Выходец из глубокого государства. Зачем Трамп отправляет к Путину Джона Салливана
Назначение Джона Джозефа Салливана новым послом США в России - которое еще должно пройти горнило сенатского одобрения - шаг отчасти предсказуемый, но при этом являющийся жестом кадрового отчаяния и детского коварства администрации Дональда Трампа. Или того, что от нее осталось - множащиеся показания ключевых дипломатов в Конгрессе, а также новые отставки в кабинете, откровенно говоря, заставляют сомневаться в том, что Белый Дом сохраняет целостность.
Третий Джон
Это назначение проходит на фоне разоблачений незаконных действий президента уже не только со стороны чиновников, "подозреваемых" в симпатиях к Демпартии, но и таких персонажей, как посол США в ЕС Гордон Сондленд, гостиничный магнат, получивший должность как крупный спонсор кампании Трампа. Кроме того, Сондленд - на данный момент наиболее высокопоставленный чиновник правительства США, согласившийся свидетельствовать перед Конгрессом, причем вопреки запрету госсекретаря Помпео, а этот факт прямо проецируется на фигуру Салливана.
Потому что Джон Салливан - первый заместитель госсекретаря (формально, но не фактически - до 11 октября), причем усидевший в этом кресле целых два года и четыре месяца, что можно назвать настоящим рекордом в условиях текучки кадров в кабинете Трампа. К слову, весной прошлого года Джон Салливан полтора месяца выполнял обязанности госсекретаря в процессе транзита от Рекса Тиллерсона к Майку Помпео. И это самое первое обстоятельство, которое вызывает удивление: выходит, либо Трампу некого посылать в Россию, либо Салливан является каким-то особо доверенным лицом, либо наоборот, лицом ненадежным.
Похоже, в данном случае мы имеем дело с совпадением третьего и первого факторов. Так, из свидетельств дипломатов известно, что некоторые из них обращались к Джону Салливану за рекомендацией, что им делать в создавшихся условиях, и тот, как и Джон Болтон в своей структуре, советовал им обратиться к ведомственным юрисконсультам и инспекторам. В принципе, ничего другого, согласно инструкциям первый заместитель министра делать и не мог. Другое дело - политический назначенец и, на данный момент явный фаворит, Майк Помпео, который штамповал и штампует отказы в доступе конгрессменов к документам и запреты сотрудникам давать показания, хотя, похоже, они перестали кого-либо смущать.
Что касается первого фактора, то Трампу и впрямь некого отправлять в Россию, а посол, как ни крути, необходим - вряд ли, скажем, тот же верный Рэнд Пол, согласится оставить сенаторство. Поругался президент, на почве курдского вопроса, и с сенатором Линдси Грэмом, а ведь тот как мог, имитировал дружбу с Трампом ради минимизации ущерба, наносимого некомпетентной и вредной политикой президента. И вот - Грэм вышел из доверия, показав свое истинное лицо агента "глубокого государства".
Не раз рассматривавшийся на подобные должности Стивен Бигун, когда-то эффективно работавший в ельцинской России, брошен на северокорейское направление. Кадровые дипломаты после всего случившегося сторонятся предложений президента, многие кандидатуры неприемлемы для Москвы, законодателям нижней палаты такие назначения как-то не по чину, да и неохота рисковать. Ведь Салливан - надо думать, в верхней палате его утвердят без проблем, разве что демократы в нижней палате заставят все-таки свидетельствовать по "украинскому делу" - будет уже третьим послом в РФ при Трампе. И третьим Джоном - после Хантсмана и Теффта.
Чиновник или разведчик?
Кто же такой этот новый представитель Америки в России?
Джону Салливану скоро исполнится 60 лет, он уроженец Новой Англии, а именно Бостона, штат Массачусетс. Где, как ирландец по происхождению, он окончил католическую школу. Будущий посол, закончивший частный университет Браун из Лиги Плюща - выходец из своеобразной местной аристократии. Его дядя Уильям Салливан, тоже закончивший Браун (а затем Гарвард и Тафт), при президентах Линдоне Джонсоне, Ричарде Никсоне и Джимми Картере был послом Соединенных Штатов в Иране (что симптоматично), в Лаосе (откуда активно участвовал в драме вьетнамской войны) и на Филиппинах. До этого - герой войны, офицер флота и военный дипломат во многих странах Юго-Восточной Азии.
В свою бытность послом в Тегеране дядя Уильям, оставивший иранскую столицу в разгар исламской революции, вошел в историю американской дипломатии нецензурным пожеланием в адрес Збигнева Бжезинского, предложившего организовать в стране военный переворот. Впоследствии Вильям Салливан входил в организации, развивавшие политику примирения и сотрудничества с Вьетнамом. При этом сам отличался на редкость упрямым характером - в общем, был классическим ирландцем.
Племянник его Джон пошел по несколько другой стезе - после университета Брауна закончил юрфак Колумбийского университета, что обычно предваряет карьеру госслужащего. За семь лет Салливан прошел карьерный путь судейского чиновника (вплоть до Верховного Суда) и стал работать в министерстве юстиции, советником заместителя генерального прокурора. Но в 1992 году Джона Салливана увлекла политическая волна - в неудачной кампании по переизбранию Джорджа Буша-старшего он получил должность заместителя главного юридического советника.
С 1993 по 2004 год Салливан становится партнером в весьма любопытной юридической конторе "Майер и Браун" в Вашингтоне, занимаясь глобальными вопросами, вроде защиты интересов американского правительства и его различных ведомств, поскольку у этой фирмы поистине глобальные интересы. В эти годы партнер Салливан в профессиональном качестве участвует в четырех президентских избирательных кампаниях, представляет нефтегазовые корпорации, занимается какими-то делами в России, Иране, на Кубе и в Ираке. Все это, будем говорить осторожно, попахивает разведывательной деятельностью или, в лучшем случае, посредничеством.
Однако, за год до крупного скандала в "Майер Браун", которую в 2005 году обвинили в соучастии в деле торговой компании "Рефко", чье руководство разворовало $2 млрд - Джона Салливана возвращают на государственную службу. Причем лично министр обороны Дональд Рамсфельд - сначала он назначает Салливана заместителем начальника юридического управления Пентагона по уголовным расследованиям и сопровождению парламентских расследований, где вскоре вручает ему медаль. В 2005 году Салливан уже возглавляет юридическую службу - но в министерстве торговли, а в 2008 году становится первым заместителем министра торговли (где занимался вообще всеми вопросами, даже переписью). Ему даже удалось три месяца оставаться в должности при следующем главе государства.
Но и после прихода к власти Барака Обамы Салливан загадочным образом остается в администрации, возглавив примечательную организацию под названием "Американо-иракский бизнес-диалог", вроде бы как консультативный орган по экономическим отношениям между странами (но это явно не синекура). Что опять заставляет задуматься о некой второй профессиональной жизни Джона Дж. Салливана. Хотя бы потому что больше никаких особых сведений об этом практически девятилетнем периоде нет.
Без шансов на прорыв
В апреле 2017 года новоизбранный президент Дональд Трамп назначает Джона Салливана первым заместителем госсекретаря (на тот момент Рекса Тиллерсона), и он легко проходит утверждение Сената. Удержался он и при Помпео, причем некоторое время исполнял обязанности госсекретаря. Какое-то прямо незаменимое лицо со множеством связей, универсальный солдат (но при этом, формально, не карьерный дипломат).
Еще о Салливане известно разве что то, что он делал взносы в кампании тех или иных республиканцев - все его биографии предельно скромны, сухи и конкретны, притом, что этот человек многие годы занимается вопросами фундаментальной важности.
Более того, вполне очевидно, что Салливан ничем не обязан Дональду Трампу или какому-нибудь его родственнику, или специфическому знакомому. А если кому-то будущий посол и обязан, то семейству Бушей (поскольку работал в администрации как старшего, так и младшего). А ведь президент Трамп терпеть не может Бушей, и это взаимно...
Так что здесь кроется какая-то тайна. Вдруг как раз, не стремящийся к публичной славе, отполированный Джон Салливан и возглавляет это самое "глубокое государство"? Вот и решил президент Трамп в годину лихую отослать его от себя подальше, к Путину. Поскольку любой его сменщик точно на месяцы останется исполняющим обязанности.
Обеим палатам Конгресса теперь не до этого - ныне, после откровений Гордона Сондленда и главы администрации Майка Малвени, недолго потерять и Майка Помпео. Не говоря уже о Джоне Болтоне, который теперь явно намеревается потолковать с конгрессменами начистоту, поскольку вряд ли способен простить Трампу внешнеполитические провалы Америки.
Тем более, что совершить какой-то капитальный прорыв в отношениях с Россией по линии Госдепа на сегодняшний день вряд ли возможно. Если судить по риторическому наследству Джона Хантсмана, то Салливану придется оказывать посильную помощь любимому инвестору Путина Майклу Калви, находящемуся под домашним арестом, решать вопросы незадачливого "шпиона", отказов в визах учителям международной школы для детей дипломатов и тому подобным. Очевидно, что - как теперь всем известно - Трамп редко решает серьезные вопросы через обычных послов, предпочитая довольно специфических представителей, с должностями и без.
Ссылка или взятка?
К тому же, вряд ли можно считать происходящее сегодня в Сирии "сделкой" с участием Путина, у Трампа в этом кризисе только один собеседник - президент Эрдоган. Ничем изолированный посол в России не может помочь ни в переговорах с Китаем, ни по ракетному договору, ни в полузабытом для Вашингтона казусе Северной Кореи, ни в европейских делах.
В Москве - если он туда вообще доберется, поскольку расследование по импичменту набирает темп, бывший замминистра будет общаться либо с Николаем Патрушевым, либо с кем-то из заместителей Сергея Лаврова, возможно, Владиславом Сурковым, но даже не с тонущим в своем шпионском скандале помощником президента Ушаковым. Так что все это больше похоже на ссылку и удаление Джона Салливана из столицы, где до него вполне может добраться повестка из Конгресса, куда он неизбежно явится и расскажет о том, что ему известно о неформальной дипломатии 45-го президента.
Впрочем, сам по себе ранг посла - после утверждения, конечно, - в данном случае может даже рассматриваться как ненавязчивая взятка, причем предлагаемая в минуту отчаяния. Отметим, что ранее Трамп не отправлял послами не только ключевых чиновников, но и многих из своих бывших верных сторонников. Например, очень хотевшего должность представителя США в ОЭСР Энтони Скарамуччи, проработавшего в должности пресс-секретаря рекордные десять дней и перешедшего теперь в лагерь противника.
Вообще, Джон Салливан не очень похож на человека, который склонен к написанию мемуаров, но если он все же их напишет - было бы интересно их прочесть, поскольку представляется, что ему-то как раз понятна логика того ада, в котором сегодня живут разваленный Госдеп и расшатавшаяся администрация. Разве что этим знанием он будет некоторое время интересен Кремлю...
Но вскоре процесс пойдет по накатанной, причем с Трампом или без. А именно - новые санкции и скандалы, обращения правозащитников, жалобы американских граждан, редко перемежаемые посольскими вечеринками в Спасо-Хаусе, на которые при Сталине захаживал еще Михаил Булгаков, перенеся затем их антураж в сцену бала у сатаны в "Мастере и Маргарите". Тем более, что отправляется посол Джон Салливан в Москву в такое же странное время. Да еще и под Хэллоуин.