Год и неполных две недели назад, кокетничая со студенткой Анной Сазоновой во время молодежного форума "Селигер", Владимир Путин выдал фразу, в которой одновременно читались и глубочайшее невежество, и едва скрываемая угроза соседней стране. Ну, то есть, еще одной соседней стране.
"У казахов не было государственности никогда. Он (Нурсултан Назарбаев) ее создал", - заявил тогда российский президент. Причем речь шла не о гражданах Казахстана как таковых - а об этнических казахах, населяющих две трети этой центральноазиатской республики.
Через считанные месяцы после аннексии Крыма и вторжения на Донбасс в этих словах звучал особенно зловещий подтекст. Тем более что пятую часть граждан Казахстана составляют этнические русские, причем немалое число из них заражены русскомирским вирусом.
Астана отреагировала быстро - и по-восточному мудро. Не вступая в перепалки со стратегическим пока еще партнером и не проявляя бессмысленной настойчивости в попытках просветить ВВП, власти Казахстана "всего лишь" объявил о планах празднования юбилея Казахского ханства, так удачно основанного Кереем и Жанибеком в 1465 году. И эти празднования начались как раз в минувшие выходные.
В принципе, можно было копнуть гораздо глубже. Еще будучи наблюдателем на казахстанских президентских выборах 2005 года, я неоднократно слышал истории о том, что "татаро-монгольское" нашествие таковым на самом деле не было: Чингисхан был казахом. Причем некоторые племена - в частности найманцы из Младшего жуза - претендуют на родство с ним. Сейчас я не выдаю научных фактов: эту версию мне изложил как раз представитель этого племени. Научная гипотеза, хоть в общих чертах подтверждает версию о происхождении предка, по меньшей мере, 16 млн ныне живущих на Земле мужчин, все же несколько сложнее - и о ней очень кстати в очередной раз вспомнили как раз в сентябре прошлого года.
Но на официальном уровне, несмотря на прекрасный повод, этот сюжет развития не получил. Возможно, именно из-за важности этнического и территориального аспектов: кереево ханство было однозначно казахским по обоим признакам.
И хотя Нурсултан Назарбаев, разумеется, признал, что оно, "возможно, и не было государством в современном понимании этого термина," символизм этого празднества невозможно не отметить. К слову, Нурсултан Абишевич таки ответил на путинский выпад. Увы, смысл его реплики может ускользнуть от хозяина Кремля - но остается надежда, что советники его разъяснят. Приведу эту прекрасную цитату целиком: "Казахское ханство является законным наследником государств саков, гуннов, усуней, а также Великого Тюркского каганата, Дешт-и-Кипчака и Золотой Орды".
Эта фраза примечательна по нескольким причинам. Во-первых, и саки (восточная ветвь скифов), и легендарные гунны, и усуни, чья история четко документируется со ІІ века до нашей эры, в той или иной степени могут считаться предками всех народов Центральной Азии и большей части Кавказа. Таким образом, Астана выступила со своим проектом тюркского мира - причем не альтернативным турецкому, а охватывающим его. Здесь, кстати, стоит отметить следующий пассаж из той же речи: "Тюркские народы, волею судеб разделенные языковыми, ментальными и религиозными различиями, в XXI веке должны консолидироваться". Однажды Назарбаев уже выступил с интеграционной идеей, которая, будучи одолжена и извращена Москвой, превратилась в парализованный Таможенный и мертворожденный Евразийский Союз. Можно допустить, что в этот раз и без участия РФ может получиться лучше - учитывая роль саков в истории Турции и Азербайджана и усуней - в истории Китая. Точнее, не в истории как таковой, а в ее нынешних интерпретациях. Упомянутый же Тюркский каганат, к слову, строившийся на союзе тюркских племен, хоть и просуществовал всего полвека, контролировал территории Китая (Маньчжурии), Монголии, Алтая, Восточного и Западного Туркестана, Казахстана и Северного Кавказа - и это, не говоря о данниках. Так что опыт можно счесть вполне удачным.
Его усиливает упоминание Дешт-и-Кипчака и Золотой Орды. Первый назывался иначе Половецкая либо Кипчакская степь и распространялся на большую часть современной России, захватывая также территории нынешних Украины, Молдовы и Румынии вплоть до Дуная. Здесь, правда, есть один тонкий нюанс: собственно, Дешт-и-Кипчаков было два: Восточный - от Алтая до Каспия и Западный - от Каспия до Дуная. Какой имел в виду Нурсултан Абишевич, сказать сложно. Ну разве вспомнить, что именно так азиатским географам случалось именовать в ХVI-XVIII веках только восточную часть этого образования, включая Казахстан.
Но самое интересное упоминание здесь - о Золотой Орде. Ее ценность для Астаны объясняется не только преемственностью средневековой государственной традиции, сколько тем фактом, что в этой традиции Московия сотни лет занимала подчиненное положение. Подчиненное настолько, что впору говорить о "внешнем управлении". В меню какого-нибудь геополитического ресторана это блюдо вполне могло бы называться "скрепы по-казахски". Кремлю ненавязчиво напомнили, откуда он вышел - и мастерски промолчали о территориальных претензиях, ущербности русского мира и исторической неполноценности государства российского. Причем на этом фоне государственность казахская выглядит вполне фундаментально.
К слову, одно из племен Среднего жуза до сих пор именуется кипчаками, в жузе Старшем есть объединение Уйсин (усин), а Казахское ханство в действительности было одним из осколков Золотой Орды - так что уличить Астану в подлоге прошлого практически невозможно. Ее государственная мифология строится на интерпретации, а не фальсификации - еще один неброшенный (пока) камень в огород Москвы.
В общем, с юбилеем, Казахстан.