Символическая порка. Что Вашингтон имел в виду, вводя санкции против Дубинского и Деркача

Минфин США ввел санкции в отношении группы украинцев из-за их вмешательства в американские выборы

В новый санкционный список Минфина США внесли 7 украинских граждан и 4 СМИ / Depositphotos

9 сентября 2020 г. американское Министерство финансов сделало первый серьезный шаг в деле о "пленках Деркача", отредактированных, как подчеркивают в Вашингтоне, записях разговоров Петра Порошенко и Джо Байдена в их бытность президентом Украины и вице-президентом США соответственно, — ввело санкции в отношении депутата ВР Андрея Деркача.

Самого Деркача, выпускника Академии ФСБ РФ (бывшей Высшей школы КГБ им. Дзержинского), спецслужбы Соединенных Штатов маркировали как многолетнего "агента российских спецслужб".

Вчера, 11 января, т.е. под инаугурацию Байдена, Минфин внес в "черный список" еще нескольких людей, аффилированных с Деркачом. А именно:

Александра Онищенко — скрывающегося от украинского правосудия экс-нардепа, который, по данным Минфина, предоставил отредактированные записи, впоследствии обнародованные Деркачом в мае—июле 2020 г. для "дискредитации официальных лиц США и оказания влияния на выборы в США"; 

Александра Дубинского — депутата ВР от президентской партии "Слуга народа", участвовавшего в совместной Деркачом пресс-конференции;

Константина Кулика — экс-прокурора ГПУ (ныне это Офис генпрокурора), которого СМИ связывают с олигархом Игорем Коломойским, вместе с Деркачом распространявшего ложные обвинения в международной коррупции;

Андрея Телиженко — бывшего дипломата, недолго проработавшего в посольстве Украины в Вашингтоне, который, как считается, отвечал за организацию встреч Деркача с гражданами США. Также встречался с адвокатом Дональда Трампа Рудольфом Джулиани, когда тот участвовал в поиске компромата на Байдена; стал частым гостем в его подкастах;

Дмитрия Ковальчука — медибизнеспартнера и помощника Деркача в Раде 6—7 созывов;

Антона Симоненко — еще одного бизнес-партнера и помощник Деркача в Раде;

Петра Журавля — политолога, связанного с Деркачом, активно комментировавшего "пленки".

Кроме того, под санкции попали четыре информагентства: ООО "Ера-Медиа" и ООО "Скептик"/"Бегемот Медиа" (Журавель), информагентство Only News и Nabuleaks (Деркач).

То есть, медийные рупоры Деркача, через которые осуществлялась кампания по вмешательству в американские выборы.

Санкциями по санкциям…

Несомненно, решение Вашингтона наказать агента российского влияния и его соратников за подрывную работу против американской демократии — очень важное и для фигурантов санкционного списка, и для отношений между Украиной и США.

Но давайте все же зададимся следующими вопросами. Какой эффект от санкций? Какова практическая польза? Станут ли они действенной мерой наказания?

Да, ранее посольство США подчеркнуло, что "больно" будет: санкции затрагивают и юрлица фигуранта "черного списка"; могут быть введены в отношении других персон и организаций, которые оказывают "материальную поддержку" подсанкционным физическим и юридическим лицам.

Все это так. И все же любые подобные меры более всего эффективны в отношении тех, кто свои дела ведет непосредственно в Соединенных Штатах или с американскими организациями.

Например, Игорь Коломойский. В отношении бизнесмена ФБР проводит расследование по подозрению в отмывании денег, выведенных из ПриватБанка через фирмы-прокладки, посредством покупки объектов недвижимости и промышленности в США.

Тем же, у кого бизнеса в Штатах нет, жить хоть и становится несколько сложнее, но не настолько, как это представляется новостным лентами и соцсетями.

Взять того же Деркача, которого внесли в санкционный список еще в начале осени. Или же кума Путина Виктора Медведчука. Он под санкциями уже не один год, и что? Просто переписал все на супругу и продолжает выступать в роли флагмана кремлевской политики непосредственно в Украине.

Дубинский, кстати, по данным ЦПК, тоже уже переписал свои "словацкие компании" на жену.

Нельзя сказать, что санкции, о которых объявил вчера американский Минфин, абсолютно бесполезны.

Нет, они могут привести к неприятным последствиям. К примеру, к тому, что Онищенко, Дубинский, Кулик, Телиженко, Журавель и Симоненко — лично (и лишь с неизвестной длительности задержкой — опосредовано) станут "нерукопожатными" для украинских банков.

И к тому же придется выдумывать новые способы ведения бизнеса (выстраивать новые схемы транзакций) и своей деятельности, исключая из цепочек банки американские.

Это хоть и создает определенные трудности и повышает издержки, но все же украинские, да и в целом, постсоветские "умельцы", давно набили руку в создании различных финансовых схем, позволяющих им оставаться в тени.

Так что, если в Вашингтоне на самом деле решили (а на то похоже) не сымитировать, а покарать этот своеобразный "отряд Деркача", то администрации Байдена нужно будет выработать по отношению к ним комплексный подход.

Такой подход, который позволил бы сделать санкции действительно эффективными; который бы смог принудить Банковую к сотрудничеству в борьбе с людьми, вмешивавшимися в американские выборы.

И здесь важно понимать, что пусть президент Владимир Зеленский и пытался дистанцироваться от проводимой Трампом и Джулиани кампании по дискредитации Байдена, но сам же свел на нет свои усилия, когда Офис генпрокурора и ГБР открыли дела на основании "пленок Деркача" — о госизмене и в связи с возможной незаконной записью разговоров (их якобы писал Порошенко).

И Зеленский, у которого просто идея фикс "посадить Порошенко", эти расследования поддержал, вновь влезая в американскую внутреннюю политику своими призывами дождаться выводов правоохранительных органов.

С учетом всего этого, введение пресловутых санкций следует воспринимать как послание — тем, кто стоит за Деркачом и Ко (российским кураторам, Коломойскому) и Банковой.

Примечательно и то, что месседж передал госсекретарь, назначенный еще Дональдом Трампом.

Таким образом Майк Помпео ставит точку в своих отношениях с уходящим президентом и предельно четко обозначает приоритетность в консолидации и единство мнений обеих партий касаемо украинского вопроса.

Вот таково это послание — непрозрачный намек на то, что в Вашингтоне обо всем прекрасно помнят и держат на карандаше.

Следовательно, уже после инаугурации Байдена давление может усилиться непосредственно на Офис президент.

Со стороны же Банковой было бы мудро попытаться ликвидировать промахи с делами по "пленкам Деркача" и способствовать их закрытию, ввиду того, что вышеупомянутые отредактированные записи — так себе улика.

И не следует в очередной раз рассказывать о том, что президент не имеет права вмешиваться и не вмешивается в работу правоохранительных органов. Несмотря на существование в рядах "слуг" различных групп влияния, Зеленский и его окружение по-прежнему имеют монополию на власть.