Резервация за стеной. Зачем Саудовской Аравии столица палестинцев в Абу-Дисе
Палестинская автономия получила предложение от Белого дома касательно решения конфликта с Израилем. Намерения США на этот счет, как известно, не имеют ничего общего с идеей двух государств. Администрация Дональда Трампа идет другим путем. Первый этап - признание Иерусалима столицей Израиля, вызвавшее недовольство палестинцев, ряда европейских стран, но в первую очередь Ирана как главного бенефициара противостояния палестинцев с Израилем. Второй - успокоить палестинцев.
Любопытно, что о плане рассказал на пресс-конференции 26 декабря лидер палестинского движения ХАМАС Исмаил Хания. Именно тот, который после судьбоносного решения Трампа призвал к новой интифаде. Теперь же без особых эмоций Хания поведал о деталях "сделки века", согласно которой палестинцам предлагается променять Восточный Иерусалим на пригород Абу-Дис, т.е. выбрать его столицей автономии.
За стеной
Что из себя представляет Абу-Дис? Это небольшой городок с населением в 12,6 тыс. человек, по данным за 2016 г., который находится к востоку от Иерусалима, на территории Западного берега реки Иордан. Во времена Османской эпохи, в XVI в., был самой густонаселенной деревней Санджака (административной единицы) Иерусалима. Там даже жили потомки знаменитого Салах ад-Дина, выбившего крестоносцев. Абу-Дис был и остается по большей части сугубо аграрным населенным пунктом. После шестидневной войны оказался под оккупацией Израиля и лишь спустя 30 лет перешел к Палестинской национальной администрации. Там в 2000 г. даже начинали строить парламент, но потом проект остановили.
В 2004 г. Абу-Дис оказался отрезанным от Иерусалима после строительства израильтянами разделительной стены. Это сильно осложнило жизнь местного населения в контексте образования, медицины и работы. Своих больниц там нет и жителям города приходится ехать 30 км в Иорданию или получать разрешение на проход в Иерусалим. В случае переноса столицы в Абу-Дис палестинцам, а точнее, их донорам в лице Европы и Ирана, придется решать вопрос развития инфраструктуры.
В самом Абу-Дисе есть пара-тройка исторических памятников, но сравнивать его значение для мусульман со Старым городом не имеет смысла. Это первая проблема для Трампа, которую он надеется решить, как рассказал Хания, проложив примерно километровый мост к Храмовой горе - третьему по значению священному месту для мусульман и первому - для иудеев. Там расположены мечети Аль-Акса и Мaсджид Кeббат ас-Сaхра (Купол Скалы). Это решает проблему доступа мусульман к святыням, но не к больницам и школам, к слову. Саму же Храмовую гору предлагается четко разделить на три района - для мусульман, иудеев и христиан. Правда, неформально такое разделение итак есть, что видно по карте.
И еще один момент. По словам лидера ХАМАС, Штаты предлагают наладить ситуацию в подконтрольном движению секторе Газа посредством проведения политических реформ.
Откуда ноги растут
Еще до объявления Трампом своего решения по Иерусалиму The New York Times 3 декабря писала, что над этим планом работали зять президента США Джаред Кушнер и молодой кронпринц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман, уже застолбивший за собой имидж решительного реформатора. По словам палестинских, арабских и европейских чиновников, знакомых с ходом переговоров, именно принц предложил откровенно произраильский план. Против решения Трампа Эр-Рияд протестовал для виду. При этом предлагая сохранить израильские поселения на Западном берегу, палестинцам - ограниченный суверенитет, а также, собственно, предложение сделать Абу-Дис своей столицей.
Мохаммед ибн Салман вступил в игру, намереваясь закрепить за королевством статус регионального лидера в пику Ирану. К тому же вмешательство в израильско-палестинский конфликт в некотором роде скажется на положении Иордании. Правда, тут нельзя исключать, что при посредничестве Белого дома саудиты и хашемиты достигли некоего консенсуса, вспомнив былую дружбу.
Один чиновник из ливанского правительства, не скрывая удивления, сказал NYT, что ни один араб никогда не согласится на это. Однако Штаты и Саудовская Аравия настроены решительно. По словам собеседников в Ливане, президенту автономии Махмуду Аббасу дали два месяца на раздумья, после чего ему обещают сказать адиос. Иными словами, Аббаса поставили перед выбором: либо политическая самостоятельность и состоятельность, либо все будет решаться без него.
Между прочим, это интересный ход, ведь известно, что палестинское руководство не является независимым игроком. Эту карту американцы и саудиты могут разыграть, предложив пряник побольше, который вытащил бы палестинскую экономику, которая держится на финпомощи извне.
Экономические "успехи"
Согласно октябрьскому отчету Всемирного банка на экономику все еще оказывает влияние война в секторе Газа в 2014 г. Экономика оказалась в рецессии. В 2015-2016 гг. наблюдался рост на уровне 3,4%, но потом "паек" помощи урезали на 19%, и в итоге рост ВВП в первом квартале 2017 г. составил лишь 0,7%. Сохраняется высокий уровень безработицы на палестинских территориях - в общем 29%, а в секторе Газа он и вовсе достиг 44%.
Местное производство не сказать, чтобы развито. Потому переводы палестинцев из-за рубежа - спасение для экономики ПНА. В 2016 д. частных трансфертов в ВВП составила внушительные 12,1%. И, естественно, палестинцам на плаву помогает держаться работа в Израиле.
Потому-то не вызывает удивления, что, как писала в конце марта Times of Israel со ссылкой на данные опроса, 52% палестинцев хотели бы жить с израильским гражданством и 42% - с палестинским, когда автономию, наконец, признают государством. Более "патриотичны", конечно же, жители сектора Газа, где лишь 4% хотели бы обладать израильским паспортом.
ФАТХvsХАМАС
Вот как раз этот анклав занимает важное место в текущей системе координат. Пресс-конференция Хании не дает оснований считать, что ХАМАС согласится на столицу в Абу-Дисе. Просто потому, что по сути городок станет своего рода резервацией за стеной. Соблазнить палестинцев Штаты могут преференциями и серьезными финансовыми вливания. Даже Израиль может позволить себе согласиться на признание Палестины, ведь "Иерусалимнаш" будет.
Но на данном этапе ПНА остается недоговороспособной из-за ХАМАС и Ирана. Меджлис, к слову, параллельно принял законопроект, предусматривающий признание Иерусалима "вечной столицей" палестинского государства. При таком раскладе видится один выход - информационная работа среди палестинцев с подробными разъяснениями и обещаниями манны небесной; и одновременно работа на усиление позиций Аббаса и более умеренного ФАТХ, представителем которого является лидер автономии.
В данном случае Вашингтону и Эр-Рияду придется действовать предельно осторожно. То есть, по сути, сталкивая лбами две группировки ПНА: ХАМАС (Исламское движение сопротивления) и ФАТХ (Движение за национальное освобождение Палестины), помня о войне группировок, начавшейся в 2006 г. и закончившейся со второй попытки подписанием перемирия 23 апреля 2014 г. Осторожность нужна, чтобы не допустить новой гражданской войны, потому как кровь палестинцев заляпает Белый дом. Трамп не отмоется. И в конечном итоге вероятный конфликт грозит срывом произраильского процесса. К тому же нужно не спровоцировать газават и рост террористической угрозы, чего опасается верный союзник США - король Абдалла II (Иордания). Если ставка на Аббаса (при условии его согласия) окажется выигрышной, то будет нейтрализовано влияние и ХАМАС, и нанесен удар лидерству Ирана в регионе. На сцену выйдет альянс СА и Израиля.