Сотрудничайте с Россией. Испании напомнили о крови 2004 года
Жаркий август как нельзя лучше подходит для фиесты, однако у исламистов на этот счет оказались другие планы. В четверг днем водитель фургона проехал 600 м по бульвару Рамбла в Барселоне, сбивая людей. Погибли 13 и получили травмы различной степени тяжести более 100 человек. Водитель скрылся с места преступления. Он, как выяснилось, не был одиночкой. Через несколько часов еще один водитель наехал на людей в городе Камбрильсе, который расположен в 120 км от столицы Каталонии. Причем, как рассказали местные копы, планировалось еще одно нападение - взрыв газовых баллонов.
Всего среди пострадавших в результате теракта называют граждан 24 стран: Австрии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Венесуэлы, Германии, Голландии, Греции, Испании, Ирландии, Канады, Китая, Кубы, Кувейта, Македонии, Пакистана, Перу, Румынии, Тайваня, Турции, Филиппин, Франции, США и Эквадора. Состояние 15 раненых оценивается как тяжелое, 23 - как средней тяжести.
Поступали сообщения о захвате заложников в турецком ресторане, а также о перестрелках с полицией то ли пригороде Сан-Жюс-Дасберн, то ли в Эсплугас-де-Лебрегате. В результате которых погиб один из нападавших. Ближе к вечеру спикер каталонской полиции Хосеп Траперо сообщил о двух задержанных, среди которых не было водителя фургона из Барселоны. А позднее советник главы МВД Каталонии Хоакин Форн проинформировал об аресте третьего, но детали не озвучивал.
Одного арестовали в Альканаре (200 км от Барселоны), где также прогремели вчера два взрыва (пострадали девять человек. Полиция связывает это происшествие с барселонским и камбрильским инцидентами. Второй подозреваемый был задержан в Риполе (90 км от Барселоны). В последнем проживает сдавшийся полиции Дрисс Укабир. Его идентифицировали как нападавшего. Увидев свою фотографию на телеэкране, он пришел в полицию и заявил, что его документы были украдены. И скорее всего, что это был его 18-летний брат Муса Укабир, которого тоже подозревают в совершении нападения. Известно, что один из задержанных - гражданин Марокко, второй - из испанского анклава Мелилья в Северной Африке. Отметим, что в июне правоохранители Испании и Марокко проводили спецоперацию по задержанию исламистов. Они делают это довольно часто, устраивая облавы на вербовщиков "Исламского государства".
Как сообщила вчера организация SITE Intelligence Group, отслеживающая соцсети и иные веб-ресурсы, которыми пользуются террористы, информрупор ИГ Amaq заявил, что группировка берет ответственность на себя. Ожидаемо, впрочем, т. к. эти конкретные джихадисты охотно раздают свою франшизу. Ради монополии, естественно. Об "Аль-Каиде", "Талибане" и прочих группировках вспоминают ведь гораздо меньше. К тому же множество движений и так присягнули на верность Абу Бакру аль-Багдади.
Это, вкратце, суть происходившего в четверг в главном туристическом городе Европы. Как и обычно, в таких случаях царит суматоха, информации много и она зачастую противоречива. Четкое понимание (количество жертв, арестованных и т. п.) приходит позже. Сейчас же можно попытаться предположить, чьих на самом деле это было рук дело, собственно цели и последствия терактов.
Немного конспирологии
Испания - страна скучная. В том плане, что пока Брюссель, Берлин, Париж, Вашингтон, Варшава в той или иной мере заявляют о себе, оказывая прямое влияние на международную политику, Мадрид занят своими делами. Сеньоры медленно отходят после затяжного политического кризиса, который, однако, не привел к стремительному всплеску активности в парламенте. Если бы не каталонский сепаратизм и пара-тройка вялых посягательств на Гибралтар, то присутствие в глобальном информпространстве было бы, наверное, нулевым.
В то же время это европейское государство весьма важно в плане общеевропейской безопасности, а особенно в контексте российской агрессии. Оценивая последствия теракта в Каталонии и причастность к нему ИГ, нельзя не вспомнить, что, несмотря на публичную ненависть Кремля к группировке, россияне не очень-то стремятся ее уничтожить в Сирии. Пока курды с иракскими правительственными силами и при поддержке США громят игиловцев в Мосуле, в Сирии джихадистов лениво покусывают, предпочитая уделять внимание врагам Башара Асада, которого поддерживает Россия. А этот господин в некотором роде ответственен за появление группировки, поскольку спровоцированный им кризис власти позволил усилиться экстремистам, особенно ИГ. Ну, конечно и война в Ираке тому поспособствовала.
Последние несколько лет, т. е. в период роста напряжение в отношения Запада с Россией, активизировались и джихадисты в Европе: Париж, Ницца, Мюнхен, Берлин, Лондон, Стокгольм, Манчестер...Вообще как-то странно получается. С одной стороны, Москва категорически не любит ИГ. А с другой - эти теракты происходят аккурат в тот момент, когда это может принести наибольшую выгоду. Своевременные акты отвлечения внимания и создания хаоса, которые помогают добиваться своих целей.
Тем более что РФ сейчас нужно активизировать "друзей" в Европе. Испания для этого прекрасно подходит, к тому же есть у россиян и внутренние интересы в этой стране. Например, в мае Национальная судебная палата Испании выдала очередной ордер на арест нескольких российских мафиози, среди которых немало приближенных к Путину. Это и Владислав Резник, который некогда был главой комитета Госдумы по кредитным институтам и финансовым рынкам. Его связывают с криминальным авторитетом Геннадием Петровым. Далее - замглавы ФСКН Николай Аулов, которого мафия использовала для получения влияния в высших административных кругах России. Под колпак испанской полиции попал и экс-замглавы Следственного комитета Игорь Соболевский, который "поддерживал контакты и обменивался услугами с Петровым", предоставляя ему различную секретную информацию. В деле также фигурируют: бывший министр обороны РФ Анатолий Сердюков, экс-министр регионального развития Дмитрий Козак, глава Мининформации Леонид Рейман. Прокуратура также заявила, что все они замешаны в таких преступлениях, как убийства, незаконная торговля оружием, вымогательство, мошенничество, злоупотребление служебным положением, взяточничество, контрабанда, торговля наркотиками и т. д.
Своих нужно выручать. Уж очень близки они к "солнцеликому". И к тому же не один только Путин получил проблемы в Испании. От действий испанских правоохранителей "пострадал" и опальный дядюшка Башара Асада - Рифат Асад. В апреле этого года были проведены обыски в объектах недвижимости в южных прибрежных городах Марбелья и Пуэрто Банус при поддержке французской полиции. Французы ранее тоже арестовали имущество Асада. Кроме того, в Испании были заблокированы десятки банковских счетов его родни, в частности жены Рифаата Асада и шестерых сыновей. Общая стоимость жилищного фонда составляет $735 млн, было также заблокировано имущество 76 юридических лиц - компании, трасты и фонды. Все, что было нажито непосильным трудом экс-вице-президентом, который "томится" в изгнании после неудачного переворота против брата в 1984 г.
Вряд ли, конечно, Башар Асад воспылал любовью к 79-летнему дядюшке. А вот к его имуществу, арестованному в Испании, очень даже мог. В стране идет война, а потому так или иначе ресурсы заканчиваются. На одной помощи сюзерена из Москвы далеко не заедешь, к тому же у того финансовые проблемы. Миллионы и миллиарды родни могли бы помочь. Для этого достаточно или пообещать простить, или припугнуть. Но пока эти средства недоступны, а это вынуждает пытаться изменить ситуацию кардинальными методами. С другой стороны, дядя мог оказаться полезным своими связями в Испании, которыми определенно обзавелся за годы ссылки.
Российский друг
И тут на сцену выходит Кремль. Наладить лучший диалог Москва может именно через эту трагедию и вопросы безопасности, т. е. на уровне спецслужб. Дело в том, что испанская полиция получала сообщения о теракте с разных сторон. Впрочем, как и Британия, и Франция. Но там у россиян перспектив сейчас никаких. Испания - другое дело. Если ФСБ начнет активно вбивать в голову подданным Филипе VI, что она предупреждала, что она полезна и может быть еще полезней, то чем черт не шутит...
Между прочим, Москва уже начала действовать. В привычной манере - цинично, но логично. Член комитета Госдумы РФ по международным делам Адальби Шхагошев не стал тратить время на соболезнования. Российский депутат сразу заявил, что, дескать, сами виноваты: "США и страны Европы должны сконцентрироваться не на выяснении отношений с КНДР, Венесуэлой, Ираном и другими странами, а также не на санкционной риторике в отношении РФ, а на реальной борьбе с терроризмом".
И тут же предложил товар - сказал, что Россия в настоящее время "самая информированная страна по деятельности террористических организаций, так как эпицентром терроризма является Сирия, а РФ в большей степени контролирует там ситуацию". Нам смешно, а испанцы в трауре могут поверить. "Если сотрудничать с нашей страной, я уверен, мы могли бы очень многим странам помочь, в том числе и Испании", - выложил Шхагошев карты на стол.
Учтем также практически повсеместную к России толерантность испанских газет и вообще испанского социума как такового. И следует помнить о традиционной нестабильности испанских правительств. Независимо от того, кто стоял за нападениями, сейчас Непобедимой армадой на Пиренеях и не пахнет, а есть лишь небольшая испанская лодка, которую такие потрясения при должной обработке могут недурственно раскачать.
К тому же, местные левые, Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), основанная Пабло Иглесиасом, и Podemos Мануэля Иглесиаса (тоже назвавшегося Пабло) к россиянам всегда относились куда более тепло, нежели правая коалиция во главе с Мариано Рахоем. И еще раз - они подвержены влиянию извне.
Вспомнить хотя бы кошмарные теракты в Мадриде 2004 г. Тогда подпольная исламистская организация "Бригады Абу Хафс аль-Масри", связанная с "Аль-Каидой", но действовавшая по собственной инициативе, заложила 13 бомб. Были взорваны четыре вагона, погибли 191 и получили ранения 1858 человек. Мотивом послужило участие испанцев в иракской войне. После терактов правительство социалистов оперативно приняло решение свои войска оттуда вывести. О чем 19 апреля 2004 г. заявил глава МИД Мигель Анхель Моратинос.
Текущие события также могут быть схожим методом воздействия. Попыткой подтолкнуть к принятию "правильных" решений. Да, некоторое время Испания пребывала на отшибе европейско-террористического мейнстрима, но это был лишь вопрос времени. Сказывается и то, что Испания - слабое звено в социальном, политическом и этническом планах. И особенно когда речь заходит о столице Каталонии. Потому как вопреки противодействию Мадрида местные сепаратисты не унывают и твердо намерены провести референдум о независимости 1 октября, помогая политической нестабильности. Последующие события, в особенности публичная и непубличная реакция России, обозначит ее намерения.