Наемники и оружейный консорциум. Как человек Трампа при поддержке агента Кремля положил глаз на украинский ВПК

Основатель Blackwater предлагал Банковой создать в Украине ЧВК, завод и авиаконсорциум

Основатель американской ЧВК Blackwater Эрик Принс

7 июля на страницах американского журнала Time появилась статья Саймона Шустера об амбициозных планах близкого к 45-му президенту США Дональду Трампу основателя американской частной военной компании Blackwater Эрика Принса в Украине.

По информации издания, ссылающегося на соответствующие документы и семь источников в Украине и США, Принс в 2020 г. намеревался создать в Украине: а) новую ЧВК, куда хотел набирать ветеранов войны на Донбассе; б) новый завод по производству боеприпасов; в) консорциум из украинских авиа- и аэрокосмических предприятий, способных конкурировать с Boeing и Airbus. К слову, последние две инициативы — интеграция ВПК и новый завод по производству боеприпасов — Украине определенно нужны.

Итак, с целью заручиться поддержкой украинского руководства, как пишет Шустер, в конце февраля 2020 г. Эрик Принс прибыл в Киев.

23 февраля у него состоялась встреча с (теперь уже бывшим) советником Владимира Зеленского Игорем Новиковым.

Место для проведения переговоров по столь амбициозным планам озадачило автора статьи в Time — это ныне закрывшийся ночной клуб Vodka Grill, расположенный в спальном районе на Левом берегу, у метро Позняки.

С другой стороны, выбор вполне понятен — подальше от любопытных глаз из правительственного квартала.

Новиков в комментарии Time говорит, что его та встреча смутила, ведь он помнил о скандальном инциденте при участии бойцов Blackwater в сентябре 2007 г., когда наемники, охранявшие кортеж дипломатов США, открыли огонь на площади Нисур в Багдаде, в результате чего погибли 14 человек.

После того случая Blackwater сменила название на Academi и продолжила тесно работать с американским правительством, получая контракты, в том числе, и от администрации Барака Обамы. С приходом к власти Трампа положение Принса еще больше укрепилось.

И он, к слову, занимаясь не только непосредственно ЧВК, но также логистикой и торговлей африканскими ресурсами, обратил свой взор на Украину.

Биография Принса и его компании, судя по всему, Банковую не сильно смутила, поскольку переговоры продолжились. Причиной тому стала надежда Офиса президента на то, что Принс сможет связать Банковую с советником и зятем Трампа Джаредом Кушнером.

Принс отказал, но предложил воспользоваться платными услугами еще одного представителя Blackwater (в прошлом) — лоббиста Джозефа Шмитца.

Шмитц — не Кушнер. Это не прямой доступ к телу на то время американского президента, которого так отчаянно жаждали у Зеленского. Потому-то энтузиазм несколько поугас.

Два Андрея

Принс, по данным Шустера, тем временем решил заручиться поддержкой других украинских политиков — скандально известных Андрея Артеменко и Андрея Деркача.

Первый в 2017 г. отличился своим "мирным планом" по Донбассу, который передал бывшему советнику Трампа по нацбезопасности Майклу Флинну, лишившемуся поста из-за контактов с тогдашним послом РФ Сергеем Кисляком. План, как известно, предусматривал отмену американских санкций в отношении России и был категорически отвергнут Киевом, а сам Артеменко подвергся остракизму.

Сам Артеменко признался в комментарии Time, что Принса знает довольно давно и называет его "боссом".

В 2010 г. украинец основал транспортную компанию AirTrans LLC, которая доставляла грузы — от оружия до вакцин по всему миру — для Принса, а спустя пять она вошла в компанию основателя Blackwater Frontier Resource Group.

Второй, Андрей Деркач, Госдепартаментом США признан агентом российских спецслужб и также участвовал в кампании по дезинформации против Джо Байдена и Петра Порошенко в тесном сотрудничестве с адвокатом Трампа Рудольфом Джулиани.

По словам Артеменко, примерно в 2015 г. он и Принс загорелись идеей создать предприятия в украинском ВПК, которые в том числе рассматривались как инструмент для стабилизации отношений с Россией, поскольку та нуждалась в украинских двигателях.

Деркач же заинтересовал Принса, поскольку в 2010-х он занимался развитием авиа- и машиностроительных отраслей в качестве советника Николая Азарова.

С помощью Артеменко и Деркача Эрик Принс, согласно двум бизнес-планам, с которыми ознакомились журналисты Time, от 23 и 29 июня 2020 г., надеялся провернуть сделку по покупке "Мотор Сичи" и поглощению ГП "Антонов".

Бизнес-планы от Принса поступили после его июльского визита в Киев, в ходе которого он встретился с главой ОПУ Андреем Ермаком.

Как пишет Time, сотрудничество получило новый импульс, поскольку Банковая связала Принса "с киевской юридической фирмой, которая часто работает на украинское правительство", и которая подготовила правовой базис для завершения сделки по покупке "Мотор Сичи".

Отчасти этим объясняется острое неприятие администрацией Трампа попыток Киева продать "Мотор Сич" китайцам. Хотя, нужно также подчеркнуть, что такая сделка в целом не устраивает Вашингтон, поскольку дала бы Пекину доступ к новым оборонным технологиям.

Не все потеряно

В любом случае процесс на время застопорился со снижением шансов Трампа на победу в президентских выборах. А затем против Деркача в Штатах ввели санкции, а к Артеменко, проживающему в Вашингтоне, зашли в гости агенты ФБР, интересовавшиеся его отношениями с Принсом, Джулиани и деятельностью в Украине.

Выборы, как известно, Трамп проиграл. И уже чуть более чем через неделю президент Владимир Зеленский ввел санкции в отношении китайской компании Skyrizon, собиравшейся приобрести "Мотор Сич".

В марте секретарь СНБО Алексей Данилов объявил о решении вернуть это предприятие в госсобственность.

Однако уже 22 июня министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Олег Уруский сообщил, что речь идет о докапитализации.

То есть третьи стороны все же смогут "зайти" в "Мотор Сич", пусть контрольный пакет акций и останется у государства.

В апреле Ермак в интервью Time также сообщил, что частных инвесторов, в том числе Эрика Принса, пригласят для участия в будущем тендере.

Так что украинские планы основателя Blackwater все еще актуальны. Как и усиление влияния на отечественный ВПК тех же Артеменко и Деркача, аффилированных с Россией.

Выгодно всем

И публикация статьи Time не факт, что сможет помешать.

Напротив, статья Саймона Шустера играет на руку сразу нескольким сторонами.

Во-первых, Банковая таким образом может оправдать свое решение заключить инфраструктурное соглашение с Китаем, которое ставит под угрозу отношения между Киевом и Вашингтоном.

Каким образом? Все просто. Планы Принса служат объяснением скептицизму Киева по отношению к отдельным предложениям из США, в том плане, что не только Украина принимает спорные решения, но и союзники предлагают сомнительные сделки.

И в некотором роде администрация Байдена может принять такие доводы, поскольку, и это во-вторых, статья в Time — отличная возможность нанести удар по Дональду Трампу его сторонникам и Республиканской партии в целом.

В особенности после того, как 1 июля Аллен Вайсселберг, финдиректор Trump Organization, в отношении которой прокуратура Нью-Йорка ведет расследования по делу о налоговых нарушениях, сдался правоохранителями.

В-третьих, этой ситуацией наверняка воспользуется и Кремль, даже если его агентам влияния не удастся взять под контроль украинские стратегические предприятия. Нас наверняка ждет медийная атака. Поскольку Москва сможет подкрепить свои пропагандистские нарративы о хрупкости и меркантильности отношений Киева и Вашингтона; а также о том, что основатель скандальной Blackwater, получившей контракты от правительства США несмотря на сомнительный бэкграунд, собирался создать ЧВК из украинских ветеранов для участия, видимо, в не менее сомнительных авантюрах США по всему миру. 

Саймон Шустер — выпускник Стэнфорда с российским корнями. Его семья иммигрировала из своего дома в Москве в США в 1989 году, и они поселились в Сан-Франциско, где Саймон вырос.

В 2006 г. он вернулся в Москву, где в течение 7 лет писал о России и соседних странах для The Moscow Times, Associated Press, Reuters. 

С 2013 г. освещает ситуацию в Украине, войну между Украиной и Россией, а также конфликт между Западом и РФ.

В 2014 г., после сбития боевиками Boeing MH17, на обложке Time был изображен президент РФ Владимир Путин, отбрасывающий тень в форме сбитого самолета. Шустер был автором статьи "В России – преступление без наказания". Москва в ответ запретила ему въезд в Россию.

В 2019 г. на обложке Time был уже Владимир Зеленский, а Шустер в своей статье написал о шпагате нового президента Украины между Путиным и Трампом.