Сыграть в Чауса. Дадут ли беглому судье убежище в Молдове

Выдать неудобно оставить. Игорю Додону придется решить, где поставить запятую
Фото: УНИАН

Случилось, казалось бы, невероятное. Беглый украинский судья, которого на родине намерены привлечь к ответственности за взяточничество, обратился к президенту Молдовы с прошением о предоставлении ему политического убежища. Невероятно даже не то, что подозреваемый во взяточничестве пытается выдать себя за жертву политических преследований, а то, что в качестве страны-прибежища выбрана именно Молдова. Никто бы не удивился, если бы это было Приднестровье - регион, не контролируемый кишиневским правительством. Именно туда сбежал, например, экс-заместитель начальника главного управления МВД в Одесской области Дмитрий Фучеджи, которого подозревают в причастности к событиям 2 мая 2014 го. в Одессе. Но речь идет именно о Молдове...

Напомним суть событий. 9 августа 2016 г. детективы Национального антикоррупционного бюро Украины уличили судью Днепровского районного суда Киева Николая Чауса в получении взятки в сумме $150 тыс. за вынесение приговора в интересах подсудимых.

6 сентября Верховная Рада дала согласие на задержание судьи и привлечение его к уголовной ответственности. Однако Чаус, воспользовавшись судейским правовым иммунитетом, покинул территорию Украины. С 12 сентября судья был объявлен в национальный розыск, с 11 ноября - в международный.

28 февраля нынешнего года Николай Чаус сам явился в молдавскую полицию и сдался с поличным, признавшись в том, что он незаконно перешел границу. А через несколько дней стало известно, что он намерен обратиться к Президенту Молдовы Игорю Додону с просьбой о предоставлении политического убежища.

Глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь подтвердил журналистам, что защита Чауса действительно подала такое прошение, и сообщил, что беглый законник арестован сроком на 15 суток после добровольного обращения в правоохранительные органы о незаконном пересечении границы. По его словам, после получения от Генеральной прокуратуры Украины документов об экстрадиции Чауса Антикоррупционная прокуратура готовит необходимые документы для выполнения этой процедуры.

Согласно пункту с) статьи 88 Конституции Республики Молдова именно Президент РМ обладает правом предоставления политического убежища. С правовой точки зрения дело Чауса регулируется также Законом РМ "Об убежище в Республике Молдова". Согласно закону ответственным "за реализацию политики в области убежища" является Министерство внутренних дел, которое сейчас возглавляет Александру Жиздан, человек со скандальной репутацией, которого считают одновременно человеком и олигарха Влада Плахотнюка и Ринато Устатого, беглого мэра Бэльц и лидера пророссийской "Нашей партии".

В Положении о предоставлении политического убежища Президентом Республики Молдова есть п. 5, обозначающий шесть условий, при которых убежище не предоставляется. Согласно первому из них отказ может последовать, в случае, если "лицо преследуется за действия, признаваемые в Республике Молдова преступлением". Взяточничество в Молдове, понятное дело, также признается преступлением, потому позиции защиты весьма шаткие.

Само дело о предоставлении политического убежища выглядит откровенно политическим. Игорь Додон, пришедший к власти на волне пророссийских настроений, известен своей дружбой с приближенными к Кремлю особами. Почему бы ему не принять решение в пользу беглеца от "киевской хунты"? Тем более что сторонники Додона в большинстве своем искренне верят в российский бред о "хунте", "Правом секторе", "распятых мальчиках" и "изнасилованных эпилептичках".

Но здесь Додон рискует попасть в ловушку. Он пришел к власти не только с помощью пророссийских лозунгов. Немалую роль в его предвыборной агитации играли и антикоррупционные тезисы. Недавно молдавский президент выступил с инициативой аннулировать закон, который предусматривает перевод в государственный долг так называемого "украденного миллиарда долларов" и возложить возмещение ущерба на непосредственных виновников (в 2014 г. в республике разгорелся крупный политический скандал, когда стало известно, что через коррупционные схемы из страны было выведено более $1 млрд, что составляет приблизительно 15% ВВП. В схеме был задействован государственный Banca de Economii. В сентябре 2016 г. был принят закон, который предусматривает перевод срочных кредитов, выданных Нацбанком трем банкам-банкротам в государственный долг, который налогоплательщики должны будут выплачивать 25 лет с применением эффективной ставки в размере 5%, тогда как НБМ предоставлял банкам кредиты под 0,1%. Фактически погашение "украденного миллиарда" возложено на граждан Молдовы. - А.Ф.)

В результате может сложиться странная ситуация, когда Додон, добивающийся ответственности для коррупционеров в своей стране, скрывает у себя коррупционеров из других стран.

Значит, в случае чего Украина может дать "ответочку", приютив у себя подобных "политических беженцев" из Молдовы. Тем более что многие из причастных к "делу о миллиарде" принадлежат к проевропейскому политическому лагерю.

До сих пор украинская сторона не отказывала Молдове. Стоит вспомнить старое дело Габриэля Стати. В апреле 2009 г. этот молдавско-румынский олигарх был задержан на территории Украины по подозрению в финансировании акций протеста и подготовке переворота в Молдове. Через несколько дней его экстрадировали на родину, несмотря на то что его отец обращался к властям Украины с просьбой не допустить передачи "до проведения беспристрастного и независимого расследования". Непосредственное внимание к судьбе Стати выказал тогдашний Президент РМ коммунист Владимир Воронин. Назывались весьма внушительные суммы, которые тогдашний глава молдавского государства намеревался заплатить за его экстрадицию. А внешне выглядело все так, что "демократическая" Украина выдает "демократа" "коммунистическому режиму".

Ну или последний случай, когда в августе 2016 г. Украина выдала молдавским властям задержанного бизнесмена, гражданина Молдовы и РФ Вячеслава Платона, которого, кстати, обвиняли в причастности к "делу о миллиарде".

Пока в деле Николая Чауса вступает в силу ч. 1 статьи 11 Закона "Об убежище в Республике Молдова: "Ни одно лицо, ходатайствующее о предоставлении убежища, не может быть принудительно возвращено или выслано с границы или территории Республики Молдова". То есть дело будут затягивать насколько возможно. Не исключено, что будут задействованы и материальные ресурсы беглеца. Ведь не все же деньги "судья-консерватор" прятал в стеклянных банках у себя на огороде.

В крайнем случае все может решить личное обращение Президента Украины. После выдачи Вячеслава Платона Киев имеет полное право напомнить, что "долг платежом красен". Хотя не исключено, что Игорь Додон ждет именно такого обращения, чтобы начать диалог со своим украинским коллегой с сильной позиции.