Газу - в расход. Для кого ХАМАС поджигает Ближний Восток
Что произошло в больнице в секторе Газа, и каких последствий можно ожидать?
Соединенные Штаты наложили вето на резолюцию Совбеза ООН, причиной созыва которого стал прилет ракеты по больнице в Газе. Предложенный Бразилией текст, призывавший к "гуманитарным паузам" для доставки помощи мирным жителям сектора Газы, поддержали 12 из 15 членов Совбеза. Россия и Великобритания воздержались. Посол США в ООН Линда Томас-Гринфилд объяснила вето тем, что резолюция не упоминала право Израиля на самооборону. По той же причине воздержалась и Великобритания, потребовавшая также указать, что ХАМАС, контролирующий Газу, использует гражданских лиц в качестве живого щита. До начала голосования Совбез отклонил две поправки, предложенные Россией, с призывом к "немедленному, длительному и полному прекращению огня и прекращению нападений на мирных жителей", фактически ставивших Израиль в положение виновной стороны.
Кто и зачем ударил по больнице в Газе?
Ракетный удар по больнице Аль-Ахли в Газе был нанесен вечером, 17 октября. ХАМАС обвинил в нём Израиль, заявив, что погибло 500 человек, и эту версию подхватила половина мира. Вторая половина взяла паузу, поскольку Израилю не было смысла бить по больнице, и либо попадание его ракеты было случайностью – либо ракета была не израильской. В настоящее время установлено, что ракета, поразившая больницу, была выпущена "Палестинским исламским джихадом" - относительно небольшой группировкой, более радикальной, чем ХАМАС. Дежурная версия – случайный сход с траектории/ неудачный пуск с территории больницы.
Аббревиатура ПИД в отношении палестинских джихадистов отчего-то не прижилась, но в чем проблема? Была же ПИДЕ – и, ничего, порядок был. Так что далее по тексту вместо "Палестинский исламский джихад" будет ПИД, для кратости.
Случайность удара, нанесенного ПИД по больнице, не установлена, а предполагается, исходя из презумпции невиновности. Преднамеренный удар с расчетом повесить трагедию на Израиль, возможен, но прямых доказательств нет, хотя дальнейшие постановки могли бы сойти за косвенные. А интервью в окружении тел погибших, с мертвым ребенком на руках — это постановка с целью отключить у зрителей критическое мышление, оставив голые эмоции. Аналогичные постановки: убить самим и обвинить Израиль, палестинцы организовывали уже много раз. Это сразу ставит точку на любых попытках уравнивания их с израильтянами.
Постановочный характер видео и фотоматериалов из Газы: сначала живой щит из гражданских, своих или чужих, затем демонстрация трупов – их общая черта. Руководителей ХАМАС и ПИД учили и учат российские инструкторы, а русские только так и работают.
Заявленное число жертв также вызывает большие сомнения, а проверить его невозможно. ООНовцы, работающие в Газе, тупо отрабатывают номер, повторяя данные, спускаемые им ХАМАС. Иной информации, а тем более списков погибших они не имеют и не стремятся получить. Признаков взрыва, способного убить 500 человек, что привело бы и к большим разрушениям здания, тоже нет. Судя по всему, число погибших ХАМАС завысил раз в десять. Конечно, и 50 погибших — тоже трагедия, но, как бы то ни было, Израиль в данном случае по больнице удар не наносил. Кроме того, Израиль вообще не стал бы наносить удары по сектору Газы, если бы его не атаковали ХАМАС и ПИД. Это означает, что вина за все жертвы среди гражданского населения лежит на ХАМАС и его младшем партнере.
Обвинить Израиль любой ценой!
Но невиновность Израиля никого не заинтересовала. Мир остался разделенным на две части. Одна из них поддерживает израильский план: уничтожить террористов и закрыть проблему ХАМАС в секторе Газы. Вторая пытается найти оправдания ХАМАС, упирая на последствия "израильской оккупации" и продвинуть таким образом очередное компромиссное перемирие. Первая половина приветствует продолжение операции, признавая неизбежность издержек, включая жертвы среди мирного населения. Вторая упирает на то, что 2,5 миллиона человек, населяющих сектор Газы, не могут быть террористами поголовно. И, коль скоро мирные жители, попав в гущу боевых действий, страдают, с этим нужно что-то делать. Например, выводить их из зоны конфликта – но тут выясняется, что выводить их некуда. Никто не хочет принимать палестинцев, по крайней мере, в тех местах, куда такие массы людей можно было бы оперативно вывести. Мест, собственно, два: Египет, и, с большим трудом, Иордания: через гуманитарный коридор по израильской территории и Западный берег реки Иордан.
События в секторе Газы вызвали вспышку ненависти к Израилю во всем арабском мире на народном уровне — то, что войну начал ХАМАС, там никого не интересует. Позиция исламских политиков не столь однозначна, но те из них, кто по разным причинам, склонен поддержать скорее Израиль, чем ХАМАС, не могут не считаться, в той или иной мере, с настроениями своего населения. Одним арабским миром поддержка Газы не ограничивается. Турция заняла двойственную позицию, в Европе есть большие мусульманские общины, а также отбитые на всю голову леваки, которые проводят сейчас демонстрации в поддержку "страдающей Газы". У таких демонстраций есть и прочное основание в виде права "арабского народа Палестины" на своё государство зафиксированое резолюциями ООН. В США тоже нашлись леваки и выходцы с Ближнего Востока: в Конгрессе была внесена резолюция с призывом к администрации Байдена о немедленной деэскалации и прекращения огня в "оккупированной Израилем Палестине", а в здание Капитолия прорвались с аналогичными требованиями единообразно одетые протестующие.
Поскольку тема палестинско-израильского конфликта до предела заболтана и утоплена в сиюминутных интересах множества политических сил, разобраться в ней можно, только рассмотрев ситуацию по элементам и деталям. Начнем, пожалуй, с "мирных жителей Газы".
Очень условные мирные жители
Значительная часть жителей сектора Газы, формально мирных, по сути, является готовым резервом ХАМАС.
Напомню, что ХАМАС захватил власть в секторе Газы военным путем в 2007 году, уничтожив активных сторонников более умеренного движения ФАТХ и запугав остальных. С 2006 года там не было выборов. ХАМАС осуществлял в секторе гражданскую власть и занимался распределением гуманитарной помощи, без которой в Газе, лишенной нормальной экономики, не выжить.
Согласно опросу, проведенному Палестинским центром политических исследований с 8 по 11 марта 2023 года, если бы в секторе Газы состоялись выборы, 45% жителей поддержали бы ХАМАС, открыто провозглашающий целью уничтожение Израиля военным путем, а за более умеренный ФАТХ, допускающий существование двух государств, палестинского и еврейского, проголосовали бы только 32%.
Впрочем, умеренность сторонников ФАТХ, судя по тому же опросу, отстает от радикализма ХАМАС на 5-10% максимум. Так, 71% опрошенных в секторе Газа и 66% на Западном Берегу, где у власти находится ФАТХ, поддержали создание вооруженных группировок, атакующих Израиль, а 87% считают, что власти Палестинской автономии не должны мешать этим группировкам.
В секторе Газы более половины жителей моложе 18 лет, и вся система образования: и школы, и Исламский универстите Газы контролируется ХАМАС.
Не удивительно, что в погромах кибуцев на юге Израиля участвовали не только боевики, но и формально мирные жители. Это выяснил BILD, опросив выживших израильтян. Мирные дети, женщины и старики, шли второй волной, добивая раненых и глумясь над трупами.
Кибуцы на границе с сектором Газы были очень левыми. Они поддерживали контакты с палестинскими соседями, многие жители Газы у них работали: безработица для возрастной категории 19-29 лет в секторе Газы — 70%. "Мы ходили к ним на свадьбы, всегда отстаивали их права. Весь кибуц выходил на демонстрации за Газу, а они так ударили нам в спину", — рассказал мужчина, несколько часов просидевший с семьей за стальной дверью в убежище, которую мирные жители не смогли взломать и пытались залить под неё горючую жидкость, чтобы сжечь убежище с его обитателями, но не преуспели. Боевики, вероятно, справились бы, но на все убежища их не хватило.
Можно, конечно, сказать, что это были другие палестинцы, не те, кто поддерживал с жителями пострадавших кибуцев дружеские отношения. Но свидетельства выживших и фото, сделанные уцелевшими камерами наблюдения в почти поголовно вырезанном кибуце Беэри, этого не подтверждают. А выжившие рассказали, что слышали из убежищ радостные голоса знакомых им женщин и детей, которые грабили их дома, и слышали, как они добивали раненых, крича им "Хаг самеах!" – "Счастливого праздника!".
Это объясняет категорическое нежелание Египта организовать на Синайском полуострове лагеря, в которых могло бы укрыться мирное население, пока Израиль разбирается с ХАМАС. Проблема в том, что нет надежных критериев, позволяющих отделить "мирных палестинцев", которые тоже есть — наверное, хотя это не точно, от деятельных сторонников террористов. А жупел "страдающих мирных жителей" давно стал оружием в информационной войне против Израиля. Кроме того, египтяне опасаются что Израиль не допустит беженцев из Газы назад – а в Египте хватает своих исламских экстремистов. Похожая ситуация и в Иордании.
Недомолвки и мифы
- Возможно ли выполнение резолюции ООН 1947 года?
Нет, невозможно. У палестинцев как народа нет социальной базы для государственного строительства. Созданная на основе Соглашений Осло 1993-95 г.г., Палестинская автономия развалилась на два враждующих анклава, живущих за счет гуманитарной помощи. Большая часть их населения считает целью №1 уничтожение Израиля. Дееспособных государственных структур за 30 лет палестинцы не выстроили, их автономия – просто желудок, переваривающий гуманитарку, в то время как мозг думает, как нанести Израилю наибольший ущерб.
Иными словами, создания палестинского государства в первую очередь не хотят сами палестинцы – им, занятым ненавистью к Израилю и распилом гуманитарки, просто не до этого. А во вторую очередь, его не хотят соседние Египет и Иордания, стремящиеся выстроить хорошие отношения с Западом, и понимающие, что такое "государство", если его всё-таки создадут на средства сторонних спонсоров, неизбежно станет рассадником терроризма.
- А что "народ Палестины", он существует?
Сейчас – уже да. "Народ-беженец", хронически обездоленный, обиженный, гонимый, поколениями живущий в лагерях без шансов улучшить свою судьбу любым способом, кроме эмиграции – а эмигрировать трудно, – сознательно создан арабскими странами и СССР как постоянный резервуар, способный порождать радикальные элементы, используемые затем против Запада. Впоследствии из этого вырос весь исламский терроризм.
Тем, кто видит в палестинцах только жертв непреодолимых внешних обстоятельств, стоит вспомнить, что такую же судьбу готовили и для еврейских поселенцев. Если в сектор Газы в 1948 году прибыло 200 тысяч беженцев-арабов с территории нынешнего Израиля, то в будущий Израиль тогда же прибыли 200 тысяч беженцев-евреев со всего арабского мира. Но израильское ополчение отбилось от соседей, пытавшихся оккупировать его территории, а беженцы-евреи интегрировались в израильское общество. Кстати, арабы, не убежавшие из Израиля, тоже получили израильское гражданство и тоже не хотят иметь в соседях "палестинское государство". И жители ПА его не хотят, о чем свидетельствуют опросы. Они понимают, что их положение – гуманитарный рай, по сравнению с тем адом, который им устроят вчерашние террористы, получившие государственное признание в полном объёме. Кастровская Куба — пример такой трансформации, но на Ближнем Востоке, привыкшем к крови, всё будет жестче, чем на расслабленном острове в теплом море. Здесь ближайшим примером будет скорее Кампучия при Пол Поте.
Кому выгоден нынешний виток конфликта?
ХАМАС долгое время финансировали Турция и страны Залива. Но в последние годы они стали налаживать отношения с Израилем, и ХАМАС стал им не нужен. Правда, ХАМАС подкармливают Иран и Россия, но они требуют практических результатов. И ХАМАС, стремясь сохранить политический бизнес, сыграл ва-банк, вынуждая Израиль на жесткий ответ с тем, чтобы мусульманские страны, начавшие нормализацию отношений с Израилем, были вынуждены хотя бы отчасти свернуть её, считаясь с настроениями собственного населения. В дальнейшем ХАМАС рассчитывает выйти на очередной переговорный пат.
Россия нуждается в открытии второго фронта, который оттянул бы на себя часть военной и экономической помощи, оказываемой Западом Украине. Она щедро проспонсировала операцию ХАМАС, переведя ему через контролируемую Москвой криптобиржу Garantex, специализирующуюся на финансировании терроризма, порядка $100 млн. И хотя ближневосточная авантюра, скорее всего, только ускорит перевод западной экономики на военные рельсы, в связи с осознанием неизбежности большой войны, временные трудности со снабжением Украины она, бесспорно, создаст. Рассчитывая на них, Россия пытается сейчас перейти в контрнаступление под Авдеевкой.
В Тегеране с тревогой наблюдали за успехами США в подготовке сделки, которая позволила бы Саудовской Аравии нормализовать отношения с Израилем в обмен на американские гарантии безопасности. Это усилило бы позиции саудитов, соперничающих с Ираном за региональный контроль. Взрыв ситуации, по меньшей мере, заморозит переговоры на долгий срок.
Нападение на Израиль случилось на фоне длительной борьбы вокруг судебной реформы, расколовшей страну, и больших проблем у Нетаньяху, притом, не только политического, но и уголовного характера. То, что израильские спецслужбы проспали нападение, усугубило эти проблемы ещё больше. Окончательное решение вопроса с ХАМАС и сектором Газы сплотило бы страну, а лавры победителя списали бы с Нетаньяху большую часть его грехов.
Кто и зачем ломится в переговорщики?
В настоящее время в роли посредников и модераторов переговорного процесса лидируют США. Байден пытается усадить за один стол премьера Израиля Нетаньяху, короля Иордании Абдаллу II, президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси и президента Палестины Махмуда Аббаса. План – так себе по многим причинам, но лучшего сегодня не предложить. По мере его реализации могут созреть коррективы. Впрочем, реальные перспективы палестино-израильского урегулирования – отдельная тема.
К переговорам хотят подключиться Турция и Катар. Турция – потеснив США и заняв позицию посредника между палестинцами и Израилем, причем, палестинцы в данном случае – не только, и не столько Аббас, которому 88 лет, и который в ПА не очень популярен. Катар, еще один "гуманитарный" спонсор ХАМАС – в качестве посредника между другими возможными лидерами ПА и США, как мостик, вводящий их в переговоры. И, наконец, в посредники рвется Россия. При большой удаче – надеясь немного потеснить США. При меньшей – в качестве представителя самых радикальных палестинских группировок, чьи интересы она будет готова обменять на уступки в свою пользу по Украине.
Прогноз на обозримый период
Наземная операция Израиля в Газе, не столько кровавая, сколько затяжная, но и кровавая тоже, неизбежна. Создание зоны безопасности для типа-мирных жителей на юге сектора Газы, на границе с Египтом — весьма вероятно. Туда дадут воду и электроэнергию. На фоне этого будут идти вялые, фактически тупиковые переговоры.
Некоторое снижение приоритета Украины в мировой повестке уже произошло и, скорее всего, продолжится. Это, к сожалению, стало прямым выигрышем Москвы.
Большой войны, тем не менее, пока не начнется. Хотя два ТВД – украинский и ближневосточный, — несомненные ТВД одной войны, в которой антизападный блок Россия-Иран-КНДР-КНР противостоит либерально-рыночному Западу.