Следите за вирусом, а не людьми. Как ЕС минцифры Федорова дурачком выставил
Помните, с каким комсомольским подъемом десять дней назад министр цифровой трансформации Михаил Федоров хвастался тем, как Украина пытается копировать китайские практики цифровой диктатуры? Он тогда нахваливал детище своей команды "Дій вдома", созданное с целью "мониторить соблюдение процесса самоизоляции для тех, кто вернулся из-за границы сейчас, тех, кто лечится дома, тех, у кого есть подозрения на коронавирус, близкие контакты заболевших". Лучший, дескать, мировой опыт, "максимально демократическое приложение". Еще бы не демократическое: геоданные ̶з̶а̶к̶л̶ю̶ч̶е̶н̶н̶ы̶х̶ карантинных считывает только с уведомлением, да к тому же коллекционирует селфи!
Так вот, у меня для Федорова и прочих свидетелей секты беспредельного карантининга плохие новости: в ЕС такую практику сочли неприемлемой. И пускай эта неприятность сводится, как максимум, к имидж-портингу в узких интернет-либеральных кругах (который в наших палестинах принято игнорировать до последнего процента рейтинга), это все же показательно: быть чуточку европейцами - оксюморон похлеще, чем быть чуточку беременными.
Итак, на вчерашней видеоконференции министров экономики и финансов стран - членов ЕС, посвященной борьбе с последствиями пандемии коронавируса, было принято следующее решение. Мобильные приложения, разработанные для анализа и противодействия Covid-19, не должны отслеживать координаты частных лиц, потому что "это не необходимо и не рекомендовано для целей установления" контактных цепочек. "Приложения для сбора данных о перемещениях частных лиц в контексте отслеживания контактов создало бы крупные проблемы в области безопасности и сохранения приватности", пишется в сборнике практических рекомендаций для стран - членов ЕС, принятом в ходе встречи и одобренной Еврокомиссией. Которая, к слову, еще 8 апреля - аккурат на следующий день после фёдоровской презентации - выступила с соответствующей инициативой. В ней выделялись два принципиальным момента:
- Всеевропейский координированный подход к использованию мобильных приложений, который позволит гражданам принимать эффективные и более таргетированные меры социального дистанцирования, а также окажет помощь в предупреждении, предотвращении и отображении контактов с целью ограничения распространения COVID-19;
- Общий подход к использованию анонимизированных и обобщенных данных мобильной локации с целью (1) моделирования и прогнозирования эволюции COVID-19; (2) мониторинга эффективности мер по сдерживанию распростронения болезни, таких как социальное дистанцирование и изоляция, и (3) помощи в разработке координированной стратеги выхода, включая смягчение мер изоляции.
Эти приложения должны отвечать следующим условиям: временный характер и добровольное согласие на применение, причем пользователи не должны иметь возможности идентификации инфицированных лиц и их близких контактов. При этом такие данные должны иметь ограниченный срок хранения ради обеспечения безопасности и приватности.
После совещания комиссар по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон так прокомментировал его итоги: "Хотя мы должны быть новаторами и наилучшим образом использовать технологии в борьбе с пандемией, мы не поступимся нашими ценностями и нормами защиты частной жизни".
Между тем (казалось бы, лазейка для всевозможных фёдоровых - но нет) эксперты предупреждают, что обеспечить соответствие этим требованиям всех программ, появляющихся во всех странах - членах Союза едва ли не ежедневно, будет непросто. Поэтому Войцех Вьевьоровский, европейский инспектор по защите данных, призвал к созданию единого всеевропейского приложения
Помимо утвержденного вчера комплекса рекомендаций Еврокомиссия также предложила выработать общую - стандартную - схему использования анонимизированных и обобщенных данных мобильности населения на основе данных, предоставляемых мобильными операторами с 23 марта.
Параллельно было предложено и руководство по защите данных для "коронавирусных" приложений. Пользователи должны иметь возможность дать "конкретное" согласие на каждую их функциональную возможность, будь то проверка самочувствия или отслеживание контактов, даже в том случае, если органы здравоохранения хотят связываться с ними по телефону или посредством СМС.
Аналогично, обеспечиваются права частных лиц, гарантированные правилами ЕС о защите информации - в частности, право на забывание (право на удаление их личных данных из общего доступа) и право на доступ (к своим личным данным), хотя в ряде случаев возможны некоторые ограничения.
Кроме того, Еврокомиссия призвала правительства стран-членов к прозрачности: "коронавирусные" приложения должны иметь открытые коды и свободный публичный доступ к ним.
Ввиду очевидных рисков для приватности, которые несут подобные технологии, на органы защиты информации как на национальном, так и на общесоюзном уровне, возлагается обязанность мониторинга применения этих приложений и их соответствия нормам ЕС. Органы здравоохранения, между тем, должны дать оценку их эффективности как на национальном, так и на международном уровне уже до конца апреля, а Еврокомиссия подключится к этой работе в июне. Причем в Европарламенте, по всей видимости, уже в ближайшие недели состоятся слушания о практических и этических последствиях использования этих приложений для фундаментальных прав граждан. Между тем Apple и Google открыли для разработчиков свои платформы - и в их приложениях для отслеживания контактов предусмотрено использование не геолокации, а модулей Bluetoоth.
А теперь внимание, вопрос: почему в Евросоюзе озаботились соблюдением прав и свобод граждан в ходе противодействия пандемии, а у нас этот пункт про... смотрели? Не потому ли, что тоталитарное сознание остается превалирующим не только для значительной (если не большей) части граждан и - в особенности - для представителей украинской власти? Ведь сама концепция "Дій вдома" по сути своей является порождением глубинного "совка". Того самого, кстати, который обеспечил и безнаказанную охоту некоторых энтузиастов на коронавирусных "ведьм". Вкупе эти два явления выглядят как явный пролог к цифровой диктатуре - с чрезмерно любопытным, неспособным и нежелающим вписываться в рамки уже существующих полномочий "большим братом" и его хунвейбинами. И мы снова выйдем на очередной виток тоталитарной игры во взаимные наперстки: государство пытается прогнуть и обмануть гражданина, тот, в свою очередь, стремится уклониться и объегорить государство.
Развеять или подтвердить эти обвинения просто: достаточно либо поддержать эту общеевропейскую инициативу, либо высокомерно забраковать ее, прикрывшись рачительностью: дескать, деньги-то на слежку уже потрачены.