Рябенок против империи. Готовы ли белорусы к закрытию Лукашенко российских СМИ

Житель Калинковичей добивается запрета негласного флагмана российской пропаганды за белорусофобию, делая Минску неудобно

На днях российское информационное агентство Regnum.ru опубликовало статью "Беларусь уходит из Русского мира исподтишка, с учетом украинского опыта". Данный материал стал лишь самой выдающейся частицей в череде откровенно антибелорусских публикаций на российских черносотенных ресурсах. Учитывая международную обстановку, данное обстоятельство стало поводом для дискуссии о необходимости для белорусских властей заняться информационной безопасностью.

Отметим, что Regnum — самое влиятельное издание в ландшафте неофициальных имперских, крайне радикальных ресурсов вроде "Спутник и погром", "Империя", "Колокол России", "Русская правда", "Свободная пресса". Влиятельнее его разве что газета Александра Проханова "Завтра". Сооснователем данного агентства является Модест Колеров, в прошлом советник президента России по межрегиональным и культурным связям и действительный кавалер ордена Украинской православной церкви (Московского патриархата) преподобного Ильи Муромца. Ему запрещен въезд в Литву, Латвию, Эстонию и Грузию.

Regnum.ru последние несколько лет регулярно публикует материалы, которые смело можно назвать информационными атаками. В них осуждается белорусизация (от популяризации вышиванок до более широкого употребления белорусского языка). Из белорусов пытаются слепить этаких бульбобандеровцев. Причем основной посыл — белорусские власти благоприятствуют активности местных националистов и ментально-культурному отходу белорусов от России.

Вот и в упомянутой статье Беларусь названа "сумасшедшим недогосударством", белорусы — не народом, а белорусский язык —диалектом русского.

Данные фантазии оскорбили жителя города  Калинковичи Дениса Рябенка, обратившегося в прокуратуру с требованием заблокировать данный ресурс. Мол, разжигает межнациональную рознь.

Этот случай на самом деле отличный повод для руководителя Беларуси Александра Лукашенко заняться обеспечением информационной безопасности подчиненной ему страны. Ведь большинство белорусов десятилетиями живут в информационном и культурном пространстве РФ. Транслируются российские телеканалы, продается российская пресса, демонстрируются российские фильмы. Радиоэфир заполнен российской попсой.

Как рассказал в комментарии для ДС белорусский корреспондент Radio France Internationale Геннадий Шарипкин, в опросах на улицах Минска, которые он проводил для радио в разгар медиаистерии, девять человек из десяти говорили буквально фразами из новостей российского ТВ, оборотами Дмитрия Киселева.

Учитывая наличие на территории РБ российских военных баз, попытки Лукашенко метаться между Москвой и Евросоюзом и желательность для Владимира Путина новой "маленькой победоносной войны", как бы Беларуси не стать новым Крымом и Донбассом.

Однако пикантность ситуации заключается в том, что в такое положение себя и свою страну Лукашенко загнал сам. Более того, он и к власти пришел на проповедовании идей "русского мира", на них и культе "Великой Отечественной войны" удерживался.

Мы удивляемся рейтингам "Интера" и скорости, с которой разбирают у метро газету "Вести". При этом у нас был Майдан, оккупирован Крым, идет война. Но у белорусов всего этого пока не было и нет. И сказать им теперь "отказываемся от российского"?

Какой бы послушной ни была основная масса белорусов, но, как подчеркивает Шарипкин, у них могут возникать вопросы к правителю, которые вынуждают его к определенному лавированию и во внутренней политике.

"Российский ТВ-продукт доминировал в белорусском телевизоре, соответственно, все это обрушилось и на Беларусь — распятые дети, ликвидация в Украине снегирей в пользу проукраинских синиц etc. А вот действия главы белорусского государства вызывали очевидную растерянность у белорусского ТВ-потребителя: встреча с Турчиновым, даже комплименты в его адрес от Александра Лукашенко, потом еще более теплые встречи с Порошенко. А далее была и негативная оценка "русского мира", и упреки в адрес образования — мало белорусского языка в школах, и вышиванки стали трендом чуть ли не на госуровне. При этом же к белорусам, приносившим цветы к памятнику Шевченко во время киевских событий, у белорусской милиции постоянно возникали претензии", —говорит он.

Если говорить о некоем последовательном, тотальном информационном противодействии российской пропаганде, то его так и не появилось. Украинский телеканал, о вещании которого в Беларуси еще в декабре 2014 г. договорились Лукашенко и Порошенко, не транслируется. Белорусские телеканалы заметно увеличили украинский продукт в своем вещании, но это все  развлекательный контент.

"В Беларуси тревогу бьют по поводу "регнумовских" статей лишь оппозиционеры. Власти просто наблюдают, ловя пропагандистские сигналы, как за рупором-агентством радикально-черносотенских российских сил", — отмечает в комментарии для "ДС" белорусский политический обозреватель Кирилл Позняк.

"Между тем белорусские власти довольно часто цензурят российский медийный контент, распространяемый на страну из Москвы. Так, новости российских каналов не раз в период различных экономических войн выходили с купюрами. До сих пор постоянно из юмористических передач вырезаются сцены, в которых шутят о Лукашенко. По всей видимости, Минск намерен отвечать на информационные атаки контрпропагандой. В последнее время в государственных белорусских СМИ стали чаще появляться материалы против посягательств на независимость страны извне", —добавляет он.

Шарипкин в свою очередь замечает, что продвигать информационную безопасность Беларуси в государственных СМИ некому: "Ротации кадров не замечено. Сложно как-то десятилетиями говорить о безоговорочном братстве, а потом вдруг вспоминать о Великом княжестве Литовском и победах белорусского оружия под Оршей над московским войском. Указания сверху на смену информационного курса не было, поэтому белорусизация носит исключительно декоративный характер, фольклорный, местами лубочный.

Прежняя формула "лететь на двух крылах" не меняется. Тут вот вам немного славной белорусской истории, тут — послушаем московских братьев о бандеровцах и страшном Западе. Хотя даже такая белорусская составляющая в госСМИ может смягчить шок при, допустим, отказе от российского медиапродукта. Если он вдруг случится. Но для этого надо время. Также не стоит забывать, что белорусская либерализация — это очень даже обратимый процесс, как дышло".

Таким образом, РФ остается главным политическим и экономическим партнером Беларуси, при этом обе страны в кризисе. До закрытия российских телеканалов, по всей видимости, дело не дойдет, во всяком случае, при всех сложностях отношений Минска и Москвы это понятные Кремлю сложности. Очевидно, что Минск никуда "уходить" не собирается, и в Кремле это тоже понимают.

Поэтому вместо судебных исков к Regnum мы видим суд над Эдуардом Пальчисом, публиковавшем у себя на сайте очерки об отечественной истории и назвавшем Россию страной-агрессором. Парня осудили условно. Да, не посадили, но и Москве реверанс, и нового политзаключенного не появилось. Такая вот многовекторность, понимаешь.