Русский авось. Почему путинские соколы с "Адмирала Кузнецова" тонут в Средиземном море

Российская боевая авиация продолжает доказывать в Сирии свою несостоятельность

На фоне продолжающейся войны в Сирии и все большего втягивания России в этот конфликт весь мир не без сожаления следил за эпопей российского авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", который 15 октября отправился с Северного моря в Средиземное. К 10 ноября группа кораблей не без приключений (по пути россиянам отказали в дозаправке Испания и Мальта) добралась до берегов Сирии.

Задачей его авиационной группировки было усиление воздушного прикрытия сирийских правительственных войск, ведущих борьбу сразу на нескольких фронтах. И это при том, что на борту российского авианосца находилось всего 12 самолетов (8 Су-33, 4 МиГ-29КР/КУБР) и 7 вертолетов (1 Ка-52К, 1 Ка-31Р, 4 Ка-27, 1 Ка-29). Фактически это был очередной пиар-ход российской пропаганды, чтобы показать могущество российской военной машины и ее возможности, ведь очевидно, что вклад авиакрыла мог быть только чисто символическим.

Сразу по прибытию летчики стали совершать разведывательные полеты, для того, чтобы по приказу из Кремля начать бомбежку объектов в Сирии. Уже по ходу "путешествия дымного авианосца" в СМИ (особенно западных) высказывалось мнение, что во-первых, такая довольно небольшая группа не сможет оказать реального влияния на ход боевых действий, а во-вторых, крайне низко оценивалась как подготовка летчиков морской авиации, так и техническое состояние вертолетов, а особенно самолетов.

Ведь подготовка летчиков для МиГ-29КР/КУБР началась только весной этого года, а первую посадку на авианосец они совершили только в августе. До этого были полеты на тренировочном авиакомплексе НИТКА (г.Саки, оккупированный Крым) и на... трехмерных тренажерах МиГа в Москве на Ленинградском проспекте! Но летчиков даже с такой минимальной подготовкой было всего восемь.

И вот события 13 ноября подтвердили ожидания военных экспертов (причем как западных, так и российских). Первым об аварии сообщил крайне авторитетный авиационный ресурс http://www.combataircraft.net. По его версии, возвращаясь с разведывательного полета по неизвестным причинам упал двухместный МиГ-29К из состава 100-го отдельного авиаполка морской авиации Северного флота. Уточнялось, что летчик катапультировался и был подобран спасательной командой. Вскоре эту информацию для американского телеканала Fox News подтвердили на условиях анонимности сразу два офицера американской разведки. По последним данным, полет выполнялся парой и второй самолет после аварии ушел от греха подальше на наземный аэродром Хмеймим в Латакии.

Когда мировые агентства на перебой крутили ролики с пометкой "Срочно!", выдавило из себя официальную информация и российское военное ведомство. Причем сообщалось, что самолет упал во время захода на посадку и, по версии россиян, летчик совершал исключительно учебный полет.

В принципе такой исход для истребителя МиГ-29КУБ был предопределен. Попробуем объяснить. Этот учебно-боевой самолет (экипаж 2 человека) был создан на базе палубного истребителя МиГ-29К фактически по заказу Индии, после того как в начале 2004 года российская самолетостроительная корпорация "МиГ" подписала контракт на поставку ВМС Индии многофункциональных истребителей для базирования на авианосце "Викрамадитья".

Первый полет истребителя МиГ-29КУБ состоялся 20 января 2007 года, а после поставок индусам несколько адаптированный самолет (так, на него вместо западной электроники стали ставить местную) пошел и на вооружение морской авиации России.

Однако в августе 2016 года Индию потряс скандал: надзорные ведомства опубликовали отчет о состоянии вооруженных сил страны, из которого следовало, что состояние закупленных корабельных истребителей крайне плачевное. Так, исправность (один из ключевых показателей эффективности вооружения) МиГ-29КУБ находилась в критических пределах от 21,30% до 47,14%. Тогда же независимые военные специалисты стали говорить, что, по всей видимости, несмотря на молчание российских военных, российский вариант МиГ-29КР имел аналогичные недочеты в конструкции. Речь идет о недостаточной прочности складывающегося крыла, ненадежной работе электрической и гидравлической систем самолета и других недочетах.

Так что срочное "выталкивание" авианосца в "Средиземку" априори могло принести только проблемы с эксплуатацией еще не доведенных и не достаточно освоенных службами самолетов. Но все это перечеркивалось влажными мечтами о "первом в истории применением Россией палубной авиации" и орденами для адмиралов и генералов Военно-космических сил. В итоге российская авиация в очередной раз показала свою несостоятельность.

Вообще стоит напомнить, что применение авиации на таком удаленном театре боевых действий как Сирия было крайне неудачно для Кремля.

Первая потеря самолета произошла уже 24 ноября 2015 года, когда после входа в турецкое воздушное пространство летчиком патрульного турецкого истребителя F-16 был сбит истребитель - бомбардировщик Су-24М. Летчики катапультировались, но командир экипажа подполковник Олег Пешков погиб. Второй пилот был обнаружен и спасен. В этот же день был уничтожен Ми-8, который совершал поисково-спасательную операцию в месте падения Су-24М.

Следующая потеря произошла 12 апреля 2016 года. Осуществляя очередной боевой вылет, при возвращении на базу, потерпел крушение Ми-28Н. Экипаж в составе летчика Андрея Окладникова и штурмана Виктора Панкова погиб.

В середине мая на авиабазе в провинции Хомс боевиками в результате огневого налета были уничтожены четыре вертолета Ми-35. 8 июля 2016 года при выполнении боевого задания погибли Ряфагать Хабибуллин и Евгений Долгин. Их Ми-35 был сбит с земли попаданием в рулевой винт, вследствие чего вертолет потерял управление и рухнул на землю.

1 августа 2016 года в сирийской провинции Идлиб в результате обстрела с земли был сбит вертолет Ми-8АМТШ. Все члены экипажа (пять человек) в том числе пилот Роман Павлов и правый пилот Олег Шеламов погибли.

И, наконец, 4 ноября был сбит (по другим данным - совершил вынужденную посадку по техническим причинам) очередной боевой вертолет Ми-35М. Экипаж был спасен.

Итого, по проверенным и непроверенным данным, на данный момент ВКС России в ходе войны в Сирии с 30 сентября 2015 года потеряли два вертолета Ми-8, один вертолет Ми-28Н, шесть вертолетов Ми-35, один самолет Су-24М и один Су-25.

Теперь к ним добавился и МиГ-29КУБ. Учитывая самые разнообразные факторы, прежде всего недостаточную подготовку летчиков морской авиации и возможную эскалацию конфликта, можно смело говорить, что это не последняя потеря россиян в сирийской командировке.