• USD 41.4
  • EUR 43.5
  • GBP 52.1
Спецпроекты

От Карла до Карла. Почему Стокгольм становится главным адвокатом Украины

Швеция, сделавшая очень многое для превращения стран Балтии в витринную историю успеха, способна и сегодня выступить в качестве идейного вдохновителя большого восточного проекта
Реклама на dsnews.ua

Швеция традиционно является одним из ключевых "промоутеров" украинского сближения с Европейским Союзом и НАТО, причем заслуживает внимания то обстоятельство, что эта внешнеполитическая линия связана с фигурой одного из лидеров консервативной Умеренной партии Карла Бильдта. В 1991–1994 гг. Бильдт занимал пост премьер-министра королевства, а впоследствии целых восемь лет (2006–2014) возглавлял шведское министерство иностранных дел.

Сама идея Восточного партнерства ЕС, выросшего из Европейской программы соседства, во многом ассоциируется с мощным шведско-польским тандемом Бильдт–Сикорский, доставившим немало неприятных минут Москве, которая претендовала (и продолжает претендовать) на свою зону влияния в Восточной Европе. В судьбоносное для нашей страны время — с осени 2013 г. и до завершения своего срока на посту министра иностранных дел — Карл Бильдт посетил Украину не менее семи раз. Сегодня шведской дипломатией руководит социал-демократ Маргот Вальстрем, в прошлом еврокомиссар по вопросам защиты окружающей среды, затем — по межведомственным отношениям и первый вице-президент Европейской комиссии (в комиссиях Романо Проди и Жозе Мануэля Баррозу), и во многом проводит преемственную линию.

Швеция первой среди стран Северной Европы признала государственную независимость Украины. Тем не менее отдельное посольство Украины в Стокгольме открылось лишь в 1999 г. — ранее украинский посол по совместительству работал из финского Хельсинки. В свою очередь, биографии шведских послов в Украине говорят о том, что их назначение часто становится логичным этапом после работы в Санкт-Петербурге, а в последнее время — в системе Восточного партнерства ЕС. Любопытно, что еще в 1918–1920 гг. в Стокгольме действовала украинская дипломатическая миссия: при Гетманате — во главе с Борисом Баженовым, а при УНР — с Константином Лосским.

При этом общеизвестно, что украинско-шведские отношения имеют давнюю историю — союзничество гетмана Ивана Мазепы с королем Карлом ХІІ является одним из самых известных сюжетов истории Восточно-Центральной Европы начала XVIII в., а первым, по сути, украинским политическим иммигрантом в Швеции был автор первой украинской Конституции Филипп Орлик. В королевстве существует небольшая, но дипломатически и публицистически заметная украинская община, вбиравшая в себя волны переселенцев (как правило, по политическим мотивам) на протяжении последних двух веков. Следует сказать, что в отличие от других случаев база текущих данных украинского диппредставительства в Швеции является довольно добротной, что указывает на высокую динамику отношений между двумя странами.

Это, впрочем, неудивительно с оглядкой на развитую украинскую политику Швеции. По состоянию на июль текущего года шведские компании прямо инвестировали в украинскую экономику около $350 млн, а общий товарооборот в 2016 г. достигает $0,5 млрд, и баланс пока что далеко на шведской стороне. И это неудивительно, ведь Швеция является одной из наиболее развитых стран Европы и мира — в прошлом году она занимала 15-е место в мире по доходу на душу населения (МВФ) и 38-е место по общему размеру ВВП (более $0,5 трлн  при населении около 10 млн человек).

Современная Швеция остается мировым лидером в политике развития. Шведское правительство считает, что оказываемая им странам мира помощь в сфере модернизации должна достигать 1% шведского ВВП. Более $742 млн ежегодной гуманитарной помощи ставят Швецию на седьмое место среди крупнейших мировых доноров. Между основными партиями страны нет разногласий по поводу Украины, а большинство граждан Швеции не сомневаются в ответственности России за вооруженное противостояние на Донбассе. В меру своих возможностей Стокгольм оказывает сопротивление и агрессивным планам Москвы в европейской энергетике, и стремлению изменять баланс сил на Балтике. Швеция является также одним из основных доноров украинских реформ. За счет шведских налогоплательщиков в Украине реализуются масштабные проекты в области государственного управления, судебной, финансовой и энергетической сферах, а также программы по поддержке гражданского общества, децентрализации, проведению антикоррупционных реформ.

В общем, Королевство Швеция - без преувеличения надежный партнер Украины на пути европейской интеграции. В свою очередь, Украина является приоритетом внешней политики Швеции в Восточной Европе.

Реклама на dsnews.ua

Масштабным проектом, выдвинутым Швецией в рамках инициативы Восточного партнерства ЕС, которое исторически патронирует Стокгольм, стало Партнерство по энергоэффективности и охране окружающей среды в Восточной Европе/Украине (Е5Р).

В 2014 г., в ходе визита в Украину Хиллеви Энгстрем, тогдашнего шведского министра по вопросам международного партнерства в сфере развития, была представлена новая Стратегия сотрудничества шведского правительства со странами Восточной Европы, Западных Балкан и Турцией по поддержке реформ на 2014–2020 гг. На ее финансирование шведская сторона направляет около 900 млн евро. Ежегодный объем проектного финансирования для Украины в рамках этой стратегии находится на уровне 25 млн евро.

Логично, что одним из наиболее перспективных направлений двустороннего сотрудничества традиционно остается энергетическая отрасль: перед Украиной по-прежнему остро стоит вопрос модернизации энергетического сектора, направленной прежде всего на внедрение новейших технологий, повышение эффективности существующих мощностей. Примечательно, что в отличие от некоторых стран-соседей Швеция совершенно не опасается расширения европейского пространства свободной торговли на Восток. Так, год назад, с целью создания предпосылок для активизации вхождения заинтересованных украинских предпринимателей на шведский рынок под эгидой Совета экспортеров и инвесторов при МИД Украины в Киеве прошла конференция "Экспорт в Швецию". Шведские специалисты ознакомили украинских товаропроизводителей с правилами и регулированием экспорта на рынок Швеции по национальному законодательству и соответствующими требованиями ЕС, включая лицензирование и требования к качеству продукции.

Динамично развивается сотрудничество между ведущими украинскими и шведскими институтами и университетами в сфере прикладных и научных исследований, в частности, между Киевским национальным медицинским университетом им. Богомольца и Каролинским медицинским институтом, Национальным техническим университетом Украины (КПИ) и Шведским Королевским технологическим университетом. Начавшее работать в полноценном режиме с 1 сентября этого года Соглашение об ассоциации заметно расширило возможности участия украинской системы образования и науки в мощных общесоюзных научных и образовательных программах.

Наряду с Германией и Польшей Швеция является одним из наиболее мотивированных инвесторов в процесс модернизации украинского государственного аппарата, ускорения его трансформации с прицелом на европейскую интеграцию. В этом смысле стоит обратить внимание на двустороннее украинско-шведское Соглашение о сотрудничестве в области развития. В его рамках реализуются проекты, направленные на приближение к европейским стандартам работы Минфина Украины (бюджетная децентрализация), Секретариата ВТО при Министерстве экономического развития и торговли, украинской Таможенной службы, а также Киевского экономического института. Активно развивается сотрудничество между Госавиаслужбой Украины и Шведским транспортным агентством с целью изучения шведского опыта в сфере аэронавигации и обслуживания воздушного движения, между Министерством экономического развития и торговли Украины и Патентным ведомством Швеции в сфере охраны авторских и смежных прав. Поддерживает Швеция и реформу украинской судебной системы, которая уже прошла несколько ключевых стадий.

Несмотря на свой военный нейтралитет, хотя вокруг этого вопроса в королевстве сегодня ведется довольно активная дискуссия, Стокгольм все чаще выступает и в качестве заметного партнера Киева в оборонной сфере. Так, в рамках программы Восточноевропейского партнерства и консультаций с Организацией оборонного сотрудничества стран Северной Европы (NORDEFCO) начали проходить встречи по вопросам региональной безопасности. Регулярно проводятся двусторонние военно-политические консультации, совместное участие в международных учениях и подготовка военных специалистов, в том числе для участия в международных миротворческих операциях под эгидой ООН, ЕС и НАТО. Тем более что опыт сотрудничества Швеции в качестве нейтрального государства с НАТО — ввиду нынешнего положения вещей в сфере перспектив дальнейшего развития альянса — очень актуален для Украины. К слову, 2 октября начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко вместе с главнокомандующим Вооруженных сил Королевства Швеция генералом Микаэлем Бюденом посетили один из районов проведения АТО в ходе официального визита в Украину шведской военной делегации. Тогда среди прочего обсуждались возможные формы военного сотрудничества между вооруженными силами двух стран.

Между тем 1 октября этого года на "шведском направлении" дискуссии об Украине произошло довольно примечательное событие. Выступая на Рижской конференции-2017, спикер шведского парламента Урбан Алин заявил, что страны Северной Европы и Балтийского региона должны поддерживать идею расширения Европейского Союза, в том числе возможное принятие в будущем в состав блока Украины и Молдовы. "Страны Северной Европы и Балтии должны быть тем голосом в Евросоюзе, который будет призывать быть более открытыми к глобализации... Мы должны быть во главе дискуссий о том, что страны имеют право быть членами ЕС. Я говорю о таких странах, как Украина и Молдова", — сказал Алин.

Он отметил, что выступает против любых призывов о закрытии границ, ведь люди, которые приезжают в страны Скандинавии и Балтии, могут воочию увидеть преимущества интеграции. Алин также отметил, что в настоящее время в Евросоюзе никто не имеет желания говорить о расширении, хотя подобный отказ от дискуссии, по его мнению, — большая ошибка. "В определенный момент в будущем настанет хороший период для расширения ЕС, и мы должны продвигать эту идею", — добавил спикер.

Здесь стоит отметить, что с конца 2000-х годов западноевропейские политики крайне осторожны в своих оценках дальнейшего расширения Союза. Однако очевидно, что для нынешних стран-ассоциатов, получивших этот статус в бурное время трансформации самого ЕС, такой вектор будущего выглядит логичным "концом истории" в том смысле, в котором этот термин Френсиса Фукуямы употреблялся в 90-е.

Швеция, в свое время сделавшая очень многое для превращения постсоветских стран Балтии в витринную историю успеха, способна и сегодня выступить в качестве идейного вдохновителя большого восточного проекта — это дорогой подарок. В данном случае — для политического Киева. Тем более что именно Стокгольм связывают особые отношения с Лондоном, кажется, все же намеренным реализовать свой собственный атлантический проект, и Вашингтоном, который под давлением инициированной Россией попытки пересмотреть международный порядок вынужден "возвратиться" в Европу.

Есть немало символического и в том, что именно Швеция играет настолько фундаментальную роль в Восточном партнерстве, будучи связанной с Украиной на уровне древнейшей истории нашей государственности, а затем и в эпоху модерна XVIII в. Тем более что, как известно, памятники этого периода находятся в зоне особого внимания украинских ведомств в сфере культуры и местных властей. Да и в ходе жеребьевок европейских футбольных первенств украинская и шведская команды под флагами общих цветов, как правило, попадают в одну группу. Что, можно вспомнить, послужило поводом для массового и позитивного открытия Украины шведскими болельщиками в 2012 г.

    Реклама на dsnews.ua