Сирийскому союзнику Путина грозит полная фрагментация
1 декабря немецкое правительство утвердило план, согласно которому на обширном Ближневосточном театре могут быть задействованы около 1200 военнослужащих. В восточное Средиземноморье на помощь французской авианосной группировке будет отправлен фрегат, а с турецкой базы Инджирлик будут действовать немецкие самолеты: разведчики и заправщик. При этом министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен заявила, что сотрудничество с сирийской армией исключено. Точно так же, и России не будет предоставляться информация, связанная с полетами над сирийской территорией. После соответствующего решения Парламента от 2 декабря к операции в Сирии подключается и Великобритания. Число самолетов на британской базе на Кипре уже увеличено до шестнадцати.
Но дальше всех, как и подобает мировому лидеру, пошли Соединенные Штаты. В конце ноября на подконтрольные сирийским курдам территории с Турции зашли полсотни американских спецназовцев. Тем самым открывается опция, которой захотят, по всей вероятности, воспользоваться и другие внешние участники. В этой связи, в первую очередь, вызывают особенный интерес возможные действия Турции. После того, как был сбит вторгшийся в турецкое пространство российский бомбардировщик, что, к тому же, произошло на фоне ужесточения боев в непосредственной близости от турецкой границы, отмечается усиленная переброска турецких войск на юг. Открытые источники указывают на перемещение к турецко-сирийской границе более тысячи единиц бронетехники. А в ответ на развертывание российского С-400, Турция развернула новейшую систему радиоэлектронного подавления "KORAL".
Сконцентрируются ли турецкие власти на борьбе с Исламским Государством, рискнут ли втянуться в столкновение с сирийской армией, или же остановятся на позиции демонстрации силы - вопрос пока открытый. Белый дом уже давно призывает турецких союзников к усилению контроля границы с Сирией, о чем Барак Обама, среди прочего заявил и на конференции по климату в Париже. Согласно последовавшему заявлению госсекретаря Керри от 2 декабря, договоренность о закрытии участка, напротив которого находятся занятые ИГ территории, якобы достигнута. У турок, таким образом, появляется хорошая дипломатическая возможность максимально вписать свои военные приготовления на юге в контекст общей борьбы стран Запада с Халифатом. С одной стороны, появляются "утечки" о планах наступления турецких войск на столицу ИГ Ракку (находящуюся на земле Сирии), но с другой стороны, представители сирийской армии пожаловались недавно на факт артиллерийского обстрела своих войск с турецкой территории - знак тревожный, поскольку, при всей имеющейся напряженности между двумя странами, это событие не рядовое.
Участвует в гонке массирования войск на сирийском театре и Россия. Слухи о подготовке еще одной авиабазы - Шайрат, в 35 километрах на юго-восток от Хомса - появились на днях в центральных кремлевских медиа-рупорах, а следовательно - перестали быть слухами. Власти РФ готовят население к новым сюрпризам. Параллельно Владимир Путин поручает своему правительству подготовить распространение статуса ветеранов боевых действий на участников нынешней операции в Сирии: именно в данную минуту этот шаг не имел бы смысла, если бы не планировалось дальнейшее расширение российского военного присутствия в зоне конфликта. Также в прессе появляются сведения о качественном усилении группировки РФ в Армении, а в соцсетях - о переходе дислоцированных в Сирии российских войск к непосредственному участию в наземных операциях в провинции Латакия.
При этом, несмотря на два месяца интенсивных бомбардировок, успехи российско-иранско-сирийской коалиции на земле ничтожны. И это тоже один из факторов, благодаря которому российский коготок увязает в сирийской земле все глубже и глубже. Публиковались цифры в 500 квадратных километров отбитых территорий - для сравнения, это половина или треть среднестатистического украинского района. Ситуация на линии соприкосновения довольно шаткая: многие населенные пункты за последние месяцы переходили из рук в руки. На некоторых участках сирийская армия отступила. Войска Асада демонстрируют неспособность восстановить территориальную целостность страны.
Если уж и говорить о территориальных успехах, то, как ни странно, наиболее значимыми на данный момент являются успехи курдов - об этом свидетельствуют имеющиеся в сети любительские карты (хотя их достоверность порой вызывает сомнения). На северо-востоке Сирии в провинции Хасака их продвижение на территории, некогда занятые ИГ, довольно значительно. Именно с курдами тесно взаимодействуют многие западные государства - прежде всего, США, ФРГ и Франция. По-видимому, именно на сирийских курдов будет опираться западная коалиция в случае перехода к фазе более решительных наземных действий. Ведь линия соприкосновения ИГ и умеренной сирийской оппозиции (еще одной из сторон внутрисирийской войны) на самом деле не так значительна. Остаются курды. После войск режима Асада, который так и не стал в глазах Запада за последние месяцы легитимным правителем, именно они являются второй по значимости дееспособной силой, реально сражающейся с террористами Исламского государства. Впрочем, еще может сыграть ставка Анкары на туркменское (туркоманское) ополчение.
Если не произойдет взрывной эскалации конфликта вследствие возможных дальнейших обменов ударами между Россией и Турцией, - а уже очевидно, что многие силы и в России, и в Турции, и в странах Запада стремятся избежать этого варианта, хотя инерция конфронтации и велика, - то наиболее вероятным представляется, что курды при поддержке западной коалиции и далее будут постепенно продвигаться вглубь игиловских территорий. При удачном стечении факторов они даже могут создать себе имидж "победителя Халифата", поскольку и до Ракки, и до Мосула - наиболее населенного города под контролем Исламского государства - курдам значительно ближе, чем сирийским и иракским войскам соответственно. Турции, конечно, такие варианты не могут нравиться, но ей более сильные партнеры могут послать - и шлют - остужающие сигналы. Сила вещей (сложившийся расклад коалиций) такова, что даже Россия и Иран не могут помешать курдам усиливаться.
Сохранение нынешних тенденций чревато закреплением фактической фрагментации Сирии - это как минимум. Несмотря на звучащие отовсюду декларации о необходимости единства страны, интересы играющих на этом театре сторон слишком далеки. Преследуя каждый свои интересы, с ослабевшим Асадом или не считаются вовсе, или же считаются в незначительной степени. Все и так понимают, что Сирия превратилась в некий "страдательный залог": решения приняты. А основная интрига, конечно же, в том, что предпримут в сложившихся условиях турки. И на курдском направлении, и на игиловском, и на сирийско-российском хороших вариантов не так уж и много: вызовы для Турции слишком серьезны.