Вашингтон вмешался в диалог между "Газпромом" и арабскими экспортерами
Португалия ждет американский газ
На прошлой неделе произошло знаковое событие - США отправили в Южную Европу первый танкер со сжиженным газом. Транспортное судно должно прибыть к берегам Португалии в конце апреля. Первую партию газа из США готовится принять LNG-терминал Sines португальской корпорации REN Atlantico. Таким образом, вслед за Литвой и Польшей Португалии удастся расширить источники импорта природного газа за счет приема танкеров-газовозов, перевозящих сжиженный природный газ (LNG).
Этот единственный в Португалии газовый терминал ранее был ориентирован на контракты и месторождения португальских компаний в Нигерии, Анголе и Мозамбике. Но экономя на логистике, португальские нефтегазовые инвесторы в Африке предпочитали аккумулировать свои ресурсы на нигерийских терминалах. Из-за высоких цен на газ из этих источников не удавалось полностью загрузить мощность терминала Sines (с 2015 года она составляет 7,8 млрд. куб. м газа в год). Терминал покрывал только около 40% импорта в Португалию, тогда как основная часть, порядка 60%, приходилась на долгосрочные контракты на поставку трубопроводного газа, который поступает в страну из Алжира и Испании по нескольким афро-европейским газопроводам. Проще говоря, более дешевый арабский трубопроводный газ шел в португальскую тепловую энергетику и государственный сектор. А более дорогой и географически более "дальний" газовый ресурс, рагезифицированный терминалом Sines, уходил на два более прибыльных рынка.
Первый из них - рынок замещения поставок алжирского газа во Францию и Италию. Экономя на логистике, трейдеры терминала Sines передавали компаниям Алжира своих местных клиентов, и получали от них взамен покупателей в Центральной Европе, куда направлялся очередной танкер-газовоз. Второй рынок - снабжение местной химической, стекольно-фаянсовой и цементной промышленности. Эти отрасли в Португалии (как, впрочем, и во многих других странах мира) готовы смириться с любой ценой на природный газ, поскольку не имеют альтернативы этому виду химического сырья и печного топлива.
Объем потребления природного газа в Португалии по европейским меркам считается небольшим, но близость к Алжиру повышает ценность португальского рынка. В 2003-2014 годы он ежегодно потреблял от 3.4 млрд. куб м до 5.2 млрд. куб м природного газа. Но из-за роста доли солнечных и ветряных электростанций в португальской энергетике этот показатель стал снижаться.
Взаимовыгодный обмен
На первый взгляд, в нынешней ситуации благоприятная ценовая конъюнктура может привести к полному заполнению мощностей терминала Sines газом из США. Теоретически это грозит создать существенный профицит на местном рынке газа из Алжира. Но утрата 1,5-2 млрд. куб. м поставок на португальский рынок не представляет серьезной угрозы для Алжира. На самом деле, выход США на газовый рынок Португалии намного масштабней мелкой конкуренции. Его перспективная цель - будущий торговый альянс между трейдерами, принимающими американский газ в Португалии, и компаниями-экспортерами из Алжира. Американцы смогут максимально увеличить поставки в Португалию и далее в Испанию, которые раньше считались сугубо алжирскими нишами. В свою очередь Алжир получит возможность замещать своим газом будущие поставки американского газа в другие страны ЕС.
Алжир имеет очень мощные экспортные позиции. Но они долгие годы искусственно сдерживались по причине слабости трубопроводной и портовой инфраструктуры, связывающей Алжир и Европу. По непонятным причинам арабы и европейцы никак не могли договориться о расширении транспортного сектора. В 2015 году алжирские компании экспортировали в ЕС 34 млрд. куб. трубопроводного газа. Это стало вторым показателем после российского "Газпрома", который нарастил свою долю до 158,6 млрд. куб м, опережая Катар, Ливию и Норвегию.
В конце 2015 года, анонсируя запланированный на 2017 год запуск очередного газопровода из Алжира Midcat, чиновники в Брюсселе задумались над простым вопросом. Почему Алжир, имея запасы газа 4,5 тлн. куб м, а также более ближнее плечо доставки газа в Европу, чем месторождения РФ, не теснит теснить "Газпром" с европейского рынка? Ответ на него можно найти в политической сфере. Точнее, в следах российских спецслужб при создании очагов терроризма в Северной Африке, а также значительных и часто откровенно дармовых поставках оружия Алжиру, запуганному искусственно созданными региональными террористическими угрозами. В 2015 году, например, Алжир занял 3-е место в мире по импорту вооружений и спецматериалов из РФ на сумму $0,9 млрд., уступив только Ираку ($1,5 млрд.) и Индии, закупившей российского оружия на $1.1 млрд.
Москва ведет с алжирскими арабами отчаянную игру. Кремлевские геостратеги без устали намекают, что тысячи российских граждан в составе Исламского государства, безусловно, "присылает Вашингтон". Следовательно, с такой "общей" для Алжира и РФ угрозой как ИГ сторонам надо бороться сообща, всеми доступными методами. Один из них, например - списание части стоимости поставок российского оружия Алжиру под разными предлогами - "нарушения условий контрактов", "невосполнимого долга", "несоответствия марок техники" и так далее.
Но подобный подход обещает Европе разброд и полемику, которой тут же воспользуется Москва. Более прагматичный подход - предлагать Алжиру рабочие варианты увеличения экспорта газа в ЕС, и наблюдать за его реакцией. Именно такую тактику и выбрали европейцы.
В настоящее время работает несколько трубопроводов, связывающих Алжир с Испанией и Италией, которых алжирцам явно недостаточно. Это Trans-Mediterranean пропускной способностью 30 млрд. куб. м, газопровод Maghreb-Europe, мощностью 9 млрд куб м (бренд Pedro Duran Farell), и газопровод Medgaz мощностью 8 млрд куб м. В прошлом году для расширения этих экспортных потоков комиссия ЕС предложила Алжиру построить к 2017 году два новых газопровода - Gasdotto Algeria Sardegna Italia (Galsi) мощностью 8 млрд. куб м и газопровод Midcat мощностью 14 млрд. куб. м.
Если секретные алжиро-российские соглашения о поддержании высоких цен на газовом рыке ЕС действительно существуют, алжирской стороне не останется ничего другого, как саботировать эти проекты и тянуть время. Корпорации США в таком случае смогут воспользоваться нынешним выходом на LNG-рынок Португалии для того, чтобы в дальнейшем напрямую вытеснять алжирский газ с рынка стран Средиземного моря, расширяя поставки сжиженного газа.
Если же слухи об алжиро-российском взаимодействии на рынке трубопроводного газа Европы останутся только слухами, и Алжир активно включится в проекты новых газопроводов в ЕС, американские компании смогут начать намного более перспективный двусторонний арабо-американский бизнес. Они получат возможность увеличивать по нарастающей продажу алжирским компаниям американских ресурсов LNG, которые будут попадать на рынки Португалии и Испании. Взамен они начнут получать от арабов ресурсы в других странах Европы, таких как Италия и Австрия, где позиции "Газпрома" считаются наиболее влиятельными.