• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Двусмысленный статус. Зачем талибы ездили в Москву

"Талибан" - не очень эстетично, но зато дешево, надежно и практично. Характерно, что так думают не только в Москве, но и в Пекине. И, похоже, что в Вашингтоне тоже

Представители талибов Абдул Латиф Мансур, Шахабуддин Делавар и Сухайл Шахин на пресс-конференции в Москве 9 июля 2021 г.
Представители талибов Абдул Латиф Мансур, Шахабуддин Делавар и Сухайл Шахин на пресс-конференции в Москве 9 июля 2021 г. / AFP/Getty Images
Реклама на dsnews.ua

8 июля делегация "Талибана", запрещенной в России организации, признанной террористической, прибыла в Москву для обсуждения текущей ситуации в Афганистане с российской стороной. Визит продлился два дня. Делегацию возглавлял один из руководителей движения, имеющего офис в Катаре, Шахабуддин Делавар.

Обещания талибов

По итогам визита талибы дали в Москве пресс-конференцию, на которой пообещали "не допустить нападений на центральноазиатские государства" и бороться с ИГИЛ, которое также запрещено в России.

Еще талибы заявили, что будут бороться с контрабандой наркотиков из Афганистана, гарантируют безопасную транспортировку грузов на подконтрольных им территориях и соблюдение прав женщин на образование и работу, в той мере, в какой это не противоречит исламу, а также о том, что не ставят целью получить "господство над всей территорией" Афганистана, а лишь хотят путем диалога создать "независимую и свободную исламскую государственную систему, которая могла бы удерживать себя и защищать свою территорию".

Талибан — исламистское движение, которое правило Афганистаном с 1996 по 2001 год, и, с переменным успехом, регионом Вазиристан на севере Пакистана ("Исламское государство Вазиристан") — с 2004 года до настоящего времени. При этом Исламский Эмират Афганистан был дипломатически признан ОАЭ, Пакистаном (несмотря на проблемы в Вазиристане) и Саудовской Аравией. Зато СБ ООН в 2003 году признал "Талибан" террористической организацией. В том же 2003 году талибов признал террористами и Верховный Суд РФ.

Интерес к талибам в Москве возник на фоне вывода войск США из Афганистана, с уходом которых там сразу же стала разваливаться власть, которую американцы выстраивали 20 лет. Афганские военные, лишенные американской воздушной поддержки, уже побежали в Таджикистан от наступающих боевиков "Талибана". Талибы заявляют, что контролируют около 85% территории Афганистана. Возможно, и, даже, скорее всего, это преувеличение. Правительство в Кабуле, со своей стороны, признает утрату примерно трети территории. Но в любом случае уже сейчас очевидно, что проамериканская власть, во главе с Ашрафом Гани Ахмадзаем, не продержится в Афганистане и полугода после ухода войск США.

Военные США и их союзников находились в Афганистане с осени 2001 года. За это время они потеряли 2400 солдат и потратили $1 трлн без видимых результатов. В ноябре 2020 года США начали поэтапный вывод войск из Афганистана, который планируют завершить не позднее 11 сентября – 20-й годовщины атаки Аль-Каиды на небоскребы в Нью-Йорке.

Реклама на dsnews.ua

Комментарии

Пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова опровергла слухи о том, что ее шеф, Сергей Лавров, встречался с талибской делегацией. По утверждению Захаровой, с запрещенными в России гостями общался только специальный представитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов. "Межафганский диалог — залог стабильности в регионе. Именно о нем и шла речь в ходе встречи. А еще о безопасности дипломатов в Афганистане", — написала телеграмм-каналья Захарова в своем телеграмм-канале.

В свою очередь, пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что "Путин в курсе [контактов с талибами]". "Контакты необходимы на фоне того, как напряженно развивается ситуация в Афганистане, как развивается ситуация на границе Афганистана и Таджикистана", — заявил он.

И, наконец, за два дня до приезда талибов в Москву Financial Times со ссылкой на собственные источники сообщила, что Китай также провел переговоры с представителями движения "Талибан". По информации Financial Times Пекин хочет попытаться восстановить разрушенную инфраструктуру Афганистана в сотрудничестве с талибами, направляя им средства через Пакистан. "Мы можем поручиться, что Китай профинансирует восстановление Афганистана с помощью талибов через Пакистан. Китай – это кошелек Пакистана", – сказал собеседник издания в правительстве Индии. Эту информацию, впрочем, как утверждает издание, подтвердил и другой источник. Сообщается, что Пекин хочет, наладив отношения с талибами, усилить нажим на Исламское движение Восточного Туркестана, которое он обвиняет в совершении террористических актов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, имеющем общую границу с Афганистаном. Впрочем, учитывая то, как китайские власти ведут себя в СУАР, в этом нет ничего удивительного.

Более того, по мнению источников Financial Times, Китай, заинтересованный в стабильности в Афганистане для защиты проектов инициативы "Один пояс – один путь", реализуемых им в Пакистане и государствах Центральной Азии, потенциально открывающих Афганистан для будущих инвестиций, даже может присоединиться к некоей "международной миротворческой группе", которая войдет в Афганистан. Эту конструкцию, сильно напоминающую рассуждения пикейных жилетов о перспективе Черноморска в роли вольного города, при всей ее простоте, анализировать трудно. Оставим ее на совести редакции и инсайдеров.

Планы и реальность

США уходят из Афганистана, поскольку убедились, что им не с кем там успешно взаимодействовать. За 20 лет они так и не вырастили местные кадры, на которые могли бы надежно опираться. Почему? Самым простым ответом будет фраза профессора Преображенского из известного фильма: "Атавизм!".

В Афганистане нет и не было социальной базы ни для каких политиков, кроме племенных вождей и исламских лидеров разной степени радикализма. При этом обе указанные категории лиц не разграничены резко. У кого-то преобладает племенной фактор, у кого-то — религиозный, итог же всегда один – примитивный социализм, замечательно сочетающийся с перманентной фальсификацией выборов, обязательными племенными квотами, торговлей наркотиками и расхищением средств, выделяемых США на восстановление и строительство чего-то там, в большинстве случаев местным жителям на их уровне развития экономически ненужного. Нет, конечно, пользоваться, если оно все-таки заработало – это да. Но поддерживать, и, тем более, развивать – нет.

За 20 лет американцы еще раз убедились, что заниматься форсированным развитием отсталых народов – задача чудовищно неблагодарная. К тому же, за те же 20 лет, они получили на территории США собственный "Талибан" в лице BLM, и не суть, что пока он не явно не исламский. Смысл всех современных исламских движений вовсе не в исламе, а в протесте прошлого против наступающего на него будущего. Ислам лишь придает этому протесту, всегда довольно аморфному, очень ясную и плотную форму, и в этой роли не имеет себе равных. Так что последующая исламизация BLM – тоже весьма вероятный сценарий, но это уже отдельная тема.

Словом, США решили выйти из игры и заняться собственными проблемами, а заодно дать возможность России и Китаю основательно прочувствовать вкус мира, лишенного американского присутствия. 

Можно ли всерьез относиться к заверениям "Талибана" о его миролюбии – настолько симпатичным и проникнутым духом мирного сотрудничества, что остается только диву даваться, как эдаких миляг признали в ООН террористами? Очевидно, нет. Не потому, что лидеры талибов, раздающие эти обещания, заранее злонамеренно лгут, а потому, что они вынуждены следовать за темной массой, которая и вознесла их наверх. Такого рода движения, фундаментом которых является темный фанатизм – что исламские, что большевистские, что современные левые в слаборазвитых странах, — всегда политический серфинг для их лидеров, в котором возможности маневра у оседлавших волну серфингистов крайне ограничены. К тому же, у талибов есть конкуренты и на исламском поле – то же "Исламское Государство". К тому же, есть и племенной фактор, не совпадающий с исламским. Словом, Афганистан как был, так и останется кипящим котлом, раздираемым гражданской войной.

Если бы этот котел было возможно изолировать от всех посторонних влияний лет на 50-100, то противостояния в нем пришли бы к равновесию и война всех против всех мало-помалу стихла до приемлемого уровня. Но в наше время такая изоляция невозможна. И вокруг Афганистана неизбежно начнется соперничество за влияние на ситуацию в нем, на новую афганскую власть в лице талибов, и на их оппонентов. И хотя пока рано говорить, как именно сложатся антиталибские альянсы, в том, что они сложатся, нет ни малейших сомнений. При этом Китай и Россия, неизбежно будучи втянуты в эту игру, получат тысячу и один повод для конфликтов. Да, поначалу мелких — но это поначалу. Причем, отгородиться от Афганистана, махнув на него рукой, они тоже не смогут: на кону Центральная Азия с ее диктатурами. Проблемы Пакистана на этом фоне будут куда менее значительны. Кроме того, США при необходимости будет куда проще и дешевле оказать Пакистану действенную помощь в их разрешении, чем пытаться окультурить Афганистан. Который, к слову и Ирану может доставить немало хлопот.

Похоже, в Вашингтоне запасаются попкорном и устраиваются поудобнее, чтобы с удовольствием наблюдать за ходом ближайших событий.

    Реклама на dsnews.ua