Шантаж Кима не сработал. Байден готов ссориться с КНДР

Подходы Вашингтона к решению корейского кризиса позволяют делать выводы, которые с большой долей вероятности можно применить к прогнозу развития отношений в треугольнике США – Россия – Украина

Лидер КНДР Ким Чен Ын / Getty Images

В ходе своей первой публичной пресс-конференции в должности президента США, 25 марта 2021 года, Джо Байден, как и ожидалось, едва затронул Россию и не упоминал об Украине. Зато много внимания уделил отношениям США с Китаем, а также с ключевым сателлитом Поднебесной – КНДР.

 

Напомнил о себе

 Внешнюю политику новой американской администрации выгодно отличает от популизма и непредсказуемости Дональда Трампа достаточные рационализм и системность. Поэтому новые подходы и инструменты Вашингтона к решению корейского кризиса позволяют делать выводы, которые с большой долей вероятности можно применить к прогнозу развития отношений в треугольнике "США – Россия – Украина".

В частности, во время президентских дебатов с Трампом Байден несколько раз назвал Ким Чен Ына "бандитом" (на английском: thug), и заявлял, что будет вести переговоры с Пхеньяном, только если Северная Корея согласится на отказ от ядерного оружия. В контексте скандала, последовавшего после того как Джо Байден в интервью ABC назвал Путина "убийцей", это подтверждает вывод, что модель взаимоотношений России и США сводится к принципиальному отсутствию "потепления" и сугубо технико-прагматическому сотрудничеству в достаточно узких сферах, если Кремль не сделает реальных шагов по деоккупации Крыма и Донбасса.

Важно отметить, что ярлыки "международных изгоев" для администрации Байдена носят всего два человека в мире: Ким Чен Ын и Владимир Путин. При этом, оба авторитарных лидера являются "друзьями" главного стратегического противника США – Китая. В подтверждение данного тезиса отметим, что во время своей первой пресс-конференции новый президент США поставил в один ряд лидеров Китая и России, заявив, что они являются сторонниками автократии: "Си Цзиньпин, как и Владимир Путин, один из тех, кто думает, что автократия — это будущее, а демократия не может функционировать в сложном современном мире". Американский лидер пообещал заставить Китай "играть по международным правилам, придерживаться честной конкуренции добропорядочной политической практики и честной торговли", для чего создается альянс по противодействию Китаю в Индийско-Тихоокеанском регионе.

"Я предвижу жесткую конкуренцию с Китаем. В этом месяце я встретился с нашими союзниками, лидерами Австралии, Индии и Японии и обсудил, как мы можем привлечь Китай к ответственности" — сказал Байден. То есть речь идет о системной стратегии, тесных консультациях с учетом разнообразных запросов указанных союзников и Южной Кореи, выделении реальных ресурсов на создание рычагов давления на КНР, что значительно повышает шансы на успех.

Еще более жесткую и воинственную линию Байден обозначил в отношении Северной Кореи, прозрачно намекнув на пресс-конференции, что Вашингтон готов нанести превентивный удар.

Дело в том, что Пхеньян, последнее пять дней действовал в своей обычной тактической манере по созданию "искусственного кризиса", демонстрируя фактический выход из одностороннего моратория на испытание межконтинентальных баллистических ракет, о котором Северная Корея объявила в начале 2018 года. 21 марта 2021 года Пхеньян произвел запуск двух крылатых ракет. Это первое испытание с 14 апреля 2020 года, когда КНДР запустила несколько крылатых ракет малой дальности в Японское море. На следующий день, в Белом доме заявили, что считают эти действия не масштабной провокацией, а "нормальной военной активностью". Ведь в отличие от баллистических, крылатые ракеты не попадают под санкции СБ ООН.

Однако 25 марта Объединенный комитет начальников штабов Южной Кореи сообщил, что Северная Корея запустила новые неопознанные снаряды, которые упали между Корейским полуостровом и Японией. Впоследствии южнокорейские военные уточнили, что речь идет о баллистических ракетах. В Пентагоне информацию подтвердили: с территории КНДР были запущены две ракеты в сторону Желтого моря на малой высоте на небольшую дальность. Скорее всего, речь идет о межконтинентальных баллистических ракетах (МБР), способных поражать цели на континентальной части США. В настоящий момент в распоряжении Северной Кореи имеется, по крайней мере, три типа МБР, для нанесения удара по территории Америки, причем один из них, впервые показанный на военном параде 10 октября 2020 года, еще ни разу не испытывали.

Следующим шагом Пхеньяна по эскалации ситуации в регионе могут стать очередные ядерные испытания, по традиции, приуроченные к главному празднику страны с военным парадом, Дню солнца (то есть к 15 апреля, дню рождения Ким Ир Сена).

Запуск МБР и, возможно, проведение ядерных испытаний в первые три месяца президентства Байдена должны, по замыслу Пхеньяна, напомнить Вашингтону, что Ким не намерен терпеливо ожидать, когда американская сторона соблаговолит начать переговоры, и что ядерщики и ракетчики продолжают успешно трудиться, чтобы Северная Корея наряду с Россией и Китаем стала третьей страной мира, способной нанести ядерный удар по США. Именно такими "провокационными" действиями руководство Северной Кореи максимально повышает напряжение, чтобы потом согласиться на возвращение к докризисной ситуации, получив за свою готовность отступить определенную выгоду – вознаграждение и компромиссное решение. 

Без компромиссов

Но в случае с Джо Байденом коронный трюк династии Кимов не удался. На своей первой пресс-конференции в должности президента США он заявил: "Испытанием этих конкретных ракет была нарушена резолюция СБ ООН 1718. Мы консультируемся с нашими союзниками и партнерами, и будет ответ, если они выберут эскалацию. Мы будем отвечать соответственно".

Напомним, резолюция Совета Безопасности ООН №1718 потребовала от северокорейского руководства прекратить ядерные испытания и запретила экспорт в Северную Корею некоторой военной техники. Санкции были введены после испытания ядерного оружия в КНДР в 2006 году.

"Я также готов к определенной форме дипломатии, но она должна быть обусловлена завершением денуклеаризации. Вот что мы делаем сейчас, консультируясь с союзниками", — добавил новый американский лидер.

Оборот "определенная форма дипломатии", похоже, означает, что встреч на высшем уровне США и КНДР в среднесрочной перспективе не предвидится. Важно отметить, что команда Джо Байдена, в отличие от команды Дональда Трампа, работает системно и не выстраивает переговоры сверху вниз. Подход Трампа был рассчитан на персональный "хайп" и предусматривал, что сначала "боссы" заключали некое общее соглашение с главными контурами того, чего хотели бы добиться, а проработку конкретных деталей оставляли специалистам.

Новый госсекретарь США Энтони Блинкен склонен к тому, чтобы начинать с тщательных переговоров на низовом уровне. Этот фактор актуален и для диалога Вашингтона с Киевом и Москвой. Байден не будет звонить Зеленскому, и тем более встречаться с Путиным, пока не будут выработаны конкретные практические документы на уровне специалистов. 

Для Северной Кореи это означает, что ее вопросами в Вашингтоне будут заниматься сотрудники и эксперты Госдепартамента среднего звена, среди которых преобладает уверенность в том, что время надежд на полное ядерное разоружение Северной Кореи прошло, и что сейчас следует думать не о разоружении, а о контроле над уже существующим ядерным арсеналом и нанесении превентивного удара по Пхеньяну.

Понятно, Пхеньян на денуклеаризацию не пойдет ни при каких обстоятельствах, да и американские эксперты в последнее время признают: ядерная программа Северной Кореи стала необратимым фактом мировой стратегической ситуации. 

Байдену не нужны и посредники. Хотя зависимость Северной Кореи от Китая в условиях жестких санкций достигла беспрецедентного уровня, Пекин готов оказывать Пхеньяну значительную помощь, в том числе в нарушение санкций ООН. До недавнего времени Пхеньяну была интересна Москва как безопасный посредник и дипломатический противовес в переговорах с США. Однако с резким усилением американо-российского противостояния после аннексии Крыма в 2014 году посреднические возможности России резко испарились. Вашингтон и его союзники относятся к Москве подозрительно и враждебно, воспринимают ее как противника и младшего партнера Пекина, а значит, Пхеньяну не приходится рассчитывать на эффективность российского посредничества в Сирии.

Стратегическая цель США на Корейском полуострове видится как прекращение разделения Кореи на Север и Юг. Идея "мирного объединения" двух корейских государств – если когда-нибудь дойдет до ее реализации – очевидно, в итоге будет означать поглощение нищего Севера богатым Югом. В результате на границах России и Китая возникнет достаточно сильное государство, которое с большой вероятностью будет использовать этнический национализм в качестве инструмента внутренней консолидации, и, скорее всего, укрепит союз с Вашингтоном, завершив периметр сдерживания РФ и КНР.