Семь мертвых "птичек". Как в России воспользуются обстрелом базы в Хмеймиме
То, что произошло в новогоднюю ночь на авиабазе Хмеймим в сирийской провинции Латакия, еще недавно, казалось, прочно удерживаемой российскими и иранскими интервентами - является то ли крупнейшим, по зрелищности, поражением Кремля в этой войне, то ли грандиозной мистификацией. А возможно - и тем, и другим сразу.
Неуклюжие попытки - у них есть, кроме привычного, и нетривиальное объяснение - Министерства обороны РФ скрыть сначала сам инцидент, а затем его масштабы - лишь усугубили ситуацию, которая неизбежно повлияет как на сирийские события, так и внутренние московские расклады.
Итак, то ли минометный обстрел подкравшихся к авиабазе (ранее это тоже случалось, но без подобных последствий), то ли теракт на самой базе, то ли халатность подвыпивших российских наемников - так или иначе, не только привели к "серийному" повреждению нескольких самолетов. Но, похоже, и к взрыву склада с боеприпасами (и/или топливом), появлению десятков раненых разной степени тяжести (кое-что из этого вынуждено было признать даже МО РФ, но затем вдруг опять ушло в "глухой отказ"). Более того - к вероятному повреждению взлетно-посадочной полосы.
Принципиальный момент. Сообщения из "пабликов" сирийской оппозиции, сначала недоверчиво ссылавшихся на российский "Коммерсант" (давно ставший образцом лояльности) подтвердил не кто иной, как официальный пропагандист Кремля! Это сотрудник финансируемого покровителем троллей и ботов путинским поваром Евгением Пригожиным "Федерального агентства новостей" Роман Сапоньков. На своей странице "Вконтакте" он опубликовал фотографии поврежденных самолетов и такую подпись: "Все же пострадала техника. Предварительно шесть Су-24, один Су-35С, один Ан-72, один Ан-30 разведчик, один [вертолет] Ми-8", - говорится в подписи. Сапоньков уточнил, что два Су-24 и Су-35С удалось ввести в строй.
На сообщение обратил внимание Telegram-канал Directorate 4, который занимается обзором военных действий в Сирии. Как уточняет Directorate 4, у сфотографированной военкором Сапоньковым (?) боевой машины разрушен правый цельноповоротный стабилизатор и осколком пробита гидросистема. Причем ранее стало известно, что охрану российской авиабазы Хмеймим усилили после минометного обстрела. Повторим, что 3 января сообщалось, что 31 декабря на авиабазу Хмеймим было совершено нападение, в результате которого были уничтожены семь самолетов. Впоследствии в Минобороны РФ решились на полуправду, объявив, что минометный обстрел действительно был, и в ходе него погибли (!) двое военнослужащих, однако самолеты якобы не пострадали. Тот же Сапоньков написал о взрыве склада, просьбах "помолчать" от сирийских и российских друзей, а также о десятках тяжелораненых, которых вывозили бортами в Россия. Здесь, однако, возникает некоторая нестыковка.
Поскольку несколько позже над Хмеймимом появился летающий госпиталь. Со ссылкой на информацию авиаспоттеров было уточнено, что речь идет о Ил-76МД 223-го летного отряда, вылетевшего с военного аэродрома Чкаловский в Московской области. Самолет проследовал через воздушное пространство Турции, покружился вокруг авиабазы в Хмеймиме, и развернулся на север, в сторону России. Позднее он приземлился в аэропорту Анапы (Сочи). Данная информация подтверждается порталом Flightradar24. Причина подобного маневра неизвестна, однако может быть связана с обстрелом базы боевиками 31 декабря, в свою очередь уточняет Directorate 4. Да только вот не приземлиться Ил-76МД мог и по другой, более банальной причине - неготовности взлетно-посадочной полосы, в силу ее повреждения взрывом, беспорядка или еще каких-либо подобных мотивов.
Несмотря на давление МО РФ "Коммерсант" свой материал не снял, что наталкивает на мысль, что некие группировки в российской власти стараются использовать инцидент в своих внутренних целях.
Такую конспирологическую, но не лишенную здравого смысла версию спустя несколько часов выдает телеграм-канал "Незыгарь", который по крайней мере еще летом вел некто из окружения российского олигарха Виктора Вексельберга, а соответственно, человек информированный. Версия эта, которая вполне может оказаться направленным сливом, на чем российские каналы в Телеграме ранее не раз ловили, сугубо внутренняя, состоит в следующем:
Первичная публикация в "Коммерсанте" об уничтожении 7 самолетов ВКС на авиабазе в Хмеймим появилась 3 января в 23.05 по Москве. В этот момент министр обороны Сергей Шойгу уже находился в Хакасии (куда он прибыл утром 3 января). Пресс-служба МО никак не смогла ответить на публикацию в газете по банальной причине - министр обороны спал, а санкции у пресс-службы на комментарии не было.
Далее, утром 4 января пресс-служба МО сделала свое первое заявление, что информация "Коммерсанта" - фейк, но сам факт нападения на военную базу, однако, признала. Сама же газета ссылается на два военно-дипломатических источника. Есть мнение ("Незыгарь"), что эти источники необходимо искать или в штабе ВКС, или среди личного состава базы в Хмеймим. Издание "Коммерсант" после заявления Минобороны не стало снимать статью. Тем самым довольно нагло давая понять, что информация "Коммерсанта" имеет право на существование.
В свою очередь, ни одно крупное зарубежное издание не дало информацию по нападению на базу Хмеймим, хотя сам факт обстрела был зафиксирован службами США (откуда это известно "Незыгарю" неясно). По словам неких экспертов, то, что информация о ЧП на базе не утекла в СМИ говорит о серьезной координации между военными штабами России и США (это явный реверанс властям).
Вторым источником информации, продолжает "Незыгарь" (а мы вынуждены несколько повториться) подтверждающим факт повреждения самолетов стал "военный корреспондент", а фактически сотрудник Федерального агентства новостей и "Журналисткой правды" Роман Сапоньков. Эти издания принадлежат Евгению Пригожину. Сапоньков не просто подтвердил факт уничтожения самолетов, а опубликовал "доказательные" фотографии, сделанные на базе. Что подтверждает наличие заинтересованных в утечке информации лиц в среди сотрудников Минобороны.
С этого момента в блоге начинается небезынтересный анализ внутренних политических раскладов в Кремле.
Само появление в "Коммерсанте" информации, объявленной Министерством обороны фейком, не случайно и может быть связано c гендиректором издания Владимиром Желонкиным. Он до 2006 года был ближайшим помощником Сергея Пугачева (олигарха, ныне скрывающегося от российских властей в Европе). При экс-министре Сердюкове возглавил в Минобороне Управление по работе с верующими военнослужащими; а затем по рекомендации Суркова и поддержке замминистра обороны Николая Панкова возглавил медиагруппу "Звезда". С приходом Шойгу Владимира Желонкина выгнали и он устроился у тогдашнего министра регионального развития Олега Говоруна. Сам Николай Панков до сих пор сохраняет свое место в Министерстве обороны. Генерал Панков - сотрудник ФСБ, а в начале 2000-х при, Сергее Иванове возглавлял аппарат Совета безопасности РФ.
По мнению "Незыгаря", подтвердится ли впоследствии факт уничтожения российских самолетов на базе Хмеймим или это все же фейк - политическим пострадавшим уже стал министр обороны Сергей Шойгу, против которого, скорее всего, и была развязана эта кампания. Ведь в конце декабря министр обороны Шойгу заявил о надежной защите военной базы. При этом, к "Коммерсанту" или к Сапонькову вряд ли стоит предъявлять претензии - они профессионально сделали свою работу. В ЧП на базе в Хмеймиме выигрывают заинтересованные (а их сейчас достаточно много) в ослаблении Шойгу. Их надежды связаны с уходом министра обороны в структуры правительства. Главным выгодоприобретателем от ослабления Шойгу и любых публичных скандалов, связанных с именем министра обороны является главнокомандующий ВКС и бывший командующий Сирийской группировкой генерал-полковник Сергей Суровикин. При экс-командующим Суровикине на базе и в группировке в целом был "порядок и контроль". А при новом командующем генерале Александре Журавлеве, которого рекомендовал Шойгу, происходит катастрофа эпических масштабов.
При этом генерал Суровикин, по информации "Незыгаря" считается новым "любимцем президента". Недавно Путин лично вручил Суровикину Героя России. Многие в Администрации президента и Минобороны, рассказывает аноним, считают генерала сменщиком Шойгу. Говорят, что у Суровикина сохраняются дружеские отношения с бывшим Минобороны Сердюковым, который считал генерала Суровикина своим фаворитом и поручал ему деликатные задания, как например, создание внутренней армейской спецслужбы. Также по разговорам Суровикин выстраивает отношения с администрацией президента и так называемой "группой Чемезова" (ВПК, тяжелая промышленность, "Ростех").
Заметим, что эта кремленология никак не отменяет версий о причинах произошедшего, а именно таких. Это обычная халатность в нетрезвом состоянии, связанной с празднованием Нового Года, а в Сирии на праздниках патроны и снаряды давно заменили петарды, причем тем же Сапоньковым говорилось, что на базе находились посторонние. Или - неожиданно удачная вылазка "Свободной сирийской армии" сквозь расслабленный периметр охраны базы, что уже бывало, и залпа из старых советских гранатометов. Наконец, намек западных партнеров на то, что вегетарианские времена для россиян и асадистов в Сирии закончились, особенно на фоне происходящего в соседнем Иране.
Да и на фоне углубления деградации в самой РФ, где на днях, (кстати говоря) выяснилось, что главный бенефициар российского оборонного заказа в секторе строительства АПЛ, владелец меткомбинатата "Красный Октябрь" в Волгограде, предприниматель Дмитрий Герасименко "недоступен для общения и находится то ли на Кипре, то ли в Италии, то ли в Украине". Таким образом, исчезла и предоплата в размере примерно $83 млн (по курсу 2013 года, когда казна выделила средства). При этом мать скрывшегося хозяина швейцарской корпорации Red October International, бывшего украинского и итальянского баскетболиста, Светлана Борисовна Герасименко не только является гражданкой Украины, но и распоряжается деятельностью крупнейшего в РФ производителя проката специальных марок стали просто из своего дома в Днепре.
Что ж тут удивляться бедламу в новогоднем Хмеймиме?
Или фотографии снаряда с надписью на турецком языке - "Сочи ваш, а Хама - наша?"