Выжженная земля. Коридоры для беженцев из Алеппо открывают возможность для его зачистки
На севере Сирии после падения Алеппо наблюдается начало чисток - прежде всего, по религиозному принципу. Главным инструментом для их реализации, как ни странно, является соглашение России и Турции об организации гуманитарного коридора, который при этом регулярно закрывается и открывается вновь.
Эвакуация из Алеппо мирных жителей, повстанцев с семьями началась 15 декабря. Из восточных районов некогда цветущего города смогли выбраться около трех тысяч человек, после чего проиранские наемники-шииты обстреляли автоколонну с уже по сути бывшими жителями Алеппо. Впрочем, телевидение Дамаска заявило, что обстрел - дело рук повстанцев.
В воскресенье происходит новый инцидент. Согласно договоренности, к которой Башар Асад имеет сугубо символическое отношение, возобновление эвакуации населения Восточного Алеппо, в котором до сих пор находятся порядка 40 тыс. человек, начнется лишь после ответной "услуги". Алавит Асад, очевидно под давлением шиитского Ирана - точнее, православный Путин вместе с шиитским Ираном и с согласия алавита Асада - потребовал эвакуации гражданского населения и раненных из двух населенных пунктов к юго-западу от Алеппо - Кафайи и аль-Фуа. Это шиитские деревня и городок, соседствующие друг с другом, находятся в осаде оппозиционной группы "Джебхат Фатах аш-Шам" (бывший "Фронт ан-Нусра"), которая объявила о разрыве связей с "Аль-Каидой". Этот факт, к слову, упорно игнорируется российской стороной, которая сохранила в информпространстве обозначение "сирийское отделение "Аль-Каиды".
Эта группа, как и большая часть населения Сирии - сунниты. Христиане, шииты и алавиты проживают на узком полоске вдоль западного побережья. При этом алавит Асад, вероятно, закрыл бы глаза на религиозные различия, но такое разграничение стало делом принципа для союзнического Ирана, оказывающего серьезную поддержку силам режима. Лидер Сирии, к примеру, женат на суннитке, в его правительстве много суннитов, и раньше адепты алавизма, который происходит из шиизма и успешно при этом празднующий Пасху и Рождество, мирно сосуществовали с суннитским большинством.
Шииты в мире мусульман представляют меньшинство, при этом изрядно "побитое" на различные течения. Главной опорой шиизма, как известно, является Иран. И определенно именно под его давлением шииты Кафайи и аль-Фуа попали в это соглашение.
Проблема в том, что эти населенные пункты в соседней с Алеппо провинцией Идлиб остались без автобусов. Транспортные средства направлялись с целью вывезти местных шиитов, но были обстреляны и пять из них сгорели. Причем, опять-таки, ясности нет. Сирийские информагентства, как и российские, утверждают, что автобусы пострадали вследствие междоусобицы в рядах оппозиции. Демонизированы были именно "Джебхат Фатх аш-Шам", которые, якобы, вступили в бой с союзниками из "Ахрар аш-Шам", согласившимися на эвакуацию. Лидеры повстанцев и ряд организаций в свою очередь заявляют, что перестрелку учинили "бородатые вооруженные люди" - оперативники правительственных сил Асада, к которым относятся, например, шииты из Ирака, Ирана и ливанской "Хезболлы". Похоже на провокацию.
В любом случае, после инцидента в Идлибе соглашение на некоторое время было заморожено. Одновременно Совбез ООН собрался обсудить сирийский вопрос в воскресенье вечером. Франция подала проект резолюции, согласно которому в Алеппо должны были прибыть члены мониторинговой миссии ООН. Против резко, но уже привычно, выступил российский постпред Виталий Чуркин. Четыре часа переговоров - и СБ согласовал новый, компромиссный вариант резолюции, который Чуркин окрестил "хорошим документов". Судя по заявлениям остальных членов Совбеза, проект резолюции устраивает всех и будет проголосован на заседании в 16:00 по киевскому времени.
Параллельно участникам сирийского конфликта удалось возобновить эвакуацию. Произошло это в ночь на понедельник. Как подтвердили в Сирийском центре мониторинга за соблюдением прав человека (Великобритания), пять автобусов с 350 жителями Алеппо покинул город. Был прогресс и в Кафайе и аль-Фуа, откуда выехали десять автобусов.
И вернемся к ситуации с обстрелом автобусов для этих населенных пунктов. Конечно, мог сыграть свою роль банальный внутренний идеологически-религиозный спор. С другой стороны, суннитам невыгодно ставить под угрозу вывоз сторонников, а главное людей, которые умеют сражаться, из Алеппо. Но выгодно затягивание этого процесса может быть как раз российско-сирийско-иранскому альянсу. Учитывая количество людей, как гражданских, так и повстанцев, прозябающих в руинах города, захватчики попросту могли не успевать "ставить всех на карандаш", т.е. разделять на "благонадежных" и "неблагонадежных". Последних, соответственно, либо выгоняют, либо затем ликвидируют. Алеппо на самом деле стал отличным фильтром для "врагов государства", ведь эти группы, осев на новом месте, усилили бы оппозицию в партизанской войне.
Во-вторых, Кремль согласился на создание этого гуманитарного лимба не только, чтобы кинуть кость Тегерану, но и по той простой причине, что ресурсов для содержания беженцев и разрушенного города у Москвы нет. Поэтому-то она реализовала тактику выжженной земли. Т.е. сперва артиллерия и авиация сносит восточную часть города под ноль, а выжившие затем подвергаются чистке. Плюс рассеиваются по другим районам страны. Хотя более вероятно, новую жизнь они будут искать за границами Сирии. В Европе с обеспокоенностью смотрят на ситуацию Алеппо, ожидая новой волны беженцев. После "бума" в конце 2015 года последовало некое затишье - власти стран адаптировались, а тут на носу новые штурмы балканского маршрута и набитые битком лодки контрабандистов.