Без пустоты. Почему G7 не ввела новые санкции против России

Некоторые страны ЕС не готовы к темпу Белого дома

Министры иностранных дел стран-членов "Большой семерки", которые собрались на саммит в итальянском городе Лукка, не дали хода новым санкциям в отношении военного руководства России и Сирии в связи с химической атакой, произведенной на прошлой неделе.

Первым об этом сообщил брюссельский корреспондент "Радио Свобода" Рикард Йозвяк. "Санкции ЕС в отношении военнослужащих из России в связи с событиями в Сирии не будут обсуждаться завтра, когда встретятся члены ЕС", - написал он в два часа ночи в Twitter. Потом об этом же написало агентство Bloomberg. А еще через некоторое время появилось официальное подтверждение из уст министра иностранных дел Франции Жан-Марка Эро. Но, подчеркнул он, да, Башар Асад не может быть частью будущего Сирии.

Сам вопрос новых санкций возник еще 7 апреля, когда министр финансов США Стивен Мнучин, комментируя применение зарина в сирийской провинции Идлиб, заверил, что Вашингтон "в ближайшем будущем" подумает о новых санкциях против Сирии. Дамаск уже раньше получал на орехи - ограничительные меры вводили администрация Джорджа Буша и Барака Обамы. Теперь, вероятно, настало время администрации Дональда Трампа.

Но о России тогда еще не говорили, предоставив возможность ущипнуть Кремль британскому министру иностранных дел Борису Джонсону, которого ранее замечали в обществе российского миллиардера Евгения Лебедева.

Газета The Times, принадлежащая другу Трампа Руперту Мердоку, написала ранее, что бывший мэр Лондона едет в Италию не с пустыми руками, а с огромным желанием добиться ужесточения санкций не только против Сирии, но и России. Он час общался с госсекретарем Рексом Тиллерсоном, а затем продолжил обрабатывать представителей Германии, Италии, Канады, Франции и Японии. К обсуждению во вторник подключились и ключевые союзники США - Саудовская Аравия, Иордания, Катар и Турция.

И все это проходило при активном участии Тиллерсона, который уже в среду должен встретиться с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, но не с Владимиром Путиным. С ним встречу Кремль отменил.

Сама угроза санкций, на которых настаивал тот же Джонсон, уже стала серьезным аргументом в диалоге госсекретаря с Лавровым, дав ощутимое преимущество. Но с санкциями не срослось. По той простой причине, что представители "Семерки" разошлись во мнениях. Некоторые попросту не видели в этом необходимости

Ожидаемо не наблюдался энтузиазм у немецкой и итальянской сторон. Например, Зигмар Габриэль, не так давно избранный на пост главы МИД Германии, обтекаемо посоветовал разубедить Россию в ее "нерушимой верности" Асаду. По словам лидера эсдеков, "нужно сделать все возможное для того, чтобы Москва прекратила сотрудничество с Асадом".

А журналист AP стал свидетелем беседы итальянского и японского министров Анджелино Альфано и Фумио Кишиды в кулуарах саммита. Они обсуждали Северную Корею и, конечно, же Сирию. Оба при этом согласились, что Россия должна участвовать в любом разрешении кризиса в Сирии. Японцы, заметим, еще надеются добиться определенного прогресса в вопросе Курильских островов. А что до Альфано, то Рим вместе с эсдеками Габриэля входят в группу путинферштехеров - "понимающих Путина".

Так, близкий к Сильвио Берлускони сенатор Маурицио Гаспарри даже выступил с предложением к президенту Италии Серджо Маттарелле во время визита в РФ пригласить Путина на саммит G-7 в Таормине (Сицилия), который будет проходить 25-27 мая. "Нужно немедленно отменить самоубийственные экономические санкции, принятые Западом, сделать из Италии ведущую силу в диалоге и сотрудничестве между Америкой, НАТО и Российской Федерацией, как это произошло в 2002 г. в Пратике-ди-Маре по инициативе Берлускони", - заявил сенатор.

Франция...Францию в последнее время нельзя отнести к лоббистам интересов Москвы в ЕС. Речь, конечно, непосредственно о Франсуа Олланде и его союзниках. Елисейский дворец не в восторге от кибердеятельности россиян в стране и активной поддержки лидера "Нацфронта" Марин Ле Пен или кандидата республиканцев Франсуа Фийона. Но с другой стороны, именно приближающиеся президентские выборы занимают все внимание Парижа. Французам сейчас попросту не до того, чтобы вмонтировать новый рычаг давления на Москву.

Канада же поддержала новые санкции. Премьер-министр Джастин Трюдо, находясь с визитом во Франции, заявил: "Следует поставить Россию в известность об ее ответственности за кровавые действия режима Асада на прошлой неделе. Поэтому мы всегда открыты к сотрудничеству с нашими друзьями, союзниками и партнерами ради отправки России посыла с помощью санкций и других мер".

Опять-таки, по данным прессы Мердока, Тиллерсону есть чем оперировать, ставя условия Москве. Возможно, европейские союзники решили, что раз есть, чем давить, то санкции можно отложить до лучших времен.

Конечно же, новый пакет запретительных мер стал бы тяжелой конницей для Тиллерсона. Штатам теоретически еще есть по кому бить в России. К примеру, под санкции вполне мог бы попасть верный союзник Путина, министр обороны Сергей Шойгу, который находится с 2015 г. в черном списке Украины. Еще один претендент - генерал-полковник Андрей Картаполов, который 19 декабря возглавил Группировку российских войск в Сирии. Он уже находится в санкционном списке Европы с 16 февраля 2015 г., когда он был замначальника Генштаба. Или непосредственно отец гибридной войны и глава Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, против которого весной 2014 г. ввели санкции ЕС и Канада.

Помимо Картаполова, можно выделить целую группу так называемых "сирийских генералов". К ним относятся: главнокомандующий ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев, который руководит авиационной группой в Сирии; командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей Кобылаш; замначальника Главного оперативного управления Генштаба генерал-лейтенант Станислав Гаджимагомедов; начальник Национального центра управления обороной генерал-лейтенант Михаил Мизинцев, наладивший межведомственную работу по организации действий войск в Сирии; "говорящая голова" - начальник Главного оперативного управления Генштаба генерал-полковник Сергей Рудской; начальник инженерных войск генерал-лейтенант Юрий Ставицкий, руководивший разминированием Пальмиры.

Однако важно понимать, что санкции в отношении военных чиновников, о чем говорил Джонсон, по своей сути имеют лишь символическое значение

Да, оба режима опираются на военную элиту. Но в этом-то и загвоздка - сам статус всех этих генералов, по сути, запирает их внутри страны, а активы либо надежно спрятаны в офшорах, либо остаются недосягаемы для Запада на территории РФ. Так что угроза главы МИД Британии, как и отмена его поездки в Москву 10 апреля, - не более чем малозатратные намеки Кремлю.

И во-вторых, Берлин и Рим придерживаются мнения, что перед тем, как наказывать Кремль, нужно провести независимое расследование атаки в Хан-Шейхуне, чтобы выяснить все детали трагедии. То есть они осуждают и понимают мотив Вашингтона, но осторожничают. Ведь одно дело - обвинить режим и пожурить Москву, а с другой стороны - решиться на такой кардинальный шаг, как введение нового пакета санкций вдобавок к крымским и тем, что были введены Штатами за вмешательство в выборы.