Свой человек в ФБР. Почему выдвиженец Трампа не спасет его от бывшего директора Бюро

Трампа теперь придется защищать очень квалифицированно: судя по откровениям Джеймса Коми, нью-йоркский застройщик превратил Белый Дом в вертеп политического разврата
Фото: EPA/UPG

Сенат США во вторник одобрил назначение бывшего помощника заместителя генпрокурора Кристофера Рэя на пост директора ФБР. Произошло это спустя три месяца после того, как предыдущий глава бюро Джеймс Коми был уволен президентом Дональдом Трампом. Его кандидатуру сенаторы поддержали 92 голосами против пяти. И теперь ему предстоит управлять главным внутренним правоохранительным органом страны во время федерального расследования заявлений сговора кампании Трампа и России.

Трамп свой выбор сделал в разгар скандала, а также после отказов нескольких крупных политических деятелей возглавить Бюро. Еще в июне он выбрал 50-летнего помощника заместителя генерального прокурора США по уголовным делам в 2003-2005 гг. То есть на пике президентства Буша-младшего.

Вообще-то Рэй еще недавно был адвокатом губернатора Нью-Джерси Криса Кристи, самого яростного, до клоунады, трамписта, требовавшего со сцены посадить Хиллари вместе с российским агентом влияния Майклом Флинном. Рэй защищал Кристи в крайне сомнительном деле о возможном незаконном лоббизме на уровне правительства штата. И надо сказать, адвокатом неплохим (максимально верным и бессовестным в интересах клиента) - помощники губернатора отправились за решетку, а сам он вышел сухим из воды и остался на своем посту. Ренегатство губернатора Кристи во время президентской кампании республиканцев стало важным бонусом для команды Трампа, но сам Кристи стал слишком одиозен для серьезного назначения - возможно, это кружной путь отблагодарить его?

Да и самого Трампа теперь придется защищать очень квалифицированно: судя по откровениям Джеймса Коми, нью-йоркский застройщик превратил Белый Дом в вертеп политического разврата. Показательно, что в бытность Коми заместителем генпрокурора Ларри Томпсона  его помощником был Кристофер Рэй. Так что Трамп опять действует в стиле бытового "психологизма" ведущих плебейских телевизионных шоу, стравливая участников, — нельзя не подумать, что более десяти лет назад, в Белом Доме Джорджа Буша-младшего, эти двое могли и не иметь между собой приязненных отношений. Да и сам сюжет: бывший подчиненный приходит на место бывшего начальника, причем кресло еще не успело остыть! Такой ход вполне в стиле Трампа и его ближайших советников. Они же мнят себя выдающимися маккиавелистами, что уже привело, например, к ранее невиданному ирано-турецкому "катарскому" альянсу против Эр-Риярда и Вашингтона...

В Минюсте США Кристофер Рэй занимался внедрением "Патриотического акта" (левые правозащитники назвали бы это "борьбой с врагами народа", правда, при этом забывая, что Барак Обама "забыл" отменить этот закон) и взаимосвязями ислама с террористической деятельностью, так что и в этом случае данная кандидатура вовсе не свалилась с неба.

Создается впечатление, что, несмотря на то что Рэй - юрист в четвертом поколении, президент Трамп хотел бы спрятаться за спиной нового директора ФБР.

Который, возможно, не будет столь щепетилен (говоря общо, таких вообще было немного в администрациях Буша-младшего) и не будет удивляться тому, что изгвазданный в разного рода грешках президент требует лояльности от системы юстиции. Однако, наверное, не стоит возводить напраслину на Криса Рэя, так сказать, раньше факта. Другое дело, что принцип подбора кадров Трампом уже более или менее понятен. Так, фирма Рэя в последние годы представляла в США правовые интересы "Роснефти" и "Газпрома", а это уже определенный тренд для действующего Белого Дома. Как Трамп удалось убедить сенаторов провести Рэя в ФБР, пока что науке неизвестно.

Но он явно комфортен для президента, поскольку является уроженцем Нью-Йорка, выходцем из богатого клана городских юристов и отдал госслужбе не менее десяти лет. Кстати говоря, и это не самая хорошая новость для мутноватого бизнес-окружения Трампа - именно Рэй вел дело о крупнейшей афере в энергетической компании "Энрон". Но уравновешивает ли это такой негатив, как представительство российских госкорпораций, в последние годы ставших откровенно токсичными? Да и сможет ли Рэй защитить президента от своего бывшего начальника, униженного, оскорбленного и рассказавшего законодателям едва ли не все о том, что происходило с Трампом и вокруг Трампа?

Экс-директор ФБР пока притих, но голосование Сената или любое другое событие может вернуть его к микрофонам журналистов. Джеймсу Коми терять нечего - он находится ровно в той же ситуации, что и уволенные хмыканьем Никсона в трубку в разговоре с главой администрации Белого Дома Харри Хальдеманом более сорока лет назад правоохранители. Теперь всем ясно, что рекомендация первого заместителя генпрокурора Рода Розенстайна уволить директора ФБР была отвлекающим маневром. Коми чувствует свою правоту и силу, к тому же что можно подумать о президенте, который просит замолчать или опровергнуть эпизод с извращенными развлечениями в московской гостинице? Не то ли, что на Лубянке имеется соответствующая пленка?

Ясное дело, фанаты Трампа толкуют все на свой лад: Трамп якобы был "просто" раздражен нависающим над ним облаком русского скандала, он "просто" попросил о том, чтобы Флинна оставили в покое, он "просто" прям, искренен и неопытен. Честно говоря, уже трудно воспринимать такие оправдания: если человек настолько не готов к президентству, то что мешает ему уйти самому, пока это еще можно сделать без позора?

Скептики говорят, что показания Джеймса Коми не выявляют какого-то явного преступления, совершенного Трампом. Но демократы, похоже, и впрямь верят, что Трамп именно был завербован русскими на горячем - возможно, прямо в комнате охраны московской гостиницы "Ритц-Карлтон".

Но это было бы слишком просто. Вместе с тем злоупотребления президента - чем бы они ни были вызваны - кажутся слишком уж явными и вызывающими. Ведь Коми не просто написал слова "препятствование правосудию" в открытом письме - он повторил это перед Конгрессом. И более того, признался, что с самого начала не доверял Трампу, записывал общение с ним и организовал слив разговора, в котором тот просит оставить в покое Флинна - в надежде, что для расследования назначат спецпрокурора (что, собственно, и случилось)

Что же должен сделать новый директор ФБР для защиты Трампа - уничтожить улики, прекратить расследования (а ведь заметьте, самого 45-го президента ни в чем пока прямо не обвиняют!)? Но в этом случае ФБР превратится в одну большую утечку, через которую в прессу выльется вся компрометирующая информация, вплоть до платежей по счетам фирм Трампа, а вдруг в них фигурируют российские банки, лояльные Путину олигархи и фирмы-прокладки? В общем, куда не кинь, всюду клин.

Комбинации штаба Трампа - его ближний круг до сих пор очень сложно назвать кабинетом - выглядят в некотором роде детскими. Например - а давайте в интересах нашего нового друга из страны пирамид маршала Ас-Сиси натравим Саудовскую Аравию и государства Залива на Катар, чтобы тот перестал финансировать "Братьев-мусульман" и поддерживать Иран? И вдруг ближневосточный баланс складывается, как карточный домик. А "давайте" нарочно назначим на место Коми его бывшего подчиненного, да еще и работающего юрисконсультом российских фирм? Похоже, назло Клинтон и Обаме Трамп готов на любое безрассудство.

Это президентство настолько конфликтно, что начинает чувствоваться определенная усталость политических кругов в Вашингтоне от перманентной и неконструктивной войны - возможно, травмирующая процедура импичмента как-то освежит атмосферу в округе Колумбия? Но все-таки крайне сомнительно, чтобы республиканцы отказались от Трампа, каким бы одиозным сумасбродом он ни был, и поддержали его отстранение.

Партия рассматривает президента как таран, с помощью которого она сносит все достижения прогрессистов на протяжении прошлых восьми лет, для того чтобы вернуть сладкие времена Джорджа Буша-младшего.

Времена, когда богачи наслаждались сверхдоходами, налоговый пресс на средний и рабочий класс возрастал, а лоббисты из энергетического сектора и военно-промышленного комплекса открывали ногами двери в кабинетах Белого Дома. При этом, разорив страну, все эти ловкачи вышли сухими из воды. И что-то незаметно, чтобы Трамп, публично обличавший Уолл-Стрит во время кампании, отправил за решетку хотя бы одного банкира из виновных в кризисе десятилетней давности. Поэтому политическая риторика Дональда Трампа все больше напоминает дымовую завесу.

А расследования должны показать вот что: просто ли это реванш аморальных дельцов эпохи ненасытного обогащения, или они всего лишь марионетки, а за ниточки дергает крупнейший международный мафиози в Москве? Сами по себе откровения Джеймса Коми не выбросят Трампа из Овального кабинета, но и смена руководства ФБР вряд ли защитит президента. В особенности от "глубокого государства", разведывательного сообщества и СМИ, которые все теснее сотрудничают в борьбе против вируса, заразившего американскую демократическую политическую систему, как ранее венгерскую, турецкую и польскую.

Пока что можно предсказать лишь то, что политический кризис в Вашингтоне будет углубляться и выходить на новые витки спирали - иногда быстро, иногда медленно. Это в конце концов выгодно и демократам, которым необходимо накопить сил к промежуточным выборам 2018 г, чтобы вернуть контроль над законодательной властью (пока что перспектива их электорального успеха далеко не очевидна). А Кристофер Рэй на должности директора ФБР все время будет находиться на раскаленной сковороде, поскольку директора будут неизбежно подозревать в принесении клятвы лояльности Дональду Трампу...

В Кремле не могли бы придумать лучшего плана - самостоятельного разложения американской демократии подобно другим недавним примерам, распространение климата недоверия и вражды в обществе "вероятного противника". Впрочем, нельзя исключать, что маятник слишком сильно качнулся в сторону непотизма и авторитаризма - и ответный удар институтов заокеанской "земли обетованной" сметет на своем пути весь позор последних месяцев вместе с его виновниками.