• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Стрельба в Дейтоне и Эль-Пасо. В чем виноваты Трамп, демократы и ФБР

Один разгоняет ксенофобию, вторые приняли недоработанные закон, третьи не доводят до ума базы данных
Фото: EPA/UPG
Фото: EPA/UPG
Реклама на dsnews.ua

Минувшие выходные в Соединенных Штатах ознаменовались сразу двумя инцидентами с массовой стрельбой. Что, по-прежнему, с одной стороны, оставляет открытым вопрос контроля над оборотом оружия в США, а с другой иллюстрирует наличие ключевых первопричин таких трагических событий.

Первый инцидент произошел примерно в 10:30 по местному времени (18:30 в Киеве) в городе Эль-Пасо (штат Техас). Как уже позднее стало известно, 21-летний Патрик Крюсиес из Аллена, расположенного в тысяче километров от Эль-Пасо, устроил пальбу сперва на парковке супермаркета Wallmart, который находится а территории молла Cielo Vista, а затем зашел в само здание. По последним данным, жертвами парня стали 20 человек, среди которых семеро мексиканцев, и еще 26 получили ранения. Оружие: в полиции пока лишь сообщают, что огонь велся из винтовки, но не спешат подтверждать достоверность сообщений в соцсетях с фото о том, что Крюсиес использовал карабин (вероятно, "Сайгу") на базе АК-47. Сам стрелок сдался полиции, как только она подоспела. Расследование еще продолжается, но окружной прокурор Эль-Пасо уже заявил, что будет добиваться для него смертной казни.

А пока правоохранители пытаются установить мотив, изучая, в частности, появившееся на переполненном антисемитскими и расистскими заявлениями сайте 8chan сообщение за 20 минут до начала стрельбы. Есть мнение, что автором сообщения был стрелок, который, в частности, написал: "Я, наверное, умру сегодня". Документ полнится негативными высказываниями в адрес мигрантов и латиноамериканцев.

Последние, по словам автора, якобы превращают Техас в штат-"оплот Демпартии", но при этом он выражает недовольство республиканцами: мол, по своей сути они являются партией-корпорацией. Единственный, кто вызывает симпатию у автора - это президент Дональд Трамп, чьи взгляды на миграцию совпадают с его собственными.

Сам Трамп, реагируя на стрельбу в Эль-Пасо, тактично умолчал об этом. Правда это не снимает с президента ответственности. Но об этом ниже.

Сначала нужно еще разобраться в том, что произошло в Дейтоне (штат Огайо), где в ночь на 4 августа (примерно в час ночи, восемь утра в Киеве) случился второй инцидент. 24-летний Коннор Беттс в маске, наушниках, бронежилете устроил стрельбу в баре Ned Peppers. В результате погибли девять человек, в том числе, как сообщается, и сестра Беттса, и больше 20 человек пострадали. Сам стрелок был застрелен полицией. Его мотив пока остается нераскрытым. Однако известно, что огонь он вел из винтовки калибра .223 со 100-патронным барабанным магазином, которая была приобретена онлайн в Техасе, а затем продана ему местным торговцем оружием. Кроме того, в припаркованной возле бара Toyota Corolla 2007 года копы нашли еще и дробовик.

Реклама на dsnews.ua

Еще два случая массовой стрельбы произошли за минувшие выходные в Чикаго, оба в районе Лоундэйл. Жертва одна - 33-летний Деметрий Флауэрс, который после работы в воскресенье отправился с друзьям на вечеринку, но к ним подъехали три машины и по группе людей открыли огонь. Второй инцидент случился ночью в воскресенье, но несколько раньше - в Дуглас-парк, по которым также стреляли из авто (из черного Camaro). Пострадали семь человек - четверо мужчин и три женщины, жертв нет. В целом за выходные в Чикаго в результате огнестрельных ранений погибли трое и порядка 40 человек были ранены. Что, в принципе, напоминает обычную криминальную сводку, публикуемую местными изданиями, например, CBS Chicago или Chicago Tribune. Однако они привлекли несколько больше внимания как раз на фоне стрельбы в Эль-Пасо и Дейтоне.

Реакция властей и кто виноват

Охарактеризуем реакцию двумя словами: бурная и неоригинальная. Комментировали видные представители обоих лагерей - демократы и республиканцы. Каждый проталкивал свою позицию за или против оборота оружия. Аналогичная риторика звучала и ранее, к примеру, после того, как Стивен Пэддок, владелец трех десятков стволов, включая штурмовые винтовки, устроил бойню на кантри-фестивале Route 91 в Лас-Вегасе два года назад.

С того момента ни в политикуме, ни в действиях правоохранительных органов практически ничего не изменилось. Трамп, к примеру, снова принялся мобилизовать электорат перед выборами, пробуждая своими расистскими выпадами агрессию, тлеющую в реднеках Ржавого пояса. Но нельзя сказать, что ответственность за происходящее лежит сугубо на президенте. Нет. Запрос на ксенофобию, повторимся, в Штатах имеется и без него.

Вместе с Трампом вину должны разделить и демократы, которые предоставили американскому обществу закон-полуфабрикат. И это вторая основополагающая причина. Речь о законе о штурмовом оружии (Federal Assault Weapons Ban), принятом в 1994 году Конгрессом, в обеих палатах которого большинство было у демократов. Мораторий на штурмовое оружие закончился в 2004 году и не был продлен. Однако проблема даже не в этом, а в том, что закон был недоработан в связи с неспособностью "ослов" переломить сопротивление оружейного лобби в лице Национальной стрелковой ассоциации (NRA), потому как в нем содержались лазейки, позволяющие увеличить скорострельность самозарядных винтовок - плавающие приклады и затворы. Этим изъяном некоторые американцы и воспользовались. Демократы же, приняв закон, заработали электоральные очки и после 2004 года завязли в трясине демагогии.

Как результат, технические возможности для массовых убийств гарантируются несовершенством законодательной базы. И люди продолжают гибнуть.

Впрочем, ответственность с политиками делит и правоохранительная система. Кстати, явно пытаясь показать, что ФБР не бездействует, директор Бюро Крис Рэй уже распорядился...провести по всей стране новую оценку угрозы с целью не допустить массовых стрельб в будущем.

Пока неясно, что будет представлять этот процесс оценки. Но в интересах правоохранителей было бы закрыть уже вопрос низкой эффективности работы баз данных, касающихся оборота оружия.

Их в Соединенных Штатах несколько.

Первая - Национальная система криминальной проверки (National Instant Criminal Background Check System, NICS). Она была создана в 1993 году ФБР и Бюро по алкоголю, табаку, огнестрельному оружию и взрывчатым веществам (ATF). Штаты и простые торговцы оружием могут пользоваться ею для проверки клиента - его возможных прегрешений в прошлом, а именно совершение преступлений, его психическое здоровье, употребление наркотиков и т.п. Звучит хорошо, только оказалось, что база также содержит лазейку: если в течение 72 часов с момента поступления запроса ответа все нет, то торговец вправе продать оружие.

Это одна проблема. Еще одна актуализировалась после бойни в Чарльстоне в 2015 году, когда выяснилось, что работа NICS хромает из-за человеческого фактора. Так, отдельные учреждения, ответственные за ведение записей в базе, давно не направляют их в федеральную базу. Почему? Отнимает много времени, да и случаются сбои в работе системы, порой приходится восстанавливать учетные записи. Вот тот или иной местные чиновник просто решает "не париться".

Оценить же количество записей, не попавших в эту базу, довольно сложно. В самом ФБР признавались, что не знают масштабов проблемы. А NRA, опираясь на статистику за 2013 год, заявляла, что в базе отсутствует, по меньшей мере, порядка 7 млн записей о людях из "черного списка" при покупке оружия.

В 2008 году в Штатах была создана еще одна база обмена данными - National Data Exchange (N-DEx), в которой содержатся больше 400 млн записей (аресты, документы об испытательном сроке и условно-досрочном освобождении). ФБР планировало применить ее для проверок оружия, только вот система доступна лишь властям и правоохранительным органам. Тайна частной информации и опасения случайно показать непосвященному особенно чувствительные данные являются препятствием для использования ее розничными торговцами оружия.

Имеется база данных и у ATF - на 258 млн записей. Правда, это не совсем база данных, а скорее каталог оцифрованной картотеки, которая до сих пор хранится в бюро - 20 тыс. коробок (примерно 25 морских транспортных контейнеров). Вручную в них сотрудники ATF уже не копаются, но и электронный каталог не особенно упрощает работу, ведь он является недоработанной системой - весьма громоздкой и сложной в поиске.

Следователю ATF для того, чтобы найти конкретную единицу оружия, нужен номер определенного торговца оружием, а затем уже в хронологически выпадающем списке приходится искать ствол. Сложность в том, что сортировка по дате, ключевым словам и по другим параметрам невозможна. Таким образом, времени тратится едва ли не столько же, сколько следователь потратил бы, заглядывая в коробки.

Все крайние

Итак, на лицо целый комплекс проблем и ответственность, в равной степени лежащая и на Трампе, и на демократах, и правоохранителях. Первый ради рейтингов заряжает общество ненавистью к пришлым, вторые - приняли юридически ущербный мораторий на штурмовое оружие, третьи - не могут пока довести до ума базы данных и наладить координацию на всех уровнях, что позволяет пэддокам, беттсам, крюсиесам покупать модернизированные винтовки и карабины и убивать людей. И не будем забывать о наличии "черного рынка", который сводит на нет аргументацию демократов в пользу полного запрета на оборот оружия.

    Реклама на dsnews.ua