Счастливы вместе. Почему колумбийцы любят своих коррупционеров
Референдум, на котором граждане Колумбии должны были одобрить или отвергнуть пакет драконовских мер в отношении коррупционеров, был провален из-за полного отсутствия интереса к нему со стороны избирателей, не обеспечивших даже скромную минимальную явку в 34%. Что это? Лень или мудрость? И если бы такой референдум проходил в Украине, то пошли бы голосовать украинцы?
Если бы референдум удался и большинство участников проголосовало бы "за", то колумбийским депутатам снизили бы зарплаты. Были бы обнародованы сведения о принадлежащей им и членам их семей собственности. Чиновников-коррупционеров сажали бы только в тюрьму, а не под домашний арест, на госслужбу не принимали бы тех, кто в прошлом уже был уличен в коррупции, а тем, кого принимали бы, ограничили бы срок работы, исходя из того, что коррупционные соблазны мало-помалу подтачивают даже самые устойчивые к ним души.
Казалось бы, иди и голосуй, и пусть жизнь соседа-депутата станет чуточку хуже, то есть больше похожа на твою! Или, наоборот, иди и проголосуй против, поддержав неформальную систему социальных связей, компенсирующих слабость государства. Но нет! Граждане не стали голосовать ни "за", ни "против", а предоставили событиям идти так, как они идут, просто оставшись дома.
Что мог бы дать колумбийцам пакет антикоррупционных законов, не считая приятного чувства, что соседу, который жил слишком уж хорошо, стало теперь жить немного хуже? С одной стороны, бюджет Колумбии из-за коррупции теряет, по оценкам экспертов, до $17 млрд ежегодно. С другой — эти $17 млрд не исчезают бесследно, а просто распределяются и расходуются вне бюджетных рамок. И если только эти миллиарды не выводятся в офшоры, а остаются в стране, то их распределение вполне может компенсировать бюджетные просчеты. В конце концов, официальный бюджет Колумбии, похоже, не очень-то и социален — к такому выводу приводит, к примеру, соотношение между минимальной зарплатой и зарплатой колумбийского конгрессмена, составляющее 1:40.
Что касается уровня коррупции в стране, то тут колумбийцы — твердые середнячки: 99-е место в рейтинге из 180 стран, с 37 позитивными баллами из 100 возможных. Для сравнения: на первом месте — Новая Зеландия, 89 баллов, взятку дать сложно, но до верхней планки в 100 баллов все-таки остается целых 11. На последнем, 180-м — Сомали, 9 баллов из 100, не дать взятку просто неприлично, вас не поймут. На 134-м — Украина с 30 баллами, на 128-м — наша соседка Молдова, 31 балл, на 141-м — Россия. Но особо не радуйтесь, у России 29 баллов. Словом, как вышли мы все из СССР, так по-прежнему шагаем в ряд, а до Колумбии нам еще расти и расти.
Да, и еще одна деталь: Колумбия на 36-м месте в рейтинге счастья, ощущаемого ее жителями, с 6,357 балла. На первом месте — Норвегия, 7,537 балла, на 49-м — нет, вы не поверите — Россия. С 5,963 балла она опережает Японию, все страны Балтии, Южную Корею, Румынию, Гонконг и кучу других стран, уровень жизни в которых ощутимо выше. Поистине, пропаганда творит чудеса.
А Украина в этом списке 132, у нас 4,096 балла, и за нами, увы, только Афганистан, Гаити, Сирия и группа наименее благополучных африканских стран. Конечно, это среднее субъективное ощущение, а не экономический показатель, но все же...
Словом, когда в стране тепло, поскольку нет времен года и есть традиция сиесты, а цены на коку и ее производные вполне демократичны, то тащиться на избирательный участок, чтобы испортить жизнь какому-то парню, сумевшему устроиться чуть лучше, чем ты, никому неохота. Впрочем, около трети избирателей все-таки пришло, явка недобрала каких-нибудь 6%... Что это? Не хватило тени и гамаков? Колумбийским коррупционерам явно стоит задуматься над тем, достаточно ли они близки к народу.
Между прочим, в рядах коррупционеров недавно обнаружился глава антикоррупционного комитета Луис Ривера, торговавший личными данными свидетелей по делам о коррупции. Свидетелей в Колумбии вообще сильно недолюбливают, эта традиция особенно закрепилась при Пабло Эскобаре, а сдали Риверу американцы. Его арестовали по запросу властей США и будут судить в Майами. Вот ведь, не дает кому-то покоя простое колумбийское счастье.
Еще один пример, отвращающий колумбийцев от попыток добиться Абсолютной Справедливости, — соседняя Венесуэла. Миллионные толпы венесуэльцев ломятся сейчас в Колумбию за продуктами и лекарствами — те, у кого есть на что их купить или которые рассчитывают что-то продать и получить за это деньги. Например, волосы на парики.
Между тем венесуэльская катастрофа началась именно с усиления государственного контроля и борьбы с коррупцией, и для того, чтобы превратить страну в руины, Чавесу и его наследнику Мадуро понадобилось всего-то каких-нибудь десять лет. И колумбийцы, глядя на своих соседей, понимают, что лучше не вмешиваться в естественные процессы. Пусть лучше уж в стране будет щепотка коррупции — не много и не мало, а в меру, для придания вкуса жизни и в качестве социального института, позволяющего смягчать несовершенства законов. С такой коррупцией, родной и понятной, колумбийцы чувствуют себя достаточно счастливыми. Если же ее убрать, то возникнет социальное дупло, в котором, того и гляди, поселится какой-нибудь местный Мадуро, недалекий и глуповатый, но желающий немедленно осчастливить всех и каждого, все у всех отобрав и лично переделив.
Так вот, возвращаясь в Украину... Как бы повели себя украинские избиратели на аналогичном референдуме? Хватило бы у них здравого смысла не поддерживать крайности или они дружно ломанулись бы голосовать, протаптывая дорожку, к примеру, для какой-нибудь ушлой, лгущей как дышащей, дамы или для одаренного разнообразными талантами, от юриспруденции до высокого искусства, но при этом похожего на ожившего мертвеца и ни на кого более, джентльмена. Ну, я не знаю...