Сталинизм только для бедных. Россия может остаться без чиновников
11 октября одно из немногих оставшихся в относительном адеквате российских изданий — екатеринбургский Znak — опубликовало небольшую заметку, посвященную якобы существующей настоятельной рекомендации Кремля обеспечить возвращение домой родственников госслужащих, проживающих и обучающихся за границей. Сам вброс этой информации носит черты контролируемого слива: с одной стороны, вряд ли многочисленные "лично заинтересованные" источники в АП РФ, на которые ссылается автор, стали бы по собственной инициативе нести какую-то явную отсебятину, с другой — официальные лица, от пресс-службы президента до представителей законодательной власти России, сразу же открестились от этой информации.
Открестились, но с определенной паузой и подмигиваниями, которые транслируются через идейно близких политических комментаторов (например, таких, как один из идеологов российского охранительства и легитимизма, член общественной палаты Виталий Иванов). Дело в том, что этот вброс по характеру является в своем роде зондированием, а по содержанию вполне может оказаться негласным приказом.
Предполагается, что в адрес руководства еще прошлого созыва Думы — при отсутствии перспектив обсуждения, поскольку это "законоутверждающее" подразделение АП РФ к тому времени уже закрылось, — было направлено соответствующее письмо некоего промоутера "бизнес-патриотизма" Рахмана Янсукова, смысл которого — защита от вербовки родственников российских чиновников, проживающих за границей. Сама инициатива формально направлена на несовершеннолетних и престарелых родителей, но может коснуться и сотрудников государственных компаний, а не только чиновников.
Надо сказать, что вброс сработал — заметка вызвала фурор. Мотивов для такого резонанса несколько.
Во-первых, учитывая обсессию российского общества эпохой тоталитарного режима Иосифа Сталина и "романтикой" деятельности преступной организации НКВД, параллель с отзывом в 30-е годы прошлого столетия советских разведчиков, дипломатов и функционеров Социалистического Интернационала из стран Европы с последующим их расстрелом угадывается мгновенно. Очередное циклическое ухудшение отношений между РФ и западными государствами вполне могло подвигнуть подверженного в силу ставших перманентными неудач эмоциональным скачкам Путина перейти от игры в "подпустить Гитлера" (которую ему, надо сказать, советовали даже ранее считавшиеся вменяемыми советники) к игре в "подпустить Сталина".
Во-вторых, массовая нелояльность элиты к так называемой в ее же кругах "Рашке", причем как со стороны "системных либералов", так и со стороны карикатурных консерваторов, давно стала не только притчей во языцех, но и одним из главных раздражителей для электората. На фоне дочерей Путина, одна из которых замужем за голландцем и еще недавно проживала в стране учителей Петра Великого, а другая, будучи замужем за юным миллиардером Кириллом Шамаловым, — на уютной вилле в Биаррице, патриотом покажется даже Илюша Медведев, ради аллергии которого всего лишь вырубили березовую рощу, которую писал еще Левитан.
Европа совратила многих из ближайших наперсников стареющего российского диктатора: подданным Ее Величества оказался сын экс-руководителя РЖД Андрей Якунин. Юная жена только что проглотившего "Башнефть", управляющего новым главным национальным достоянием "Роснефтью" Игоря Сечина плавает у Лазурного берега и жалуется на дезорганизацию французов во время терактов в Ницце. В швейцарском пансионе учатся все дети трибуна путинского режима парламентария Сергея Железняка, пристроены и наследники главного путинского шута Владимира Жириновского. В общем, перечислять можно долго, крупных исключений практически нет. Ведь российская национальная идея, воплощаемая Путиным и его "организацией", как раз в этом и стоит: приватизация месторождения, леса или чиновничьего кормления, обеспечение метра границы и монетизация во Флориде или на Лазурке.
До некоторых пор все это было в порядке вещей. Но теперь изнасилованное вещающей из каждого утюга злобной пропагандой некоего собственного величия и за три года прилично обнищавшее народонаселение РФ желает публичных расправ над оглоедами. И здесь Путину нужно найти некую золотую середину.
Потому что, в-третьих, скамейка запасных диктатора начала быстро укорачиваться, а баланс между двумя ключевыми группировками — силовиков (в том числе и государственных бизнесменов от ВПК) и "системных либералов" — после выборов стал перекашиваться. Так, к примеру, назначение Сергея Кириенко на ключевую внутриполитическую должность и квазипродажа "Башнефти" тонущей в долгах "Роснефти" — это как раз попытка баланс сохранить. Хотя нельзя забывать и о том, что именно премьер Кириенко представлял Путина в качестве нового главы ФСБ, а его партия СПС в критический момент подставила будущему премьеру и вечному президенту свое модное либеральное плечо.
Путин не может полностью опереться на силовиков — реальной, а именно экономической власти у "системных либералов", как ни странно, гораздо больше, чем у всех патрушевых, шойгу и бортниковых вместе взятых, поскольку именно в их руках находится казна, коммуникации и крупнейшие банки. Сейчас, между прочим, идет подковерная борьба за должность уходящего на пенсию внешнеполитического помощника президента Юрия Ушакова (в 1998–2008 гг. — посол РФ в США). А массовое смещение "системных либералов" в пользу силовиков окончательно поставит Путина в зависимость от начальника собственной охраны Виктора Золотова и того же Игоря Сечина, демонстративно наплевавшего на обещание России к ОПЕК заморозить добычу нефти. И полностью прервет связь диктатора с реальностью.
После выборов, на которые пришло чуть больше трети избирателей, из которых партию Путина поддержало около половины, хозяин Кремля сознает, что паралич российского общества ударяет и по нему — к мобилизации оно не способно. А впрыски сирийского стимулятора гальванизируют лишь диванных воинов и мелкие группы черносотенцев, ищущих возможность услужить власти.
Наконец, в-четвертых, если еще два года назад разленившиеся западные спецслужбы и впрямь не канителились с вербовкой обсыпанных кокаином, как снеговики, русских мажоров и нуворишей (таких как руководитель пропагандистского сетевого холдинга Константин Рыков, "умирающий за Путина" в бассейне своей виллы в Антибе), то сейчас все может быть. По крайней мере, мониторинг и классификация таких объектов явно уже началась.
Так что уроженец Гудермеса Рахман Шах-Магомедович Янсуков, недавний кандидат от "либеральной" Партии Роста и помощник председателя комитета Государственной думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонида Слуцкого, может оказаться прав в своих тревогах и сомнениях. Вербовать будут.
Но вот со спасением десятков тысяч "детей боярских" из когтей тлетворного Запада может выйти промашка. Уж скорее их родители воспользуются преимуществами невиданного по своей щедрости российского законодательства о госслужбе и начнут тихо съезжать на пенсию или "по состоянию здоровья", забирая свои паспорта из сейфов кадровых отделов.
По-видимому, развитой путинизм больше ничего не может им предложить, кроме шантажа. А вброс о принудительном возвращении — дополнительно невротизировать российский политический класс, еще недавно искренне надеявшийся на отмену санкций. И весьма вероятно, в час Ч такая игра в Сталина послужит дополнительным аргументом в пользу того, чтобы "воздерживаться от каких-либо действий до полного прояснения обстановки".