Сымитировать побег из Шоушенка. Как Израиль вынудил Касперского переехать в Швейцарию

С трудом верится, что российские спецслужбы так просто отпустят "Лабораторию Касперского"

Российский разработчик антивирусного софта "Лаборатория Касперского" подтвердил 15 мая мартовские сообщения агентства Reuters о планах частично осесть в Швейцарии на фоне демаршей ряда западных правительств в отношении его продукции. Репутация компании сильно "подустала" после неоднократных сообщений о тесных связях с российскими спецслужбами.

Планов громадье. Согласно пресс-релизу компании в 2019 г. она запустит в европейской стране дополнительную инфраструктуру по разработке ПО и обработке пользовательских данных и откроет структуру с громким названием "Центр прозрачности" (Transparency Center). На серверах будущего центра обработки данных пользователей в Цюрихе будет храниться информация жителей из Европы, Северной Америки, Сингапура, Австралии, Японии и Южной Кореи. С заделом на добавление данных из других стран. В том же Цюрихе компания планирует собирать ПО, пообещав согласиться на проверку независимой компетентной организацией. Какой? Не уточняется. В "Лаборатории" уверяют, что таким образом код готового софта будет соответствовать исходному, предоставленному для аудита. Что касается открытия аналогичных центров в Северной Америке и Азии к 2020 г., о чем писало Reuters, в релизе ни слова.

Как сообщил в комментарии The Bell вице-президент "Лаборатории Касперского" Антон Шингарев, к переносу они готовились последние три месяца и заложили в проект $12 млн. При этом признал, что решение обусловлено и геополитической ситуацией. Глава компании Евгений Касперский, в свою очередь, заявил, мол, хотим переносом ключевых рабочих процессов вернуть доверие своих клиентов. Учитывая, что большинство пользователей (а их около 400 млн, как уверяла ранее компания) находятся за рубежом и к тому же в 2016 г. Европа и Северная Америка обеспечили полумиллиардную прибыль, вернуть доверие компании ой как нужно. Однако на самом деле это сопутствующая цель, потому как есть и другие, более прозаические объяснения. Начнем с того, что сам Касперский является фигурантом "кремлевского доклада", а это прямая дорожка к санкциям.

Все то же The Bell пишет со ссылкой на два источника в руководстве компании, что "Лаборатория" на 99% уверена в грядущих санкциях. Первый собеседник отметил, что ограничительных мер стоит ожидать в ближайшие несколько месяцев, а второй, пообщавшись с людьми в госорганах США, добавил, что относительно введения санкций в Вашингтоне настроены "крайне решительно".

Такой шаг США станет закономерным итогом продолжительной войны с российским производителем софта. И ведь не только Штаты точат зуб на компанию. За день до публикации пресс-релиза из письма главы министерства безопасности и правосудия Нидерландов Фердинанда Грапперхауса в парламент королевства стало известно о решении правительства этой страны отказаться от продукции "Лаборатории Касперского". По словам Грапперхауса, Москва разработала план кибератак, в том числе и на Нидерланды. Министр не обвинял компанию прямо в содействии, пояснив, что просто решили перестраховаться. Шлейф-то ого-го. К тому же королевство пребывало в поле интересов Кремля. Сперва, когда был организован консультативный референдум касательно Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. А затем во время парламентских выборов, на которых типичный "клиент" Москвы Герт Вилдерс все же не смог вырвать победу.

Инициатива по запрету софта звучит в общеевропейском пространстве. С ней, в частности, в прошлом месяце выступила польский евродепутат Анна Фотыга (ПиС). А в декабре прошлого года соседка Польши — Литва — также запретила данное ПО в госструктурах страны. Минобороны Литвы прямым текстом заявило, что софт является "потенциальной угрозой национальной безопасности страны".

Аналогичное решение было принято и в Великобритании. Еще в ноябре прошлого года британская The Financial Times писала, что в британской спецслужбе крайне встревожены возможной слежкой российской ФСБ за военными и работниками правительства посредством ПО "Лаборатории Касперского". И в начале декабря, как писала FT, разведслужба, отвечающая за информационную безопасность, — Центр правительственной связи (GCHQ) — запретила отвечающим за нацбезопасность министерствам использовать антивирус. Сей киберфлешмоб запустили осенью 2017 г. на Капитолийских холмах, когда Сенат и Палата представителей поддержали запрет на продукцию российской компании в госучреждениях, а Дональд Трамп поставил свою подпись под законопроектом 12 декабря.

Но, по сути, к практическим выводам и решениям и американцы, и британцы, и голландцы, и литовцы пришли после цикла публикаций в СМИ. Так, в 2015 г. агентство Bloomberg писало, что компания по меньшей мере с 2012 г. очень энергично принялась дружить с российскими спецслужбами. Дружба заключалась в заведении на руководящие посты "людей, имеющих тесные связи с российскими военными или разведывательными структурами". В июле 2017 г. агентство вновь подняло эту тему, отметив, что "Лаборатория Касперского" тесно сотрудничает с ФСБ, к тому же помогает выявлять хакеров. В некотором роде есть основания полагать, что эта компания внесла свой вклад в вербовку киберзлоумышленников спецслужбами и дальнейшее использование их талантов в отношении западных стран, в том числе для вмешательства в выборы президента США 2016 г. В этом контексте нельзя не вспомнить арест одного из таких хакеров, работавших в ФСБ, Дмитрия Докучаева, а также руководителя одного из подразделений ЦИБ спецслужбы Сергея Михайлова и главы отдела расследования компьютерных инцидентов "Лаборатории Касперского" Руслана Стоянова. Их обвинили в госизмене синхронно с требованием минюста США выдать Докучаева и еще двоих хакеров.

На компанию мир смотрел все более косо. А 10 октября 2017 г. началась новая волна. Сразу две влиятельные газеты — The New York Times и The Washington Post — сообщили, что израильская разведка внедрила своих агентов в сеть компании и пронюхала о атаках российских хакеров, сразу предупредив Штаты. The Wall Street Journal подлила маслица: написала об успешной модификации ПО "Лаборатории Касперского" до уровня инструмента для шпионажа. Программа искала вируса, а параллельно ключевые слова, указывающие на секретные данные. Отмечается, что именно помощь израильской разведки США сподвигло власти забанить софт российской компании. То бишь фактически Израиль стал тем катализатором, запустившим противодействие ПО российского разработчика.

"Лаборатория Касперского" на эту масштабную кампанию нельзя сказать, что ответила убедительно: расширила сотрудничество с Интерполом, согласившись поделиться информацией о киберугрозах. На фоне заявления Кремля об абсурдности информации относительно участия израильской разведки в изобличительном процессе. Неубедительно, потому что правительства все же запретили софт, а гиганты Facebook и Twitter, подпалившие усы на российском вмешательстве в выборы США, удалили компани из списка антивирусных предложений пользователям (FB, 26 января 2018 г.) и запретили рекламу (Twitter, 20 апреля 2018 г.).

И вот теперь, когда жареным пахнет просто нестерпимо, "Лаборатория Касперского" решила бежать из России. Пусть и не всем составом. Здесь можно выдвинуть две версии. Начнем с наименее вероятной: бегство реальное и разрыв со спецслужбами РФ и осуществляется ради спасения прибыли и репутации. Кто-то поверит, что российские спецслужбы согласятся выпустить из рук курицу, несущую золотые яйца как в плане кибервозможностей, так и в плане прибыли? Нет, конечно. Поэтому это лишь имитация побега. Компания, а вместе с ней и Кремль, надеется подлатать имидж и воспользоваться извечной нейтральностью Швейцарии и ее мощным законодательством по защите данных. Да, придется пойти на уступки, пустить неких аудиторов извне, но это лишь означает, что действовать тем же спецслужбам придется изощреннее, но уже, по сути, в сердце Европы.

Кстати, еще один немаловажный момент. 15 мая "Лаборатория Касперского" получила от властей Москвы статус якорного резидента технопарка "Водный стадион", что позволит ей пользоваться льготной ставкой налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет, в размере 12,5% вместо 17%. Поощряли бы таким образом компанию, которая, с точки зрения до невозможного скрепной РФ, трусливо бежит? Вряд ли. Больше походит на "грамоту" за согласие "Лаборатории" на модели сотрудничества в новой, швейцарской, реальности. В общем, может, Россия и является ныне Шоушенком для бизнеса, спасая за счет населения избранных, но Касперский точно не Энди Дюфрейн, а Швейцария ну никак не напоминает трубу для стоков.