества с Берлином в переходной период.
Куда безопаснее дождаться осени, когда станет известно, каким будет новое федеральное правительство Германии и кто его возглавит в итоге. Пока возможны два варианта будущей коалиции: партия Меркель, "Зеленые" (противники СП-2), Свободная демократическая партия; и партия Меркель, социал-демократы (сторонники СП-2), Свободная демократическая партия.
Нужно учитывать и то, что внутри меркелевского ХДС нет единого мнения насчет "Северного потока-2". Там есть как сторонники, так и критики проекта.
К последним, например, относится видный христианский демократ и "спец" по России Родерих Кизеветтер, с докладом для внутреннего пользования которого ознакомилась газета Der Spiegel. И он прямо говорит о том, что руководство Германии, в том числе, вероятный преемник Меркель Армин Лашет, заняли неправильную позицию по СП-2.
Не менее важно и то, что реализации проекта пытаются помешать и внутри ЕС. И им удается. Так, в 2016 г. Еврокомиссия дала добро на расширение доступа "Газпрома" к трубопроводу Opal, соединияющему первую нить "Северного потока" с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы.
Варшава это решение оспорила в суде в 2019 г. И Европейский суд поддержал сторону Польши, запретив "Газпрому" использовать больше 50% мощностей этого газопровода. Вмешалась Германия: подала апелляцию в Европейский суд юстиции. Но на днях тот ее отклонил. Та же ситуация и со второй нитью трубопровода: "Газпром" не сможет использовать его на полную мощность.
Ну, а если Штаты не изменят своей позиции по санкциям, то и остальные 50% могут сократиться до 0%.