Хвост виляет собакой в Курдистане. Как Трамп Голливуд с Кремлем скрестил

Вашингтон и Анкара сперва убедительно поспорили, после чего оперативно сообразили соглашение относительно Сирии
Фото: EPA/UPG

Соединенные Штаты и Турция внезапно договорились о приостановке военной операции последней в отношении курдов на севере Сирии. Внезапно - поскольку всю неделю обе стороны по максимуму накачивала информпространство агрессией и экспрессией.

К примеру, Дональд Трамп грозил Турции едва ли не карами египетскими, интерпретируя их на современный лад, - разрушением турецкой экономики до основания посредством санкций. "Мы это уже делали", - заявлял президент США. Кстати, очень напоминает всем известное "Можем повторить", не правда ли?... "Пхе", - фыркал в ответ Эрдоган. Вместе с тем Трамп еще и смущал умы противоречивыми, в плане логики, выпадами в адрес до недавних пор союзников США - сирийских курдов, в частности, и Отрядов народной самообороны (YPG). Истеблишмент и электорат в обеих странах со все большим вниманием прислушивался к словесному пинг-понгу. И, наконец, кульминация: Трамп 16 октября выходит на брифинг в Белом доме и после угроз уничтожить экономику Турции заявляет, что, мол, вторжение Турции в Сирию - это "не наша проблема", а их, т.е. Турции и Сирии. "У них там много песка ... Там много песка, с которым они могут играть", - привнес он в конфликт толику презрения.

Эрдоган, заметим, не уступает Трампу. С не меньшим презрением или, скорее,  высокомерием в тот же день и даже примерно в то же время, когда президент США разглагольствовал о песке и "не ангелах" курдах, он отказывает в аудиенции высокопоставленным эмиссарам, прибывшим из-за океана, - двум Майклам П., вице-президенту Пенсу и госсекретарю Помпео. "Буду говорить лишь с Трампом", - изрекает Эрдоган в комментарии Sky News, а после отправляется в парламент и требует, чтобы курды сложили оружие "этой же ночью" и покинули территорию на севере Сирии, которую Анкара отвела под буферную зону. Заключительным же мазком было якобы выброшенное Эрдоганом в мусорное ведро письмо от американского коллеги, в котором тот советовал турецкому лидеру "не строить из себя крутого и не быть дураком". Соответствующая информация появилась (или же была слита?) на сайте BBC, ссылавшейся на источники в турецком правительстве.

В политической истории и культуре Турции такой жест уходит корнями во времена Османской империи, когда султан, прежде чем прийти к соглашению, демонстративно унижал своего более сильного союзника/противника, желающего, в свою очередь, прогнуть Порту. Эрдоган, известный апологет Неоосманской империи, аналогично позволили себе такое оскорбление в адрес Трампа.

Однако как раз это засилье обоюдных упреков и угроз и столь резкая смена политических погодных условий свидетельствуют против "внезапности" в достижении договоренности между турками и американцами. Плюс очевидная слаженность действий: Трамп объявляет о выводе американских войск, Эрдоган начинает операцию. На нее давно указывают комментаторы и журналисты, но в Белом доме просто невинно хлопают ресницами: Трамп не санкционировал военную операцию Турции, он просто был недостаточно убедителен. Бывает.

Тебе песок, мне любовь избирателя

Оба лидера по факту реализовали - каждый свою - политическую технологию. Взять президента Турции: с одной стороны, он "выбросил письмо", отказался принять Пенса и Помпео, но с другой стороны - его гнев четко дозирован, а потому показной. Учитывая, что с Пенсом он все-таки встретился, он изначально был намерен торговаться.

И выторговал немало. В результате переговоров, длившихся примерно четыре часа, стороны договорились о пятидневной приостановке операции. Пенс и глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу немного пободались из-за терминологии: для американцев это прекращения огня, а для турок - это пауза в боевых действиях, поскольку курды террористы, а не равносильная и правомочная сторона противостояния. Условия сделки следующие: как только курды покидают полосу, простирающуюся на 30 км вглубь Сирии и до самой границы с Ираком на востоке, турецкие силы прекращают стрелять; после чего Вашингтон отменяет уже введенные в отношении турецких ведомств и лиц санкции и не вводит обещанные новые меры.

Т.е., получается, что США одобряют взятие Турцией под контроль части территории Сирии (на данный момент владеют примерно ее четвертью), и не наказывают Анкару за вторжение и убитых курдских союзников. При этом, как рассказал AP высокопоставленный американский чиновник, Пенс и советник Белого дома по нацбезопасности выразили соболезнование турецкой стороне в связи с потерей нескольких военнослужащих в ходе операции. А что курды? Они, по некоторым данным, были против какой-либо сделки такого рода между США и Турцией. Американские чиновники уверяют в обратном: соглашение было утверждено в ходе консультаций с представителями курдов. Пенс, в свою очередь, пообещал помочь курдам с, по сути, депортацией под давлением Турции. Хотя не уточнил, будут ли участвовать в процессе активно уже покидающие Сирию американские войска. Где правда, где ложь и полуправда, сказать трудно. Понятно только, что даже если с курдами американцы советовались, то соглашение от этого "вкуснее" не станет. Просто курдов заставили прогнуться, предложив взамен слабенькую компенсацию.

В итоге в выигрыше оказались только Эрдоган и Трамп. Последний - потому что теперь он может выйти к избирателям и радостно объявить: "Я обещал, я выполнил - мы покидаем Ближний Восток, пусть сами там разбираются". То, что хозяин Овального кабинета провернул с Сирией и курдами, доказывает еще, что Трамп научился методе Путина. Как и его российский коллега, Трамп создал проблему, помог начаться войне на севере Сирии, а затем под фанфары эту самую проблему решил. Причем с блеском. Ведь помимо курдов, в не самом лучшем положении оказались силы режима Башара Асада и российские войска, также встрявшие в эти события. Когда территорию начнет окучивать Турция, Москве и Дамаску придется выбирать: или начинать стрелять по вооруженным силам Турции, или нет. Если начнут, то в утиль спишут не регулярные войска РФ, а еще одну порцию "вагнеровцев". Потому что технология "ихтамнет", как не крути, работает, хотя все и понимают, какова роль России в тех или иных событиях.

Впрочем, нетрудно увидеть и другую параллель - и, возможно, она будет даже более точной ввиду того, что является чисто американской: Трамп творчески переработал сюжет голливудской комедии "Хвост виляет собакой", в которой, чтобы выиграть выборы и замять скандал вокруг собственной персоны, президент США стремительно начинает и молниеносно завершает войну с Албанией. Здесь, в сущности, все то же - и скандал, и выборы, и война. Разве что Америка ее предотвращает, а президент примеряет лавры миротворца.

Фаворит поневоле

В целом же, в контексте этой конкретной турецко-курдско-сирийской технологии весьма актуальны слова конгрессмена-демократа Элайджи Каммингса, скончавшегося 17 октября, о Трампе: "во время встречи ты видишь одного парня, а на следующий день это будет уже другой парень".

Таким подходом Трамп, безусловно, собирает медиасливки и набивает электоральных очков. Но также своим флюгерством раздражает однопартийцев и теряет поддержку в рядах Республиканской партии. Его решение вывести войска из Сирии, напомним, раскритиковал даже верный Митч Макконнелл, лидер "слонов" в Сенате. Да и сейчас видные республиканцы, хоть и приветствовали заключение сделки с Турцией, но недовольны тем, что Анкара осталась безнаказанной.

И, соответственно, недовольство "республиканцев" и чиновников своим президентом не только касательно его решений по Сирии, но и по Украине, приводит к дальнейшему оттоку ценных кадров, которых у Трампа раз-два и обчелся. Не так давно уволился Курт Волкер, за ним потянулся министр энергетики Рик Перри. На очереди до недавних пор трампист - посол США в ЕС Гордон Сондленд. Он фактически оформил свою отставку, когда дал неприятные для уха Трампа показания в Палате представителей по делу о вероятном оказании давления на украинскую власть. И все же Трамп по-прежнему в Республиканской партии будут поддерживать, тянуть и защищать от демократов. По той простой причине, что иного фронтмена на пост президента у них нет. Пока нет.