Сербский триумф Лаврова. Почему Белград почти отказался от вступления в ЕС
Последний визит главы российского МИД Сергея Лаврова в Сербию можно, без преувеличения, назвать блестящим успехом, пищет Depo.ua.
"Я не вижу ближе страны и ближе народа для Сербии, чем Россия и чем российский народ, - заявил на встрече с Лавровым глава сербского МИД Ивица Дачич. - Многие сегодня в мире пытаются давить на Сербию - предоставить ей определенные выгоды в обмен на проведение антироссийской политики, но Сербия никогда не будет проводить антироссийскую политику".
После подобного заявления все, что остается - разве только поцелуй взасос. От него Дачич воздержался, но сути события это не меняет. Такого приема не получил даже российский министр обороны Сергей Шойгу в октябре прошлого года. Хотя привез с собой "подарочек" в виде 6 истребителей МиГ-29, 30 танков Т-72 и 30 бронеавтомобилей БРДМ-2. Абсолютно бесплатно, в знак дружбы между двумя братскими народами.
Если же брать сухой остаток от этого красноречия, то он таков. Как президент Сербии Александр Вучич, так и все его подчиненные в один голос заявили, что Сербия ни при каких условиях не введет никаких санкций против России.
Хотя не далее как две недели назад комиссар ЕС Йоханнес Хан назвал возможную дату вступления Сербии в ЕС (до 2025 года) - и четко отметил, что случится это только в том случае, если Белград присоединится к режиму санкций против России.
Таким образом, белградский триумф Лаврова выглядит практически как формальный отказ Белграда от европейской перспективы.
Несмотря на выданных в Гаагу национальных (которые с точки зрения трибунала и здравого смысла были военными преступниками). Несмотря на тесное сотрудничество с НАТО и отказ от имперского реваншизма. Несмотря на долгое и целенаправленное движение в Европу и премьер-министра - открытую лесбиянку, которую в "Русском мире" явно не поймут.
Конечно, сербско-российская торговля весьма масштабна и при этом динамично растет. В частности, за прошлый год товарооборот между странами вырос на 16% и составил в сумме более миллиарда долларов. С другой стороны, в случае вступления в ЕС Сербия могла бы легко компенсировать потери от санкций и прекращение торговли. Так почему же Вучич сделал то, что сделал?
Ответ, свободный от конспирологии, на самом деле напрашивается только один.
В Белграде были разочарованы длительным периодом, на который отсрочено вступление в ЕС, и количеством требований к изменениям в законодательстве и во многих сферах общественной жизни. Но двигаться к вступлению в ЕС таки согласились.
А внезапный приступ сербско-российской дружбы - это не отказ Сербии от европейских перспектив. Это, скорее всего, попытка осуществления "многовекторной" политики в стиле Леонида Кучмы.
В ближайшие годы Сербия понемногу будет приводить свое законодательство в соответствие с требованиями Брюсселя. Тихо надеясь при том, что требование об антироссийских санкциях до 2025 года, когда вопрос будет поставлен ребром, банально станет неактуальным. Ну, может, Путин уйдет с Донбасса, может, он умрет, а может, ЕС откажется от санкционной политики. Белград удовлетворит любая причина.
При этом Сербия все остающееся время будет получать еще и торговые преференции от России - и новые подарки от Сергея Шойгу. Для сохранения "братства народов". А там, поближе к возможному вступлению в ЕС, на крайний случай можно будет и "удар в спину" нанести - общей границы все-таки нет. А пока объятия с Лавровым продолжаются. Как и частые учения американских спецназовцев с сербскими десантниками.