Существует ли еще НАТО?

Альянс всегда был браком по расчету и без взаимных привязанностей
Главы государств, участвующие в саммите

В Варшаве стартовал саммит Организации Североатлантического договора (НАТО). Ключевыми темами на нем является агрессия России и поддержка Украины, а также восточных союзников Альянса в Европе.

Международный обозреватель The New York Times Йохен Биттнер, который ранее работал в нескольких европейских, в частности немецких изданиях, в своей статье "Существует ли еще НАТО?" выразил мнение, что все более очевидный раскол в Евросоюзе создает угрозу и для единства Альянса:

Соглашения призваны превратить желания в обязательства. Но что произойдет если желания изменятся? Британские избиратели недавно стали примером: плохо информированные, но они отвергли идею, что договоренности Европейского Союза выгодны для их страны. Что неутешительно, как и должно быть, но есть основания критически рассмотреть еще более старое соглашение, связывающее народы Запада: договор НАТО.

Подписанный 67 лет назад договор содержит обещание, что нападение на одну из стран-членов организации будет рассматриваться как нападение на всех. Этот пункт солидарности, статья 5, была написана политиками другого поколения, с более жестким опытом и в мире с гораздо более простым порядком. Конечно, вы никогда узнаете, пока не попробуете, но следует спросить: не является ли уже "мертвым" уложение, которое сохраняет Организацию Североатлантического договора живой?

Конечно, это были лишь учения. Но когда Польша призвала своих союзников по НАТО в прошлом месяце помочь бороться с гипотетическим захватчиком, который угрожает с востока, Германия была, ну, скажем, раздражена. Учения "Анаконда-2016", в которых приняли участие 25 тыс. военнослужащих из более чем 20 стран, самые масштабные с момента окончания холодной войны, и были задуманы как сигнал Москве, демонстрация силы в преддверии саммита альянса на этой неделе в Варшаве. Берлин предъявил Польше свой собственный мессидж - направил в общей сложности только 400 солдат, причем ни одной боевой части.

Вершиной скромного участия Берлина стала атака министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера на последние учения НАТО в Восточной Европе, которые он назвал "громким бряцанием оружия и военными лозунгами". Альянсу, говорит Штайнмайер, можно было бы посоветовать "не искать оправданий для нового-старого противостояния".

Такую логику вы ожидаете услышать от россиян, но не от немецкого министра иностранных дел. Штайнмайер также отметил, что Германия не уклоняется от своих обязательств и никто не может рассматривать предполагаемое развертывание четырех дополнительных батальонов в Польше, Эстонии, Латвии и Литве в качестве угрозы для России. Но пусть даже так, его утверждение было в лучшем случае двойственным.

Двойные стандарты могут привести к серьезному ущербу для Альянса, чье значение в сдерживании зависит исключительно от убедительности. Германия не единственная европейская страна, которая размывает грань между сдерживанием и разжиганием войны. Франция, как рассказали мне источники в НАТО, официально не хотела объявлять учения НАТО "Анаконда", боясь рассердить российское правительство. Как будто Кремль расширял военный бюджет России последние 15 лет, отвечая на внешние провокации.

Если учения могут привести к расколу в Атлантическом союзе, то президенту России нужно совсем немного воображения, чтобы понять, как провести последний тест на прочность для НАТО: используя гибридную войну, вызвать сомнения у Соединенных Штатов и европейцев по поводу необходимости военных действий, и что дипломатия возможна. Президент Владимир Путин мог бы, например, разжечь сепаратистские настроения среди этнических русских в Литве и обеспечить оружием их лидеров. Тогда все, что ему останется делать, это отступить назад и наблюдать, как самый мощный военный альянс в истории распадается из-за споров о том, как реагировать.

Легко представить, как этот сценарий будет разыгрываться: Польша и страны Балтии будут призывать к жесткому ответу для упреждения еще одной аннексии по примеру Крыма. Немцы и французы будут призывать к переговорам с Москвой, сомневаясь, что на статью 5 можно будет ссылаться. Греки, итальянцы и испанцы дадут понять, что их экономика уже достаточно пострадала от санкций против России после аннексии Крыма. И большая часть общественности по всей Европе, которой манипулирует российская пропаганда, спросит нет ли на самом деле у россиян права поддержать своих сторонников в странах Балтии. Не стоят ли за этим всем Соединенные Штаты с имперскими амбициями, не будут ли некоторые утверждать, что тут как и во время переворота в Киеве стоят агенты Вашингтона?

Авторы договора НАТО в 1949 году могли по праву рассчитывать на то, что можно назвать западным патриотизмом. По крайней мере, такое мнение существовало на уровне правительств. Но сегодня оно уступило релятивизму и неуверенности в себе. То, что раньше было незыблемыми принципами внешней политики, сейчас является козырем в избирательных кампаниях, причем и для левых, и для правых.

Социал-демократическая партия Штайнмайера ищет нового партнера по коалиции и пытается открыть себя для избирателей, которые видят в НАТО, по меньшей мере, такого же агрессора на шахматной доске Евразии. И Дональд Трамп набрасывается на НАТО, чтобы вызвать чувство несправедливости в Соединенных Штатах, обвинив европейских союзников в "грабительстве" американских налогоплательщиков. Барак Обама использовал разные слова, чтобы выразить такое же мнение. Он называл европейцев "безбилетниками", которые не готовы к "справедливому участию" в затратах на оборону - заявление, которое, конечно же не неверно.

НАТО пытается противостоять этой ситуации, доставая из ножен свою самую большую саблю. Источники внутри альянса говорят, что ядерное сдерживание является главным приоритетом. Статья, опубликованная за несколько дней до Варшавского саммита в журнале NATO Review, как представляется, формулирует новую позицию. Что необходимо сейчас, говорится в статье, так это "акцентировать внимание в последних обращениях на сдерживающем характере ядерного оружия". В штаб-квартире НАТО хотят сделать из Балтии Западный Берлин: ядерный барьер. Но немецкое правительство может выступить против, посчитав это еще большей провокацией по отношению к Москве. И то, что призвано укрепить решимость, может создать еще больше трещин в альянсе.

НАТО всегда был браком по расчету и без взаимных привязанностей. Однако все эти сомнения разрушают Альянс: его политическую сплоченность, его причинно-следственные цепочки и споры по поводу затрат на оборону. Трудно себе представить, что Европа и Соединенные Штаты, если у них будет шанс в 2016 году, вообще напишут другую Статью 5.