Рокировка Джонсона? Как дочь лейбориста Лиз Трасс стала лидером тори

Преемницей Бориса Джонсона стала нынешний министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс

REUTERS/POOL

Британское правительство и Консервативную партию вместо Бориса Джонсона возглавит Лиз Трасс, последний год занимавшая в его кабинете пост главы Форин офиса (МИДа). 

Она станет третьей женщиной-премьером в истории Соединенного Королевства. Причем возглавит страну в непростое время, а именно на фоне крупнейшего со времен Второй мировой военного конфликта в Европе.

Оптимисты полагают, что у Трасс есть шансы внести свою лепту в окончание российско-украинской войны и тем самым стать второй Маргарет Тэтчер, однако сами британцы настроены более скептически. В том числе, и сами тори, ведь Лиз Трасс получила наименьше количество голосов среди всех лидеров, избираемых консерваторами – 57,4%. Ее визави – министр финансов Риши Сунак, который о своих амбициях стать премьером дал понять еще тогда, когда Джонсон продолжал борьбу с внутренней оппозицией, — получил от однопартийцев 42,6% голосов.

Из либералов в консерваторы

Родилась Мэри Элизабет Трасс 26 июля 1975 г. в Оксфорде в семье профессора математики Университета Лидса. Несколько лет пожила в Шотландии, год в Канаде, где познакомилась с местной системой образования, что впоследствии, видимо, повлияло на ее попытки проводить реформы на родине.

В политику Лиз Трасс окунулась еще учась в Оксфордском университете, где она была лидером Либерально-демократической партии, выступая за легализацию каннабиса и требуя отмены монархии. Впрочем, уже скоро, в 1996 г., она сменила лагерь и вступила в Консервативную партию. Что ее семья, в частности, отец Джон Кеннет, будучи лейбористом, воспринял в штыки.

Вместе с тем Лиз Трасс успела также поработать в крупном бизнесе. В том же году, когда стала тори, она устроилась в Shell, где проработала до 2000 г., а после трудоустроилась в одну из крупнейших телекоммуникационных компаний Британии — Cable & Wireless, поднявшись до поста экономического директора.

Карьера в Cable & Wireless не мешала Трасс пробовать свои силы на выборах. Первый опыт – в округе Хемсворт (Западный Йоркшир). Она показала себя очень неплохо, если учесть, что округ считался откровенно лейбористским, но при этом Лиз Трасс смогла занять второе место и улучшила положение тори в Хемсворте на 4%.

В последующих выборах она тоже себя проявила, за что тогдашний лидер партии Дэвид Кэмерон внес ее в партийный "Список А", т.е. отнес к перспективным и сильным членам Консервативной партии. Как итог, уже в 2009 г. ее отправили завоевывать Западный Норфолк, с чем она успешно справилась, набрав свыше 50% голосов в первом туре.

Восхождение замужней Лиз Трасс омрачил скандал – всплыл ее роман с политическим наставником – депутатом Марком Филдом, который длился с 2004 по 2005 г. Однако тори отказались ее отозвать, а брак Лиз Трасс эту интрижку пережил.

Как бы то ни было, из парламента Трасс "шагнула" в правительство – она работала в кабинетах Кэмерона, Терезы Мэй и, собственно, Бориса Джонсона в минобразования, министерстве окружающей среды, главой минюста, минфина, министерства торговли и министра по делам женщин и равноправия, главой МИДа. Последние три должности – это результат решения Джонсона, которого Лиз Трасс всячески поддерживала. В том числе, и его выдвижение на пост лидера партии в 2019 г.

Она же, будучи министром торговли, помогала Джонсону в реализации концепции "Глобальной Британии", которую он предложил согражданам после Brexit, по своей линии – в части заключения выгодных межгосударственных торговых соглашений с Японией, Австралией, Новой Зеландией, Норвегией, Исландией и Лихтенштейном.

Неудивительно, что риторика и позиции Лиз Трасс едва ли не идентичны риторике и позициям Бориса Джонсона. В том числе и в отношении Украины.

Лиз Трасс последовательно поддерживала нашу страну. И еще до полномасштабного вторжения России, являясь известным критиком как Москвы, так и Пекина, которая выступала за ужесточение политики Лондона в отношении этих стран.

При этом она также является сторонницей укрепления отношений с Турцией, которую называет главным европейским союзником Лондона в НАТО; и Саудовской Аравией, несмотря на скандалы из-за поставок саудитам британского оружия. Скандалы это вызывало из-за войны в Йемене – между арабской коалицией во главе с Эр-Риядом и иранскими прокси – хуситами. Не так давно Европа (к примеру, Британия и Германия) очень остро реагировали на то, что от их оружия могут страдать гражданские. И ряд поставок, как сообщалось, были якобы осуществлены в нарушение закона.

Вопреки медийному резонансу и призывам уйти в отставку с поста министра торговли, Лиз Трасс уже в 2020 г. смогла добиться отмены экспорта оружия и военной технику в Саудовскую Аравию. А сейчас, стоит заметить, именно саудитов она считает способными помочь Европе справиться с энергозависимостью от России.

Что касается последней, то, когда мир уже обсуждал готовящееся российское вторжение в Украину, Трасс попыталась на личной встрече с Лавровым убедить Кремль отказаться от планов начинать полномасштабную войну — причем дважды. Однако Лавров лишь высмеял ее географические познания (Трасс неверно поняла его вопрос о суверенитете Воронежской и Ростовской областей, решив, что речь идет об украинских территориях), заявляя при этом, что их переговоры были разговором "немого с глухим".

В тот же день, 10 февраля, когда Трасс встретилась с Лавровым, ее ведомство подготовило законопроект, позволяющий ужесточить санкции в отношении России.

Да, еще в качестве примеров поддержки Лиз Трасс Украины можно отметить то, что она публично была не против участия британских добровольцев в войне с Россией на стороне Украины, а также призывала страны "Большой Семерки" резко сократить импорт российских энергоносителей.

Выводы

В принципе, ознакомившись с ее политической карьерой, проанализировав то, как она "росла" в рядах тори и как вела борьбу с оппонентами, можно констатировать, что у Лиз Трасс очень хорошо развито политическое чутье. К тому же, поработав в нескольких министерствах, она получила довольно разнообразный опыт.

С другой стороны, нельзя сказать, что она успевала вникнуть на все 100%, из-за чего порой провоцировала скандалы.

К примеру, в качестве парламентского помощника министра образования ради снижения семейных расходов на уход за детьми она предлагала увеличить максимальное количество детей в дошкольных учреждениях (с увеличением зарплаты). Но столкнулась со шквалом критики, поскольку воспитатели попросту не потянули бы такую нагрузку. С надбавкой к зарплате или без.

Или взять отправку британских добровольцев в Украину. Она такой шаг поддержала, напомним, но членам правительства пришлось гасить скандал, поскольку речь идет о нарушении Закона о вербовке иностранцев 1870 г. Т.е. официальные разрешения Лондон давать не может.

Не исключено, что как раз скандалы и курьезы могут быть одной из причин низкой поддержки Трасс среди тори. Потому также есть смысл предположить, что она, четко декларируя намерение продолжать курс Джонсона, стала для него безопасной заменой. 

Об этом она прямо заявила в своем выступлении по итогам голосования. К слову, британские обозреватели нашли его тусклым и откровенно скучным – не таким, которое должно было быть у человека, который становится премьером в довольно непростой политический период и тем более после того, как ее предшественник ушел довольно-таки ярко.

Кстати, это тусклое выступление также может быть косвенным свидетельством того, что задача Лиз Трасс подготовить почву для триумфального возвращения Джонсона на выборах 2024 г., или во время досрочных, если начнется еще один новый серьезный политический кризис. К тому же, те же лейбористы после голосования призвали провести эти самые досрочные выборы.

Как бы то ни было, Лиз Трасс придется очень непросто. Не только из-за колоссального геополитического напряжения, обусловленного агрессией РФ, но и в результате того, что война Путина влияет, в принципе, на всех. Страны Африки сталкиваются с нехваткой продовольствия, а Европа – с ростом тарифов и инфляцией в целом. В Британии рост цен уже побил 40-летний рекорд.

С другой стороны, избрание Лиз Трасс главой правительства — для Украины, безусловно, плюс. Как раз потому, что она критически настроена по отношению к Москве и потому, что продолжает дело Бориса Джонсона.

Несмотря на определенные непростые моменты в ее биографии, Трасс – это меньшее из зол. Если учесть еще и то, что ее конкурент Риши Сунак взбудоражил британцев своими связями с Россией. Точнее, сделала это его супруга Акшати Мурти, дочь индийского миллиардера, которая, как выяснилось, богаче британской королевы. А одним из кирпичиков в ее капитале является компания Infosys, работавшая в России до апреля текущего года. Сам Сунак, который тоже поддерживает Киев, притом говорит, как "больно" британской экономике из-за этого, неохотно обсуждает тему Infosys, критикуя оппонентов за то, что те "напали" на его жену.