США начинают гонку вооружений
Американцы высказались в пользу консерваторов вполне ясно. Республиканцы (они же "слоны" G.O.P., "Великая старая партия") теперь контролируют 52 места в Сенате против 43 у демократов ("ослов") при необходимом большинстве в 51 мандат. В нижней палате у G.O.P. 243 "штыка" против 177 у соперников при необходимом большинстве в 218 мест. Таким образом, Республиканская партия США получила полный контроль над федеральной законодательной властью.
Что же результаты американских промежуточных выборов значат для нас?
Во-первых, друг Украины, сенатор Джон Маккейн, судя по всему, станет следующим председателем комитета по делам вооруженных сил. Разумеется, это отнюдь не означает, что уже завтра мы получим крылатые ракеты и ударные самолеты. Хотя, вероятно, вопрос с поставками вооружений, в том числе тяжелых, будет решен положительно. Не исключено также, что программа сотрудничества с Украиной в оборонной сфере будет серьезно дополнена. Однако это далеко не все. Комитет не формирует военный бюджет, но именно он контролирует, как и на что тратятся деньги.
Так вот, именно глава комитета играет ключевую роль в подготовке закона, определяющего перечень оборонных программ. Маккейн заслужил репутацию борца с коррупцией и переплатами в ВПК. Так что он продолжит борьбу за повышение эффективности вооруженных сил за приемлемые деньги. В частности, у него масса вопросов к проекту многоцелевого истребителя F-35 - эта программа не только самая дорогая, но на данный момент и наиболее важная для Пентагона. В то же время Маккейн поддерживает разработку палубных беспилотников, которые могут существенно расширить возможности авианосцев. Наконец, он твердо намерен покончить с зависимостью НАСА от российских ракетных двигателей. В общем, Москве стоит готовиться к полноценной гонке вооружений - притом что в Вашингтоне ею будет руководить человек, в отличие от того же Дмитрия Рогозина, выполняющего подобные функции, бережно относящийся к государственным оборонным ресурсам. Так что можно ожидать, что для России эта гонка обойдется куда дороже.
Во-вторых, сенатор Лиза Мурковски, по-видимому, возглавит комитет по природным и энергетическим ресурсам. Она постарается снять запрет на экспорт нефти и поддержит строительство ключевого газoпровода Keystone из Канады на Карибское побережье Техаса, где будет создан терминал по отгрузке сжиженного газа. Наконец, сенатор Боб Коркер - главный критик Белого дома в вопросах Сирии и Ирана и соавтор закона о поддержке свободы Украины, - вероятнее всего, возглавит комитет по иностранным делам.
Таким образом, украинский вопрос теперь превращается в один из ключевых инструментов давления законодательной власти на администрацию Обамы в рамках осуществления Америкой своей внешней политики как таковой. Если раньше "благие пожелания" и "мягкие угрозы" американских законодателей сталкивались с "инертностью", а то и с "двоедушием" Белого дома, которые он оправдывал собственным толкованием интересов и боязнью ошибок прошлого, то ныне подобному поведению будет положен конец. Идеи гуманизма придется отложить до лучших времен. Российская угроза НАТО и Европе, а также Британии и США найдет больше понимания в новом Конгрессе, нежели в прошлом.
Почему американцы поддержали консерваторов
Консерваторы победили в 26 губернаторских кампаниях, и теперь подавляющая часть страны является плацдармом для республиканского кандидата в президенты в 2016 г. Впрочем, по американской политической традиции "коалиции большинства избирателей", формирующиеся в ходе кампаний выборов в законодательные органы власти и в условиях борьбы за Белый дом почти не пересекаются.
Так, к примеру, даже наиболее фанатичные сторонники Обамы не надеялись на то, что Демпартия выиграет эти выборы. Максимум рассчитывали на то, что независимые кандидаты в Сенате не дадут оппозиции создать устойчивое большинство, в целом же расклад сил, немного ухудшившись, останется тем же. Ведь обстоятельства, в которых любая президентская партия побеждает на промежуточных выборах в середине второго (а то и первого) срока своего официального лидера, складываются чрезвычайно редко. За последних 24 года такого не случалось, не было оснований рассчитывать на чудо и 4 ноября. Но и расчеты демократов на всего лишь "плавающее" большинство своих противников в верхней палате тоже не оправдались. Американский избиратель - сторонник "сдержек и противовесов", и не его вина, что почти два года (20092010) тотального контроля Демпартии над обеими - исполнительной и законодательной - ветвями власти прошли в атмосфере скомканного "пожаротушения". Первый тревожный звонок для Обамы прозвучал на второй год его полномочий, когда демократы потеряли контроль над нижней палатой. Второй - в 2012-м, когда избиратель разделил президента и партию, не пожелав поддержать Митта Ромни, но и демократы лишь чудом удержали "плавающий" контроль над Сенатом.
В 2014 г. в кабинках для голосования американцы направили в округ Колумбия недвусмысленный сигнал. Склонность президента к компромиссам ("логика профессора права, а не лидера", как написал в своей нашумевшей книге экс-глава ЦРУ и экс-министр обороны Леон Панетта), отсутствие жесткой мотивации отстаивать свою позицию и катастрофическая внешняя политика, заставившая старых и новых союзников Америки сомневаться в ее потенциале, откровенно надоели избирателю. И даже успехи в экономике кабинетов Обамы нивелировал один принципиальный фактор: годовой доход среднего американского домохозяйства остается значительно ниже, чем до рецессии - $52 тыс. в 2013 г. против $56,5 тыс. в 2007-м.