Русофобы на марше. Как Бухарест Москву правдой обидел
"Откровенная русофобия накрыла Румынию" - так в России оценили новую Стратегию национальной безопасности, проект которой был обнародован Бухарестом несколько дней назад.
Агрессор. Официально
В документе, рассчитанном на 2020-2024 гг., впервые после Второй мировой войны Россия признается врагом: в тексте прямо и неоднократно говорится об "агрессивности" РФ. В частности, авторы Стратегии обращают внимание на наращивание российского военного потенциала на восточных границах НАТО - на милитаризацию Российской Федерацией Крыма и бассейна Черного моря, а также на присутствие российских войск в Молдове.
Есть в документе и упоминания о нарушениях Москвой "норм международного права"" и о действиях, направленных на дестабилизацию Западных Балкан и Украины.
"Это глобальная смена парадигмы, которая учитывает события в регионе, ухудшение отношений между НАТО и Российской Федерацией, распространение терроризма, гибридных и киберугроз, а также другие вызовы",- заявил президент Румынии Клаус Йоханнис на заседании Высшего совета национальной обороны 27 мая, презентуя проект Стратегии.
Документ еще не прошел все стадии утверждения, но уже заставил сильно нервничать российские власти. В Москве поспешили заявить - обвинения Бухареста "никакого отношения к реальной ситуации не имеют". "Россия не угрожала, не угрожает и не имеет в виду угрожать национальной безопасности Румынии", - подчеркнул, в частности, председатель комитета Совета Федерации РФ по международным делам Константин Косачев.
Представитель российского МИДа Мария Захарова пошла еще дальше и обвинила в создании угрозы для безопасности Румынии... саму Румынию. "Новая редакция румынской Стратегии будет использована для усиления наращивания военного присутствия США и НАТО на Черном море. Тем самым Бухарест ...вносит свою лепту в дальнейший рост напряженности и недоверия в регионе", - сказала Захарова на брифинге в четверг. Она также обвинила "румынских политиков" в дефиците "самостоятельного мышления" и готовности "обсуждать чужие конфронтационные замыслы применительно к России даже ценой собственных интересов".
Из-за заявлений - а точнее, оскорблений - Захаровой российского посла в Бухаресте вызвали в Министерство иностранных дел Румынии. В румынском внешнеполитическом ведомстве официально сообщили российскому дипломату, что "упоминание Российской Федерации в Национальной стратегии обороны Румынии не должно вызывать удивления, поскольку это является следствием известного поведения российской стороны в регионе в последние годы. Такое поведение оценивается как дестабилизирующее, в том числе ...на уровне НАТО и Европейского союза", соответственно, новая Стратегия обороны соответствует статусу Румынии как государства - члена Североатлантического альянса и ЕС.
Все, сказанное МИДом Румынии и написанное в Стратегии нацбезопасности, вроде бы очевидно и абсолютно вписывается в рамки общей европейской и евроатлантической позиции. Почему тогда документ, разработанный Бухарестом, вызвал такую острую реакцию Москвы?
Дело в том, что российские аналитики уже успели в строках румынской Стратегии увидеть очередное доказательство создания на восточном фланге НАТО у границ России на Севере и Юге "анклава" антироссийски настроенных государств бывшего социалистического лагеря.
Первой "засветилась" Польша, которая в середине мая утвердила свою обновленную Стратегию национальной безопасности, в которой объявила Россию "самой серьезной угрозой". Теперь такие же шаги предпринимает Румыния.
Возможное формирование "альянса русофобов" внутри НАТО и ЕС беспокоит РФ, так как объединившись и скоординировав свои действия, "страны-радикалы" смогут более эффективно влиять на позицию Брюсселя и корректировать ее не лучшим для Москвы образом.
Румынская угроза
На этом страхи россиян не заканчиваются.
Как известно, президент США Дональд Трамп выразил намерение вывести 9,5 тыс. из 35-тысячного американского военного контингента с территории Германии в Польшу. На сегодняшний день, по официальной информации из Варшавы, переговоры все еще продолжаются. Но, тем не менее, оценку этих намерений уже дала на этой неделе Захарова. "Конфигурация военного присутствия США в направлении российских границ не только усугубит и без того высокую напряженность в сфере безопасности на континенте, но и дополнительно осложнит перспективы выстраивания конструктивного диалога между Россией и НАТО в военно-политической сфере", - заявила представительница МИД РФ.
В Москве предполагают, что США собираются передислоцировать свои войска из Германии не только в Польшу, но и в Румынию, и эти подозрения, очевидно, усилились после обнародования новой румынской Стратегии нацбезопасности. Впрочем, основания для таких прогнозов были и раньше - в августе прошлого года, пребывая с визитом в Вашингтоне, президент Румынии сообщил Трампу о готовности своей страны принимать бОльшие американские военные контингенты. Так что, даже если в Румынию не будут отправлены войска США из Германии, все равно можно ожидать усиления американского военного присутствия в этой стране - если не на счет увеличения войск постоянной дислокации, то за счет ротационных сил на военных базах США в Румынии.
В итоге этих маневров страны - члены Организации Договора о коллективной безопасности - Россия и Беларусь - на северо- и юго-западе практически будут "взяты в клещи", что с учетом продолжающегося военного конфликта с Украиной (которая отныне имеет еще и статус партнера НАТО с расширенными возможностями) сделает западные рубежи РФ и ее военного блока линией военного противостояния - где "холодного", а где и "горячего".
Эта неприятная для Москвы ситуация усугубляется тем фактом, что в Польше и Румынии уже развернуты американской базы (Aegis Ashore) наземной противоракетной обороны (ПРО). В Москве не верят, что румынская и польская базы ПРО предназначены сугубо для обороны Европы от иранских ракет и рассматривают эти объекты как военную угрозу именно для России. Выбор этих стран для размещения наземных баз системы противоракетной обороны обусловлен тем, что и Польша, и Румыния находятся на важных стратегических направлениях, и с их территории легко контролировать российский северо-запад и черноморский регион соответственно, утверждают военные эксперты из РФ.
Более того - ряд российских специалистов по вопросам обороны вообще продвигает теорию о том, что речь идет о местах дислокации оружия для "первого обезглавливающего удара". Согласно этой концепции ракеты с польской базы могут быть нацелены на Москву, с румынской - на Сочи (этот черноморский курорт, как известно, называют "летней столицей" РФ). Когда именно Варшава и Бухарест впервые со Второй мировой войны практически синхронно называют Россию врагом, эта ситуация выглядит с точки зрения Кремля просто как небывалая угроза. Что полностью поясняет столь нервную реакцию российской стороны на последние новости про румынскую Статегию нацбезопасности.
Впрочем, и без "российской обеспокоенности" понятно, что с принятием новых концепций обороны Румынией и Польшей геополитические расклады в регионе меняются. Теперь именно Бухарест и Варшава оказываются главными форпостами антироссийского блока. И в Киеве должны осознать этот факт не только на экспертном уровне, но на уровне практической политики - в этих условиях Украина должна прилагать максимум усилий для поддержки с Польшей и Румынией стабильно продуктивных и максимально дружеских контактов. И хотя недавняя история показывает, что мы не всегда можем справиться с этим заданием, особого выбора здесь нет.