Со шлепанцами на выход. Серый кардинал объявил войну Белому дому

Стив Бэннон заигрался и больше не будет курить сигары с влиятельным другом
Фото: AFP

Фанат Дарта Вейдера, Сатаны, Дика Чейни и по совместительству главный стратег Белого дома Стив Бэннон таковым больше не является. В смысле, стратегом и, судя по всему, верным последователем президента США. В пятницу об этом сообщил ряд изданий вроде The New York Times и CNN, а затем и спикер администрации Сара Сандерс подтвердила эту информацию.

"Глава аппарата сотрудников Белого дома Джон Келли и Стив Бэннон пришли к взаимной договоренности, что сегодня - последний день работы Стива. Мы благодарим его за работу и желаем ему всего наилучшего", - говорится в распространенном заявлении.

Слухи о возможном уходе Бэннона - этой, вероятно, самой неоднозначной и спорной фигуры в администрации - ходят не первый месяц. Альтернативный правый медиамагнат, отставной офицер Тихоокеанского флота и экс-специалист Goldman Sachs с течением времени начал вызывать дискомфорт у Трампа. Потому президент задумался о том, чтобы избавиться от советника. Так закончился взлет Бэннона и началось падение. Но за ним вполне может последовать новый взлет, только уже отдельно от президента-шоумена. 

Восхождение...

Почти два года назад, 17 августа, Бэннон получил должность "исполнительного директора" кампании Трампа, когда у Пола Манафорта из-под ног начала уходить почва в связи со скандалом из-за "амбарной книги" Партии регионов. Через два дня она действительно ушла. Точнее, Манафорт ушел с поста главы штаба в тень - стал непубличным советником будущего президента. Руководитель Breitbart News же стал крепнуть. Хотя такой человек, как он, не мог не спровоцировать обратную реакцию демократов и медиа. Через неделю New York Post написала, что в 1996 г. Бэннону было предъявлено обвинение в бытовом насилии, но обвинения были в конечном итоге сняты, а популист не признал себя виновным.

Следующий карьерный скачок произошел 13 ноября, когда Трамп назвал его главным стратегом администрации. После инаугурации Бэннона пустили в Совет нацбезопасности, что довольно необычно. Ведь ранее спецы по политическим направлениям в эту важнейшую межведомственную структуру не входили. В общем, Бэннон окунулся с головой в интриги внутри администрации. Его влияние усилилось. Time даже задавалась вопросом, отдав ему обложку, не является ли он вторым самым могущественным человеком в мире.

...и падение Бэннона

Но счастье "альтернативного правого" длилось недолго. Уже 20 февраля Трамп назначает новым советником по нацбезопасности генерал-лейтенанта Герберта Макмастера вместо погоревшего на связях с РФ Майкла Флинна.

У Бэннона, заметим, и без того хватало противников в Белом доме. Например, он боролся за влияние на президента и на государственные процессы с зятем-советником последнего Джаредом Кушнером. А еще были те, кого стратег в шлепанцах называет "глобалистами", в том числе советник по экономическим вопросам Гэри Кон. Тоже, к слову, экс-сотрудник Goldman Sachs. Только Бэннон выбрал стезю идеологических потрясений после работы в инвестбанке, а Кон остался верен принципам экономической целесообразности.

Но вернемся к Макмастеру, который становился все сильнее. В результате уже 4 апреля Бэннон лишился кресла в Совете по нацбезопасности, а заодно и теплого отношения Трампа. Это прекрасно читалось по последовавшим комментариям президента в СМИ. Так, в интервью New York Post он говорил, что Бэннон - отличный парень, но он-то к кампании довольно поздно подключился. А на следующий день сказал The Wall Street Journal, что стратег - просто "парень, который работает на меня". Это еще не был крах Бэннона, поскольку ему удалось, вопреки сопротивлению Иванки Трамп и Кушнера, добиться решения Трампа о выходе из Парижского соглашения по климату 1 июня. Просто потому, что это было одним из ключевых обещаний магната с Манхэттена, который поддерживает представителей углеводородной промышленности.

Воодушевленный успехом, Бэннон настаивал на 44%-ной ставке для богатых, что не понравилось ни другим республиканцам, ни самом Трампу. А 27 июля появилась информация, что он создал "теневую пресс-службу", что эксперты по этике окрестили беспрецедентным и, возможно, незаконным шагом.

На фоне информационной травли нарастало противостояние Бэннона с "глобалистами/исламистами" в Белом доме, особенно с Макмастером. Генерал, к примеру, на прошлой неделе уволил троих людей, приведенных еще Флинном. А ведь после его увольнения именно Бэннон получил фактический контроль над ними - ультраправыми Эзрой Коэн-Уотнике (директор по разведке в Совете), Дереком Харви (эксперт по Ближнему Востоку) и Ричем Хиггинсом (глава офиса стратегического планирования). Макмастер не мог стерпеть, что его подчиненные заглядывают в рот какому-то выскочке с торбой популизма. Последовала реакция этого выскочки, который через свой Breitbart News и другие дружественные сайты начал "валить" Макмастера, обвиняя того в контакте с бывшей командой Обамы, симпатиях к "исламистам". Он даже разыграл карту израилефобии, зная о чувствах Трампа к этой стране. Бэннон продвигал тезисы, что генерал, мол, настроен против Иерусалима и вредит планам президента.

Эту битву Бэннон проиграл, поскольку Макмастера поддержали и новый руководитель аппарата Белого дома, генерал-морпех Джон Келли, и Джаред Кушнер, и Гэри Кон. Можно сказать, это был приговор. Обиженный на всех, Бэннон пустился во все тяжкие. Во-первых, дал интервью либеральному изданию The Prospect (?!). Во-вторых, пошел против позиции Трампа по КНДР. 

По его мнению, военного решения эскалации ядерного кризиса с КНДР не существует. "Нет военного решения, забудьте об этом... Пока кто-то не решит уравнение, которое покажет мне, что 10 млн человек в Сеуле не умрут в первые 30 минут после применения обычного оружия, я не хочу знать, о чем вы толкуете. Здесь нет военного решения", - сказал он. А накануне ведь Трамп обещал Киму "пламя и ярость". Бэннон попытался снова перенести акцент на противостояние с Китаем, что было топ-темой во время кампании Трампа и в первые месяцы его управления страной. И снова провал. Тут уже выиграл Кон. Уолл-стрит в его лице против протекционизма в ведении бизнеса с таким серьезным рынком.

Что дальше

The end, как говорится. Но сам Бэннон разъярен. Он не утратил желания вести подковерную борьбу и плести интриги. Майк Аллен, редактор проекта Axios, созданного сооснователем Politico Джимом ван де Хеем, в пятницу отметил, что бывший серый кардинал намерен "вести войну" с чиновниками в администрации из окопов родного Breitbart News. К слову, Аллен также рассказал о еще одном промахе Бэннона в Белом доме - он пытался заполучить все внимание Трампа. "Мы знаем, что президент Трамп этого не любит", - добавил журналист.

Но Аллен несколько недооценил Бэннона, потому как тот начал войну не просто с обидчиками - Макмастером, Коном, Кушнером, но замахнулся (хоть и с некоторой ноткой сожаления) на самого президента. В пятницу он уже дал первое интервью - журналу The Weekly Standard. И заявил, что "президентство Трампа, за которое мы боролись и получили, завершилось". Бэннон прогнозирует, что Трамп под давлением советников выберет более "обычный" путь в будущем, что помешает радикальным изменениям, которые президент пообещал во время кампании. "Что Трамп обещал - пограничную стену. Где финансирование для пограничной стены, одного из его основных требований? Где оно?" - вспомнил он, к примеру.

Бэннон с холодной головой или горячей, но пошел против президента. И против друга, как уже упоминалось выше. А он ведь занимал особое вместе в окружении нынешнего хозяина Овального кабинета. New Yorker со ссылкой на источники среди республиканцев писал в июне, что он был больше, чем просто единомышленником для Трампа.

"Представьте, что у вас в семье есть очень сильная 71-летняя личность. И у нее есть приятель для игры в гольф, который является его лучшим другом, и они ходят играть в гольф, пьют и курят сигары. То есть то, что он (Трамп) действительно хотел делать - курить сигары. А семья говорит ему: "Курение сигар вредно для тебя, и врач сказал, чтобы ты этого не делал. Он, такой: "Я знаю, я знаю... Слушайте, я не курю сигары!". А затем он уходит со своим приятелем играть в гольф. И угадайте, что они делают? Они курят сигары", - рассказал журналистам один из "слонов".

Так что да, бывший главный стратег очень многое потерял. Стив Бэннон сотворил немало конфликтов, но в итоге и сам рухнул под их весом. А команда Трампа на самом деле в итоге сильно изменилась. В ней стало меньше тех, кто создавал проблемы. А это плюс для Украины.

На фотографии ниже видно, что из "старых" приближенных остался лишь Майк Пенс. И то потому, что вице-президента отбирали очень тщательно и при участии республиканцев с расчетом на вероятную замену ненадежного популиста в Овальном кабинете.

Уволены, кроме Бэннона, Флинн (13 февраля), Прибус (28 июля). Сам, но в результате с конфликта с директором по коммуникациям Энтони Скарамуччи (кстати, тоже заигрался с Трампом и лишился должности спустя 10 дней после назначения - 31 июля), ушел Шон Спайсер (21 июля). Спайсера заменила Сара Сандерс, а Скарамуччи - 28-летняя дочка известного PR-специалиста из Ogilvy Public Relations Worldwide, бывшая фотомодель и "эмоциональная поддержка" президента Хоуп Хикс.