Больше Украины, больше угроз. Как прошли последние дебаты Трампа и Байдена

Кандидат от демократов Джо Байден подчеркнул, что "любая страна", которая вмешается в выборы в США, заплатит за это 

Финальные дебаты Дональда Трампа и Джо Байдена / Getty Images

В четверг вечером в Нэшвилле (штат Теннесси) состоялись вторые и финальные дебаты Трампа и Байдена, кандидатов в президенты США от Демократической и Республиканской партии. Выборы в США состоятся менее чем через две недели — 3 ноября.

Раундов должно было быть три, однако так как Трамп, как утверждает он, а также его врачи, поначалу запутавшиеся в сроках, подхватил коронавирус, дебаты, намеченные на 15 октября, отменили.

Вчерашние дебаты по тональности, избранной оппонентами, отличались от первых, которые были проведены 29 сентября и которые многими экспертами признаны худшими в истории. По той простой причине, что это была не дискуссия, а скорее ругань и поток оскорблений в обе стороны, более подходящие для какого-нибудь провинциального бара. Правда, обошлось без драки.

Комиссия по президентским дебатам сделала выводы. Организаторы решили отключать микрофон одного из ораторов на 2 минуты выступления его оппонента. В режиме "ответ на заявление оппонента" и даже "ответ на ответ на ответ" микрофоны были включены. 

Оба кандидата вели себя куда достойнее. И модератору, журналистке NBC телеканала Кирстен Уэлкер, было намного комфортнее вести дебаты, нежели ее коллеге с Fox Крису Уоллесу 29 сентября.

Оппоненты были спокойны, относительно вежливы и пытались соответствовать своему возрасту. Хотя порой действующего президента заносило, но все же не так как в Кливленде.

Больше Украины

На фоне роста случаев Covid-19 в Соединенных Штатах, да и во всем мире, вполне логично, что первый вопрос, озвученный Уэлкер, касался стратегии борьбы с пандемией.

Ничего из ряда вон выходящего ни Байден, ни Трамп не сказали. Аргументы не сильно отличались от тех, которые мы слышали 29 сентября.

Байден указывал на провальную политику хозяина Овального кабинета, тот в свою очередь утверждал, что он справился прекрасно, а ответственность за некоторые ошибки (то же утверждение, что маски носить не нужно) несет не он, Трамп, а кто-то другой. К примеру, главный инфекционист США Энтони Фаучи — который, разумеется, ничего подобного не советовал.

Аналогично и с темой массовых акций протеста и расовой несправедливостью — оппоненты повторили взаимные упреки с первых дебатов.

Затронули и миграционную политику. Причем риторика, если добраться до сути, была в стиле "сам дурак".

Так, Байден припомнил Трампу истории с детьми мигрантов, которых разделили с их родителями; а также "клетки" для них. Президент в ответ заявил, что дети получают хороший уход и живут в чистых помещениях. И добавил: мол, клетки появились в 2014 г., т.е. это Обама и Байден их построили, и заладил: "Кто построил клетки, Джо" (и так несколько раз).

В таком же формате произошел обмен "мнениями" относительно отношений США с Северной Корей. Кто лучше: Обама, который вводил санкции и давил режим Кимов, или же Трамп, который предотвратил "ядерную войну" с КНДР.

Кстати, во время предыдущих дебатов Кимов оппоненты не почтили таким вниманием. Впрочем, как и Украину. А упоминаний нашего государства во время вчерашних выступлений значительно прибавилось.

Начать с того, что Джо Байден, комментируя заявление директора Нацразведки США Джона Рэтклиффа о вмешательстве РФ и Ирана в выборы в США, и глядя прямо в камеру, продекламировал: "Любая страна, которая вмешается в американские выборы, заплатит за это".

И таких стран несколько, сказал он.

После чего кандидат от Демпартии сразу же перешел к "приятелю" (buddy) Трампа — его адвокату Руди Джулиани, который на днях угодил в скандал, запечатленный в неподобающим виде во время съемок сиквела о Борате Сагдиеве, одном из персонажей комика Саши Барона Коэна.

Как и прогнозировала "ДС", Байден упомянул Джулиани во время дебатов, но уж больно на нем не заострял внимание, чтобы самому не испачкаться. Одного упоминания фамилии адвоката Трампа, собиравшего компромат на Байдена, достаточно, чтобы медиа продолжали обсуждать и "руку в штанах", и его контакты с российскими агентами.

Байден лишь отметил, что Джулиани стал "пешкой россиян" и "ему скормили неправдивую информацию", а электронные письма, якобы, с ноутбука его сына Хантера Байдена, слитые тем в New York Post, — инструмент переизбрания Трампа. Давившего на руководство Украины с целью получить компромат на бывшего вице—президента США, добавил демократ.

"Пешка россиян" — это отсылка к публикации The Washington Post, согласно которой Трампа лично предупреждали насчет контактов Джулиани с его источниками в Украине (к примеру, нардепом Андреем Деркачом, признанным в США "российским агентом"), и подчеркивали, что адвокат стал мишенью кампании по дезинформации, которую проводят российские спецслужбы.

Однако, пишет WP, Трамп тогда отмахнулся со словами "Это же Руди".

Таким образом, еще не зная этого, президент дал конкуренту возможность со спокойной душей утверждать, что "Россия хочет быть уверенной в том, что я не стану президентом. Потому что они знают: я знаю их, они знают меня".

И в этом, непрозрачно намекает Байден, интересы Кремля и Трампа совпадает. Возможно потому "этот президент" так ничего и не сделал с "Путин, который платил награду за убийство американских солдат в Афганистане".

Чем парировал Трамп?

Ну, во-первых, утверждением о том, что при Обаме и Байдене россияне " отобрали большую часть того, что должно было быть Украиной".

"Когда он, — указал Трамп на Байдена, — продавал подушки и простынки (тут экс-вице-президент с удивлением взглянул на Трампа), я продавал Украине убийцы танков (Javelin)".

И вообще, продолжил президент, он был более суров с Россией, чем кто-либо еще, поэтому, как якобы сказал ему Рэтклифф, "они (Байден и Россия) хотят, чтобы я проиграл".

Во-вторых, Трамп ухватился за историю с электронными письмами, опубликованным в материале New York Post, доступ к которому Facebook и Twitter по причине нарушения политики соцсетей о нераспространении дезинформации ограничили 14 октября.

А журналисты, его писавшие, отказались от авторства, обвинив руководство газеты в давлении.

Что, конечно же, президента не смутило. Во время дебатов он заявил о том, что Байдену платили и Россия, и Украина, и Китай. 

"Россия платила тебе огромные деньги, и возможно до сих пор платит", — сказал Трамп, который сослался на сентябрьский доклад сенаторов-республиканцев Рона Джонсона и Чака Грэссли, в котором утверждается, что Хантер Байден, его родственник и бизнес-партнер в 2014 г. получили $3,5 млн от супруги бывшего мэра Москвы Елены Батуриной (в то время, отметим, уже проживавшей в Австрии).

Байден все отрицал. И нарушения в ходе работы Хантера Байдена в правлении украинской компании Burisma (проведенные расследования нарушений не выявили); и заработки в Китае.

При этом он принял пас от визави и припомнил ему свежую статью The New York Times, авторы которой пишут о наличии у Трампа "тайного банковского счета" в Китае, с которого его компания в период с 2013 по 2015 г. уплатила больше $180 тыс. налогов в КНР.

В то же время, в Штатах Трамп, опять—таки по данным NYT, отмечал Байден, налогов не платил и хвастался этим ранее, говоря, что он "умен" и знает лазейки.

Тут уже Трампу крыть было нечем. Он как и во время первых дебатов несколько раз заявил, что на самом деле уплатил "десятки миллионов долларов" в виде налогов.

Однако на вопрос модератора и оппонента, когда же обнародует свои декларации, конкретных сроков не назвал. Дескать, как только, так сразу. И вообще вся налоговая служба к нему очень несправедлива, добавил президент.

Резюме

Касательно самих дебатов: нельзя не обратить внимания на то, как "успокоились" оба кандидата. В первую очередь Трамп, который был непривычно сдержан.

Его аргументация серьезных изменений не претерпела. Но все же, видимо реагируя на растущий разрыв между ним и Байденом, хозяин Овального кабинета решил отказаться от шоу для ядерного электората и выглядеть несколько более мудрым политиков.

Похоже эта тактика оказалась эффективна, согласно нескольким опросам, данные которые опубликованы на данный момент. Трампу удалось намного улучшить результат в сравнении с первыми дебатами, победителем которых его в среднем признали около 30%.

Например, ABC7 дает такую картинку: Трамп — 51%, Байден — 49%; ABC6: Трамп — 52%, Байден — 48%.

Телеканал CNN, традиционно поддерживающий демократов: Трамп — 39%, Байден — 53%

Далее. Примечательно то, что упоминаний Украины в их риторике стало на порядок больше.

Причем как в контексте поддержки Штатами Киева, так и, к сожалению, вмешательства отдельных украинских деятелей в дела Соединенных Штатов.

В связи с чем то, что Байден дважды в камеру подчеркнул, что за вмешательство заплатил "любая страна", поскольку это посягательство "на суверенитет" США, очень похоже на предупреждение не только для Москвы, Тегерана или же Пекина, но и для Киева.

Украина за последние годы больно глубоко увязла во внутренней политике Штатов и пока нет признаков того, что в скором времени выберется. А это сулит определенные сложности в диалоге с американским истеблишментом и обеими партиями.