"Идиот в Белом доме". Почему Трамп — это лучший президент США

А что если миссия Трампа в том, чтобы на своем примере показать несостоятельность старых методов управления?
Фото: Getty Images

Известный американский журналист-расследователь Боб Вудворд написал книгу "Ужас: Трамп в Белом доме". Идею для названия дала фраза Трампа, которую тот, будучи еще кандидатом в президенты, сказал в 2016 г. в ходе интервью с Вудвордом и репортером "Вашингтон пост" Робертом Костой: "Реальная власть — это страх".

Книга поступит в продажу с 11 сентября, но сигнальные экземпляры были заранее разосланы в редакции ведущих газет, с тем чтобы их там разобрали на цитаты, что и случилось.

Скандальные разоблачения — главная специализация Вудворда. Первая слава пришла к нему еще в 1974-м, когда он вместе с Карлом Берстайном выпустил книгу  "Вся президентская рать" (All the President's Men) об Уотергейтском скандале.

С тех пор Вудворд выпустил еще 11 книг: в 1976 г. — The Final Days, также в соавторстве с Бернстайном, об отставке Никсона;  в 1987-м — Veil: The Secret Wars of the CIA — о директоре ЦРУ Уильяме Кейси, работавшем в этой должности в 1981–1987 гг. при Рональде Рейгане; в 1996-м — The Choice, о повторном выдвижении Биллом Клинтоном своей кандидатуры на выборах 1996 г.; в 1999-м — Shadow: Five Presidents and the Legacy of Watergate, об историческом значении Уотергейта и скандалах в следующих, после Никсона, президентских администрациях; в 2002-м — Bush at War и в 2004-м — Plan of Attack  — о войнах в Панаме, Кувейте и Ираке и ходе подготовки к ним; в 2005-м, снова в соавторстве с Бернстайном, — The Secret Man, о секретном агенте ФБР Уильяме Фелте, сыгравшем ключевую роль в Уотергейтском скандале; в 2006-м — State of Denial: Bush at War, Part III, новые факты о войне в Ираке 2003 г.; в 2008-м еще раз продолжил тему действий администрации Буша в Ираке книгой The War Within: A Secret White House History (2006–2008). Все перечисленные книги стали бестселлерами в США, что является абсолютным рекордом.

И вот, после 10-летнего перерыва, в свет выходит 13-я по счету книга Вудворда, посвященная Дональду Трампу. Любопытно, что Обама не удостоился его внимания — так посредственность и бесцветность в очередной раз показали себя наилучшей формой защиты от критики.

Материал для книги, по словам Вудворда, ему дали продолжительные интервью с участниками и очевидцами того, как работает Белый дом при Трампе, которые он проводил "в глубокой тайне". Таким образом, Вудворд сразу дал понять, что не намерен раскрывать свои источники.

Впрочем, тема о том, как все плохо в Белом доме, далеко не нова, и рынок трампологии в США изрядно переполнен. В начале января вышла в продажу книга американского журналиста Майкла Вулфа "Огонь и ярость: внутри Белого дома Трампа" (Michael Wolff "Fire and Fury: Inside Trump White House"), анализирующая поведение Трампа и его окружения в ходе президентской кампании 2016 г. и в первые месяцы пребывания в Белом доме. Ее общий вывод: даже окружение Трампа считает его непригодным для должности президента. А в середине августа появилась книга Крейга Унгера "Дом Трампа, Дом Путина" (Craig Unger "House of Trump, House of Putin"), в которой скомпилированы и связаны общей логикой обвинения Трампа в связях с русской мафией, имевшие ранее разрозненное хождение.

Иными словами, Вудворд со своей книгой несколько запоздал, отчего и вынужден был активно наверстывать упущенное. Впрочем, ход с сигнальными экземплярами оказался удачным: опубликованных цитат хватило для громкого скандала, гарантирующего высокий уровень продаж.  

В числе прочего Вудворд рассказал об истории дебатов между Трампом и его адвокатами о том, надо ли президенту идти на допрос к спецпрокурору Мюллеру, приведших в итоге к уходу адвоката Трампа Джона Доуда, посчитавшего, что Трамп не готов к встрече с прокурором и в случае реального допроса будет обвинен в лжесвидетельстве. Но Трамп, которого беспокоила возможная реакция на отказ от дачи показаний, решил иначе."Я буду реально хорошим свидетелем", — заявил он Доуду. "Вы не хороший свидетель, — ответил тот. — Господин президент, боюсь, я ничем не смогу вам помочь".

Вудворд приводит и высказывание Трампа о генпрокуроре Джеффе Сешнсе, который дистанцировался от расследования. Взбешенный Трамп обозвал его предателем и "умственно отсталым южанином". Есть в книге и эпизод, когда Трамп, обратившийся к президенту Египта Абдель Фаттаху ас-Сиси с просьбой освободить из заключения сотрудника одной благотворительной организации, натолкнулся на его вопрос: "Дональд, меня тревожит это расследование. Ты останешься или уйдешь?" Трамп пересказал разговора Доуду, сказав, что это было "как удар под дых".

Попал в книгу и эпизод, когда Трамп, после химической атаки авиации Асада в апреле 2017 г., потребовал устранения президента Сирии. "Давайте к черту убьем его!" — предложил он в телефонном разговоре с главой Пентагона Джеймсом Мэттисом. Мэттис, уходя от конфликта, согласился, но приказал разработать более взвешенный план, который Трамп в конечном итоге и одобрил. Определенно, Башар оказался после этого перед Мэттисом в большом долгу. 

Бывший экономический советник Трампа Гэри Кон, уволенный 2 апреля, рассказывал, что просто крал со стола Трампа опасные документы, которые он требовал подготовить ему на подпись. Таких эпизодов было по меньшей мере два: Кон выкрал проекты распоряжений о выходе США из Североамериканского соглашения о свободной торговле НАФТА и из торгового соглашения с Южной Кореей. Позже Кон рассказал своему помощнику, что сделал это ради защиты национальной безопасности и что Трамп не заметил пропаж.

Вудворд пишет и о том, что Трамп постоянно унижает сотрудников своей администрации, а они платят ему презрением, но вынуждены работать с тем президентом, который есть. Мэттис, который, по словам Вудворда, оценивает интеллект Трампа на уровне "пяти- или шестиклассника",  говорил своим друзьям, что не может выбирать, на какого президента ему работать, и отводил душу забавными рассказами о странном поведении Трампа, который постоянно перескакивает на свои любимые темы: сдерживание иммиграции и заговор СМИ против него.

Руководитель аппарата Белого дома Джон Келли оказался менее сдержан. Вудворд рассказал, как на одном из совещаний в узком кругу Келли заявил о Трампе: "Он идиот. Бесполезно пытаться убеждать его в чем-то. Он сбрендил. Мы живем в атмосфере безумия. Я даже не понимаю, зачем мы здесь. Хуже работы у меня не было".

Предшественник Келли, Райнс Прибус, жаловался на то, что не может удержать Трампа, который сеет хаос. По его словам, рано утром и субботними вечерами президент устраивает настоящую бурю в "Твиттере" с непредсказуемыми последствиями. Трамп, в свою очередь, презирал Прибуса, которого называл "маленькой крысой, шныряющей туда-сюда". Кстати, на выход книги Вудворда Трамп в "Твиттере" уже отреагировал, написав, что "пора ужесточить закон о клевете", и обозвав книгу Вудворда "никчемной и гадкой".

В свою очередь, Мэттис и Келли уже заявили, что никогда не говорили того, что приписывает им Вудворд. Естественно, им никто не верит, в первую очередь сам Трамп, репутация которого просто обрекает книгу на успех.

Попробуем, однако, взглянуть на ситуацию немного под другим углом. Быть может, Трамп просто шоумен, играющий публичную роль "идиота в Белом доме" и канализирующий на своей фигуре избыточное внимание, а также большую часть недовольства властью?  Он может делать это добровольно, по зову сердца, а может и по принуждению, причем в этом случае в качестве принуждающего фактора выступает сама логика событий, в которые он оказывается вовлечен.

При этом Трампа почти невозможно лишить его роли трикстера. Его нельзя отправить в отставку, ибо его фигура —  прямой выбор граждан США. Хотя, с другой стороны, выбирать им было особо и не из чего, поскольку Хиллари Клинтон в Белом доме едва ли была бы чем-то лучше.

Но и катастрофы с появлением Трампа в президентском кресле тоже не произошло. Что это означает? Вероятно, то, что реальные решения принимают вовсе не в Овальном кабинете. Некоторые догадки о том, что центр принятия решений давно уже сместился куда-то в сторону, всплывали и раньше. Окончательный перелом произошел, похоже, во время правления Клинтона, при котором эпоха президентского лидерства и окончилась. И теперь реальные решения принимают в... Но, собственно, где и кто их принимает?

Поиски настоящего центра принятия решений приведут нас в разные интересные места — если не в тайное убежище рептилоидов, то на планету Нибиру, или на Совет Ордена тамплиеров, или на заседание Сионских мудрецов, не говоря уже о штаб-квартирах глобальных корпораций. Беда лишь в том, что каждая из этих версий при внимательном анализе не сработает, и ее придется отбросить. И после рассмотрения всех мыслимых и немыслимых вариантов мы упремся в единственно возможный ответ: решения глобального характера на осознанном уровне в настоящее время не принимаются нигде и никем. Мировая система вышла из-под контроля, поскольку слишком усложнилась, отчего попытки глобального планирования измельчали до частных и третьестепенных вещей, большей частью связанных с подготовкой к очередным выборам. Все остальное идет, как идет, в рамках самоорганизующихся систем, некоего многократно усложненного подобия реакции Белоусова–Жаботинского, но только глобального характера, с циклическим изменением большого числа параметров, осциллирующих около точки равновесия и находящихся в сложной взаимосвязи.

При таком взгляде на Трампа его появление в Белом доме уже не выглядит катастрофой. В терминах боконизма, религии, описанной Куртом Воннегутом в "Колыбели для кошки", Трамп — типичный ранг-ранг, то есть человек, который отваживает других людей от определенного образа мыслей, примером своей собственной жизни доводя его до абсурда. Надо сказать, что у Трампа это получается очень убедительно, а значит, оценив ситуацию объективно, нам придется признать, что лучшего президента у США сегодня и быть не могло.

Правда, у Воннегута все закончилось не очень хорошо, можно даже сказать, достаточно скверно. Но и тут надо признать, что описанный в его романе ранг-ранг, председатель Национального комитета поэтов и художников в защиту немедленной ядерной войны Кребс, не имел к случившейся катастрофе ни малейшего отношения. Конец света породила цепочка вполне логичных действий, каждое из которых было предпринято с добрыми  намерениями. Впрочем, и Дональд Трамп в своей нынешней роли, вероятно, тоже желает творить только добро.