Чай для Навального. О чем прокричал российский оппозиционер номер один
Кремль внимательно изучает события в Беларуси и примеряет их на себя. Идея о том, что можно обойтись вообще без оппозиции, даже карманно-навальной, просто не могла не стать предметом рассмотрения
История отравления Алексея Навального своей незатейливой простотой напоминает стих Петра Пустоты о гибели товарища Фанерного, прочитанный им со сцены кабаре "Музыкальная табакерка".
Дело было так. Он шел с допроса
и остановился зажечь папиросу,
когда контрреволюционный офицер
вынул пистолет и взял его на прицел.
Товарищи! Раздался гулкий выстрел из маузера,
и пуля ужалила товарища Фанерного в лоб.
Он потянул было руку за пазуху,
покачнулся, закрыл глаза и на землю – хлоп!
Похоже вышло и с Навальным. Дело было так: он прилетел в Томск из Новосибирска чтобы снять на томском плэнере видеоролик в поддержку активистов своего томского же штаба — Ксении Фадеевой и Андрея Фатеева. Отсняв ролик, Навальный уже направлялся в Москву, но остановился выпить чаю в кафе аэропорта. По словам пресс-секретаря Навального Киры Ярмыш, это было единственное, что он пил с утра.
Вскоре после взлета Навальному стало скверно, и он уединился в туалете, из которого на весь салон были слышны его протяжные крики. Затем Навальный потерял сознание. Самолет совершил экстренную посадку в Омске, и Навального, извлеченного из туалета, доставили в местную больницу. В настоящее время он находится в коме, на аппарате ИВЛ. Предварительный неофициальный диагноз — отравление неустановленным психодиcлептиком. Результатов анализов, впрочем, пока нет. Слухи о том, что Навальный пришел в себя и уже расхаживает по палате, рубя рукой воздух и доказывая врачам, что Крым – не бутерброд, появившиеся было в сети, Ярмыш опровергла. Навальный по-прежнему в коме, и врачи оценивают его состояние как тяжелое.
Собственно, это все. Вопрос: что происходит? Версий немного, но они есть.
Версия первая – медвежьи разборки
Утверждение о том, что все живые (и практически все мертвые) российские оппозиционеры в той или иной степени были и есть проекты российских спецслужб, достаточно очевидно и не открывает никаких америк. В тоталитарной и фашистской России на звание оппозиционера, удостоенного упоминания в СМИ и раскрученного до общероссийского масштаба, нужно пройти немалый конкурс. Все неблагонадежные энтузиасты с плохой анкетой и неясными взглядами будут отсечены и погибнут в безвестности. ФСБ формирует оппозиционное поле России как витраж, тщательно подбирая его элементы по цвету, размеру, форме и, естественно, прозрачности. Существует также ряд тем, по которым никакая оппозиционность не допускается в принципе: "Крым – наш", "Деды – воевали", "Победа — Великая", "Границы России нигде не кончаются", "Русские – великий народ".
В итоге каждый такой оппозиционер, выращенный до общероссийского размера, становится пешкой во внутрикремлевских играх — а игры там идут нешуточные. Башни Кремля ведут друг с другом перманентную войну за ресурсы и влияние.
Такую пешку можно запросто отправить на нары, а то и смести с доски, если играющая сторона продвинет ее на запретное поле – правила кремлевских шахмат не только позволяют, но и обязывают это сделать. Ну а человеческая жизнь в России, если речь не идет как минимум о друзьях друзей Путина, не стоит вообще ничего.
Итак, вот вам первая версия: разборки между среднемелкими функционерами, в ходе которых пешка-Навальный оказался на запретном поле. Об этом свидетельствует, в частности то, что в Томск Навальный прилетел из Новосибирска, где, по сведениям "Тайга.инфо", расследовал какие-то "роспилы" и злодейства местного отделения ПЖиВ (она же ЕР). Омск-Томск-Новосибирск – это классическая тройка сибирских городов, где закон — тайга, а хозяин – медведь, и кто-то из местных, средней (по российским масштабам) величины, медведей, которому Навальный, действуя по приказу другого медведя, поддерживающего сейчас его партию, отдавил лапу, вполне мог отдать приказ на его ликвидацию. Медведь медведя не обидит, это между медведями не принято. А вот задрать шестерку-оппозиционера уважаемому медведю вполне возможно.
Версия вторая – сокращение штатов
Несомненно, события в Беларуси породили огромный соблазн для Кремля упростить свои внутриполитические игры. Конечно, на первый взгляд, это выглядит как крайне недальновидный шаг. Вся российская оппозиция, заботливо взращенная в оранжерее ФСБ, будет нужна в момент наступления кризиса: когда ресурс нынешней власти окажется исчерпан, возникнет потребность в разнообразном, в том числе и более-менее рукопожатном на Западе материале для конструирования власти новой. Ну а в связи с имеющимся на нее компроматом эта новая власть будет достаточно понятлива, чтобы позволить представителям старой власти тихо уйти в тень с нажитым добром, под ликующие крики народа "Свобода, свобода!" — в точности, как это было при распиле СССР.
Появление на горизонте Навального как раз и связано с тем, что путинский режим близок к исчерпанию ресурса. Но события в Беларуси могли заставить Кремль пересмотреть и существенно продлить его сроки годности. А если режим еще годный, так и оппозиция, даже кукольная, на ниточках, пока не нужна.
Однако вот так сразу взять и спрятать всех кукол в ящик тоже непросто. Куклам нужно подать знак, притом такой, чтобы все они его поняли. И отравление Навального, самой раскрученной оппозиционной фигуры, – это и есть понятный всем сигнал: "Ребята, в ваших услугах больше не нуждаются, так что заткнитесь и прикройте лавочки. Когда и если вы снова понадобитесь – мы вас вызовем". Возможно, конечно, малость ошиблись с силой сигнала и не рассчитали дозу. Возможно, изначально задумывался пранк — чуток накачать галюциногенами и показать публике, как главный оппозиционер России ловит белочек. Или чертиков. Или еще каких лишь ему видимых тварей. Но по привычке не сильно церемониться с дозами (зрители "Норд-Оста", Александр Литвиненко, Скрипали не дадут соврать) перестраховались и перебдели.
Как бы то ни было, снизу, из-под днища режима – из российской полуоппозиции уже радостно стучат в ответ: "Да-да, шеф, мы все поняли!". "Если это отравление (Навального. — "ДС") — можно сказать только одно: это меняет совершенно наше представление о том, как власть РФ готовится к выборам и как она вообще намерена вести себя в политике после "обнуления". Тогда придется полностью менять тактику и стратегию в вопросах выборов и в вопросах вообще отношений с властью. Это критический момент", — уже заявил Глеб Павловский.
И в Кремле, в свою очередь, поощрительно, по-доброму кивнули — мол, молодцы, пацаны, ловите на лету. А чтобы всем было понятно, что ничего личного в этой истории нет, – просто ситуация была пересмотрена, а с ней пересмотрена и стратегия, вот и пришло время Навальному попить чайку, из Кремля ему пожелали скорейшего выздоровления и заверили, что оперативно рассмотрят обращения о выезде из России на лечение. Тут уже надо быть полным идиотом, чтобы не понять такой намек. А полных идиотов в общероссийские оппозиционеры не берут – их уровень не выше области.
А что до жизни Алексея Навального, то коль скоро из Кремля ему пожелали выздоровления, то такое пожелание всенепременно постараются исполнить — если, конечно, "пранкеры" не очень перестарались. И если Навальный будет жить, то за границей — по крайней мере, какое-то время. Правда, придет ли в сознание, сказать пока сложно. Но, если подумать, зачем ему сознание? От него одно беспокойство.
Эта версия отравления и представляется самой вероятной.