Сможет ли Путин создать независимый Курдистан
Американцы в очередной раз обидели Кремль: Вашингтон отказался не только отрядить своих представителей в Москву, но и принять делегацию во главе с Дмитрием Медведевым. То есть речь идет о двойном оскорблении: США не просто не хотят обсуждать взаимодействие с РФ в Сирии на ее условиях, но даже из вежливости не считают нужным принимать второе лицо в путинской вертикали.
Так что пришлось все начинать сначала. И теперь российская авиация оказывает поддержку войскам Асада, иранским спецназовцам и боевикам Хизбаллы, прорывающимся к Алеппо. Шеф Пентагона Эштон Картер между тем предупреждает, что Россия таким образом загоняет себя в саван самоизоляции, а раздел сирийского неба между ВВС РФ и НАТО опять заморожен в положении "почти согласован". Единственным бенефициаром этого нового этапа сирийского конфликта стало Исламское государство (ИГ, Халифат), отбившее у сирийских оппозиционеров часть ранее утерянных районов.
Тем не менее в этой игре наметилось нечто новое. На прошлой неделе Белый дом заявил, что повстанцам с воздуха было сброшено 50 т оружия и боеприпасов. Получателем груза стала некая Сирийская арабская коалиция (САК), борющаяся с ИГ на севере Сирии. То есть вроде бы у Белого дома, недавно признавшего, что программа подготовки светских сирийских оппозиционных сил провалилась, снова появился выраженный фаворит, причем из суннитов. Вот только, по сведениям New York Times, группировки, воюющие в этом районе, такого движения не знают. Экс-посол США в Сирии Роберт Форд, едва вернувшись оттуда из инспекционной поездки, заявил агентству Bloomberg, что движения, входящие в САК, либо неизвестны, либо "темны" и в любом случае не имеют возможностей для сколько-нибудь серьезных боевых действий. Тем не менее в Белом доме настаивают, что они прошли некую проверку и вообще все под контролем. Ларчик открывался просто: практически все оружие ушло курдам, точнее, Курдскому демократическому союзу (КДС) и аффилированным с ним Отрядам народной самообороны (YPG). Сама же САК оказалась лишь ширмой, чтобы прямым военным сотрудничеством с курдами не нервировать другие суннитские группировки и Анкару. К слову, никаких обязательств оставлять оружие у себя Вашингтон с САК не брал.
Но вдруг на пресс-конференции в Финляндии после встречи с местным коллегой разоткровенничался глава МИДа РФ Сергей Лавров: "Мы помогаем военно-техническим сотрудничеством суверенным государствам, в частности правительствам Ирака и Сирии". То есть не мытьем так катаньем Россия все же умудрилась примазаться. Так что 14 октября МИД Турции вполне предсказуемо вызвал на ковер послов США и РФ. Их предупредили о недопустимости поставок оружия КДС. Как утверждают турецкие власти, он связан с запрещенной в стране Курдской рабочей партией (КРП), которую, к слову, и Анкара, и Вашингтон признают террористической организацией.
Днем позже премьер Турции Ахмет Давутоглу озвучил беспрецедентно жесткое заявление, в котором сообщил, что представители ИГ, КРП и режима Асада встретились 28 мая в городе Хасаке, на северо-востоке Сирии, и договорились атаковать демократическую (читай - суннитскую) оппозицию. Они также условились совместно бороться с отрядами вооруженной оппозиции и контролировать границу с Турцией. Давутоглу заявил, что послание Анкары американцам, всем союзникам и России ясное: если оружие для Демсоюза, отряды которого действуют в непосредственной близости от турецкой границы, будет представлять угрозу стране, Турция без каких-либо колебаний ответит. По мнению премьера, "никто не может оправдывать поставки ему (КДС. - "ДС") оружия нашим другом и союзником или соседней страной, такой как Россия".
Здесь примечательны два обстоятельства. Первое - после сделанных ранее скандальных заявлений Реджепа Эрдогана о возможном прекращении сотрудничества в сфере энергетики и учитывая то, что Турция, как и Иран, вовсе не граничит с Россией, "сосед" служит эвфемизмом не для "постороннего" даже, а для "противника". Что, кстати, доходчиво подтвердили турецкие ВВС, сбив в пятницу предположительно российский беспилотник. Второе - вероятная поддержка соперничающими США и РФ сил, близких к одной и той же структуре - КРП. К слову, она и ее изводы - давние, еще с начала 80-х, клиенты Москвы. Но цели Вашингтона и Москвы здесь, очевидно, различны. Первый в очередной раз вынужден полагаться на единственного надежного союзника в регионе. Кроме того, просматривается элемент силового торга: Анкара переключается на решение проблемы ИГ, а США перестают снабжать курдов, в конце концов 50 т - не так уж много. В пользу версии легкого шантажа говорит и то, что ни американцы, ни курды особо не скрытничали, свободно раздавая комментарии об операции мировым СМИ.
Что касается России, то она, похоже, пошла на обострение и в отношении Турции. Так, турецкие СМИ со ссылкой на высокопоставленных официальных лиц отмечают: Анкара опасается, что продвижение курдских ополченцев вдоль сирийско-турецкой границы может "подогреть сепаратистские устремления у курдов в юго-восточных районах Турции". По мнению турецких властей, курды из Демократического союза при поддержке РФ (кстати, ранее сообщалось о российских наемниках в курдских формированиях) пытаются захватить территории между сирийскими городами Джараблус и Азаз к западу от Евфрата, но Анкара "никогда этого не потерпит". То есть дальнейшая эскалация турецко-курдского конфликта выглядит более чем вероятной, особенно с таким прологом, как недавний теракт в Анкаре, ответственность за который власти возложили сразу и на ИГ, и на КРП. В перечне угроз турецкое руководство, по обыкновению, пальму первенства отдаст именно курдам. Тогда Москва вновь сможет попытаться представить альянс России, проасадовских сил, Ирана и Хизбаллы как единственную организованную силу, борющуюся с ИГ, и начать новый раунд торгов с Западом за снятие тавра изгоя.