Stratfor: Почему Украине повезло больше, чем Гонконгу
Уходящий 2019-й год не обозначился завершением международных конфликтов, а наоборот, положил начало новых или же эскалации перманентных. В следующем году миру придется каким-то образом разбираться с несколькими замороженными конфликтами. Какими именно, перечисляет в своей статье "Какие есть варианты у Давида, когда геополитическую реальность создает Голиаф?" для американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor специалист по Ближнему Востоку, современным войнам в развивающихся странах и Второй мировой войне Чарльз Гласс.
"Я спросил у Тома, всегда ли страны приносят извинения, если они поступили неправильно. И он сказал: "Всегда. Во всяком случае, малые страны".
Марк Твен, "Том Сойер за границей".
ЧТО ДЕЛАТЬ ДАВИДУ, КОГДА ГЕОПОЛИТИЧЕСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ СОЗДАЕТ ГОЛИАФ?
Прощальный подарок 2020 году - совокупность того, что россияне называют "замороженными конфликтами" по всему миру. Любой из них может разморозиться в следующем году, что приведет к кровопролитию и вынужденному переселению ни в чем не повинных людей, и будет угрожать без того нестабильному мировому порядку. В ряде случаев соотношение сил настолько непропорционально, что у более слабой стороны нет иного выбора, кроме как подчиниться этой силе. Голиафы Россия и Индия, в частности, диктуют условия Давидам - Украине и Пакистану. Люди крошечного Гонконга противостоят Китаю, но как долго так будет продолжаться? Кто будет защищать Гонконг, если Китай отменит статус бывшей британской колонии "одна страна, две системы"? Помешает ли НАТО Москве захватить еще больше территорий Украины, чем та уже захватила? Будет ли Организация Объединенных Наций защищать Пакистан, если Индия выдворит мусульман Кашмира, как это сделала Бирма с мусульманами-рохинджа?
Все не так, как должно было быть. Когда Вторая Мировая война завершилась в июне 1945 года, новосозданная Организация Объединенных Наций в Сан-Франциско обнародовала свой устав. В первом предложении первой статьи декларации было дано обещание "принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира". Сила, подобная той, которую нацистская Германия и имперская Япония использовали для покорения более слабых народов, была объявлена вне закона. Международное право и справедливость должны были заменить систему, где сила создавала если не право, то реальность.
Как избежать войны в Украине
У Голиафа есть преимущество, но несколько Давидов продолжают стоять на своем. Президент Украины Владимир Зеленский, население страны которого в 45 млн человек едва ли сможет противостоять 145 млн россиян, испытывает недостаток в инструментах, необходимых для возвращения территорий, захваченных Россией в 2014 году. И все же он пытается. Регулярные артиллерийские обстрелы вдоль линии фронта протяженностью 265 миль происходят при поддержке сил России, но лидер-неофит избегает войны и еще может сохранить хоть что-то для своей страны.
Зеленский, наконец, встретился с президентом России Владимиром Путиным 9 декабря в Париже на саммите так называемой нормандской четверки: Зеленский, Путин, президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель. Путин и Зеленский без помощников общались 90 минут. "Мы не знаем, о чем шла речь", - сказал мне человек, давно отслеживающий российско-украинские отношения, чье положение обязывает его оставаться анонимным. Что бы они ни обсуждали, Путин сказал журналистам, что в отношениях наблюдается "потепление". Зеленский подтвердил свою приверженность ненасильственному решению конфликта, против которого выступают бескомпромиссные украинские националисты: "Я знаю, что есть много горячих голов, особенно тех, кто проводит митинги и говорит: "Давайте пойдем сражаться и победим!" Но по какой цене? Какова цена? Это другая история жизни и земли. И я не буду этого делать".
Зеленский не будет воевать, потому что не может. Хотя украинская армия удивила россиян тем, как оборонялась на Донбассе на востоке Украины, ей не хватает мощи, чтобы выиграть полномасштабную войну. Вашингтон, который вооружал и консультировал украинских военных, ослабил Зеленского своими неоднозначными сигналами относительно продолжения поддержки. Присутствие России становится все менее популярным среди 6 млн украинцев в районе Донецка и Луганска площадью 20 тыс. кв миль, где боевики объявили о создании русскоязычных республик, которые признает только Россия. Российский эксперт, который недавно совершил поездку по спорным районам в Украине, отметил: "Когда русские приходят на эти территории, они становятся непригодными для жизни. Никто не хочет там жить".
Россия отрицает, что ее собственные силы ведут боевые действия на востоке Украины, несмотря на могилы погибших солдат на российских военных кладбищах. Если же Россия открыто направит большие силы для решения этой проблемы, Зеленский может отказаться разрешить транзит российского природного газа через Украину в Европу. Россияне, чья нестабильная экономика вызвала сокращение их военного бюджета, добиваются прекращения санкций, введенных западными странами после захвата Крымского полуострова в 2014 году. Таким образом, конфликт пока заморожен. Статус-кво устраивает Россию, как и в других локациях, где поддерживаемые Москвой сепаратисты способствуют сохранению псевдо-республик, например, в Приднестровском регионе Молдовы и в регионах Грузии - Абхазии и Южной Осетии.
Дилеммы и напряжение
Пакистан сталкивается с той же дилеммой, что и Украина, но у него нет ни "нормандского квартета", ни каких-либо санкций в отношении Индии, ни трубопровода. Хотя Индия не захватывала пакистанскую территорию, она провоцирует Пакистан своим антимусульманским законодательством, отменой автономии Кашмира, где большинство - мусульмане, и перевооружением индийских войск на их совместной границе. Премьер-министр Пакистана Имран Хан предложил обсудить будущее Кашмира с премьер-министром Нарендрой Моди, но, в отличие от Путина, индийский премьер отказывается от встречи. Хан сказал мне, что, хотя он выступает против дискриминации мусульман в Индии, его руки связаны, потому что Запад поддерживает Моди. А арабские государства не поддержали его призывы от имени индийских мусульман, и он не может напрямую противостоять Индии без риска ядерной войны.
Гонконгцы решились на борьбу за сохранение автономного статуса своего города в Китае, но никакая сила извне не сможет позволить себе прийти им на помощь, если Пекин прекратит мириться с их требованиями и решит относиться к ним так же, как к уйгурам в Сыньцзяне. Потребность Китая в Гонконге в качестве моста на Запад и глобального торгового центра снижается по мере развития в качестве центров торговли Шанхая и других городов на материке. Нарушение соглашения с Соединенным Королевством, гарантирующего особый статус Гонконга до 2047 года, было бы незаконным, но использование международного права без риска войны является уловкой, которую юристы используют поколениями.
Украина, Пакистан и Гонконг - маяки силы, если сравнивать с палестинцами и Израилем. Они живут в ссылке или в условиях оккупации, их земли ежедневно подвергаются экспроприации Израилем, молодые люди заключены в израильские тюрьмы в наказание даже за участие в мирных демонстрациях, а лидеры коррумпированы, как и все на Ближнем Востоке. Не только Соединенные Штаты и их европейские союзники отказываются поддерживать их законные и гуманитарные права, но отказались от них и арабские государства. Им некуда обратиться. Однако, как и в случае с Донбассом и Кашмиром, статус-кво нельзя удерживать вечно.